Литература
-
Уроки литературы: экология природы и души 2017
Что важнее: экология природы или экология души, «культурная, нравственная экология»? Что может сделать школа в плане духовно-нравственного развития школьников? Автор убежден, что учитель-словесник в школе сегодня выполняет важную миссию – формирует Человека. В статье показан высокий нравственный потенциал уроков, связанных с изучением поэзии. Именно она, по мнению автора, дает автору и читателю духовные крылья, помогает воспитать у взрослых и детей «хорошее сердце и правильную душу».
-
"Уроки Маяковского". Об исполнении стихов Маяковского 2009
Цель урока – помочь учиться овладеть искусством выразительного чтения стихов Маяковского, понять содержание его стихов и освоить их форму.
-
Уроки нравстаенности и добра на примере художественных произведений 2015
Урок воспитывает у учащихся нравственные чувства. Жестоким, бессердечным человек становится, а не рождается таковым. Почему, отчего это происходит? При чтении и анализе произведений А. Платонова «Юшка», Е. Носова «Кукла», Л. Андреева «Кусака» ученики пытаются ответить, как важно в любой ситуации не ожесточиться, не потерять любви к миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью и порождаем. Любить мир таким, каков он есть.
-
"Уроки нравственного прозрения, или Болевые точки преподавания литературы" (опыт преподавания литературы в старших классах) 2007
Уроки литературы раскрывают перед учениками психологический мир персонажей и побуждают их к нравственной оценке. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, ученик открывает мир новых эмоций, красоту природы, иначе говоря - путь в себя. Если мы хотим, чтобы в России были люди нравственные, отличающие добро от зла, надо, чтобы уроки литературы были самыми интересными для учеников. Для этого надо быть интересными для своих учеников. Какими будем мы, учителя литературы, таким и будет духовное состояние нашего общества.
-
Уроки нравственности 2010
Для культурного, нравственного, правового развития учеников создан интегрированный (литература и обществознание) спецкурс с 5-го по 11-й класс. В отличие от программных уроков упор делается не на изучение произведения или конкретной темы, а на развитие умения думать, рассуждать и делать выводы. На уроке ученик не получает готовое знание, а, выполняя нестандартные, необычные задания, приходит к нему в результате общей работы, и это знание он уже не потеряет, оно становится "его личным достижением".
-
Уроки нравственности в повести В.Ф. Тендрякова "Ночь после выпуска", или Как становятся взрослыми? 2013
Урок внеклассного чтения для учащихся 11 класса. Идея урока заключается в том, чтобы помочь старшеклассникам извлечь нравственные уроки из художественного произведения, предостеречь от жизненных ошибок, совершенных их ровесниками, героями повести. Предварительно учащиеся получают индивидуальные и групповые задания. Урок можно провести в конце 11-го класса, накануне выпуска.
-
Уроки нравственности Мустая Карима 2012
На уроке учащиеся изучают биографию и творческий путь М.Карима, извлекают нравственные уроки из стихотворений народного поэта Башкортостана. Учитель прививает ребятам чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.
-
Уроки первичного восприятия художественного произведения 2009
Уроки первичного восприятия произведения решают вопросы, связанные с развитием умения обучающихся обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; умения владеть монологической и диалогической речью, умения готовить сообщения; умения высказывать собственное суждение об иллюстрациях, картинах.
-
Уроки по книге Гюстава Флобера "Госпожа Бовари". Г.Флобер (1821–1880). Жизнь и творчество. "Госпожа Бовари" — "строго реалистический роман" 2009
Знакомство с личностью писателя, особенностями его мировоззрения и творчества.
-
Уроки по лирике Бориса Пастернака в 11-м классе 2011
Путем комментирования поэтических строк стихотворений учитель вводит учащихся в мир поэта, учить читать, понимать, осмысливать многозначное слово художника в контексте его времени и судьбы (используя элементы доминантного лексического анализа, приемы создания образов-ассоциаций, выразительного чтения, создания проблемных ситуаций). Ребята знакомятся с фрагментами из автобиографической повести Пастернака "Скрябин".
-
Уроки по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант". Методические рекомендации 2009
Представлены методические разработки четырех уроков, отводимых на изучение повести. Первый урок посвящен знакомству с фактами биографии В.Г. Короленко и составлению приблизительного плана повести. Второй подводит учащихся к мысли, что знакомство с Эвелиной совпадает с переходом Петра из отрочества к юности и более глубокому осознанию трагедии слепоты. Третий урок посвящен подробному анализу 5-й и 6-й глав повести. На четвертом уроке подводятся итоги.
-
Уроки по повести Н.В. Гоголя: "Майская ночь, или Утопленница", 5-й класс 2004
Представлены подробные разработки двух уроков и краткие планы еще к двум урокам по произведениям Н.Гоголя, изучаемым в 5-м классе
-
Уроки по произведениям Татьяны Толстой в 11-м классе 2008
Уроки по современной русской литературе включают анализ разножанровых произведений известной писательницы Т.Н. Толстой: рассказа "Соня" (1985 г.) и романа "Кысь" (1999 г.). Предметом анализа является нравственные и этические проблемы нашего времени. Ведущий приём исследования - аналитическая беседа с использованием данных из интервью и публицистических статей Т.Толстой.
-
Уроки по теме "Новая историческая действительность и "новый человек"; их отражение в русской литературе 20–30-х годов XX века". На примере произведений М.Булгакова и М.Зощенко 2008
Чаще всего произведения М. Булгакова и М. Зощенко изучают автономно, обращаясь к художественному миру сначала одного писателя, потом другого. Но есть и другой путь: сопоставить произведения двух авторов, увидеть "лицо эпохи" и более глубоко проникнуть во внутренний мир "маленького человека". Сопоставляя произведения двух авторов, учащиеся самостоятельно могут прийти к выводу о том, чем отличается "маленький человек" XX-го века от своего "собрата" века XIX благодаря таким мастерам прозы, как М. Булгаков и М. Зощенко.
-
Уроки прошлого (повесть Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат") 2009
Урок-размышление помогает сформировать у учащихся представление о философской концепции повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат"; воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
-
Уроки развития речи по литературе 2006
Предложенные уроки, по моему мнению, развивают творческий потенциал учащихся, помогают усвоению материала по литературе второй половины XIX века и способствуют снятию негатива по отношению к предмету.
-
Уроки словесности (интегрированный урок русского языка и литературы) 2007
Планирование уроков русского языка и литературы - это один из главных педагогических приемов, используемых в работе. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов. В условиях сельского безденежья, когда сложно обновить учебники по предметам, я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов.
-
Уроки словесности в 5–8-х классах 2008
Уроки словесности – интеграция двух предметов: русского языка и литературы. Цель – открыть для учеников мир внутри Слова, пережить то, что называется эстетическим наслаждением и переживанием. Уроки словесности в нашей гимназии – это уроки поэзии, а в 5–8 классах – уроки-откровения. Модель уроков словесности: чтение наизусть учителем – чтение вслух детьми – осмысление прочитанного – рефлексия (письменная работа).
-
Уроки словесности в контексте ситуативной педагогики: твори, дерзай и увлекай 2024
Классическая русская литература формирует в каждом человеке любого возраста стандарты морального поведения. Кроме того, как считает нейролингвист Т.В.Черниговская, сложная литература формирует сознание, а также вырабатывает алгоритмы сложного думания. Мозг пластичен в любом возрасте, он образовывает новые нейронные связи до конца жизни. Приобщать детей в школе к вдумчивому чтению очень важно. Работа учителя нацелена на то, чтобы ребёнок приходил на урок с желанием познать новое, полезное лично для него. Поэтому очень важно учителю самому внимательно прочитать и пережить идею анализируемого текста, языковой материал, подумать до урока над тем, как подавать знания, чтобы дети заинтересовались.
-
"Уроки совести и правды". Вечер в литературной гостиной, посвященный юбилею В.Г. Распутина 2007
Данная разработка - это разработка нетрадиционного урока в 11-м классе, который посвящен творчеству Валентина Распутина. На уроке учащиеся выступают в роли биографов, консультантов, литературных критиков, литературоведов. Это позволит глубже и эмоциональнее понять произведения писателя-сибиряка.
-
Уроки стилистики "Своеобразие поэтического мира Пастернака". 11-й класс 2012
Уроки по стилю Пастернака предполагают исследовательскую работу учащихся. Старшеклассники не только выявляют особенности поэтического почерка Пастернака, но учатся прослеживать общую эволюцию его поэтического мастерства. Урок формирует коммуникативную, языковую и лингвистическую компетенцию.
-
Уроки-интерпретации лирических произведений по методике В.А. Лазаревой 2006
Одна из главных целей современной школы - научить учащихся учиться, при этом современные технологии обучения ориентируются на индивидуальные потребности, интересы и склонности учащихся. Сегодня учителю предоставляется право выбирать программу и систему работы по различным педтехнологиям в рамках государственного стандарта. В современных условиях представляет интерес педтехнология В.А. Лазаревой, которая меняет профессиональное мышление, помогает создать комфортные условия для сотрудничества с детьми.
-
Уроки-мультимедиа литературы 2005
Данная форма уроков занимает особое место в моей методической копилке. В течение последних двух лет разрабатываю цикл уроков-слайдов по литературе. Удачен, на мой взгляд, урок "Проблемы нигилизма и пути его преодоления в произведениях А.С. Пушкина" в 9-м классе. Интересно наблюдать развитие проблемы скитальчества, нигилизма на протяжении 8, 9, 10 и 11 классов, отсюда и идея о создании цикла уроков.
-
Урок–анализ "Сказок (для детей изрядного возраста)" М.Е. Салтыкова–Щедрина ("Медведь на воеводстве", "Премудрый пескарь", "Вяленая вобла") 2009
Урок посвящен произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. Занятие поможет учащимся выяснить причины обращения писателя к сказкам, понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать своеобразие; повторить значение литературных терминов; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
-
Урок–анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда" 2008
Урок - анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда" является интегрированным с использованием картин западноевропейских художников, а также музыки П.И.Чайковского. Русская идея, вытекающая из анализа произведения, может показаться интересной учителям-словесникам. Урок сопровождается презентацией.
-
Урок–викторина "Счастливый случай" по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2009
Урок-викторина "Счастливый случай" - нетрадиционная форма проведения урока, составленная по аналогии с телевизионной игрой. Проводится после изучения творчества А.С. Грибоедова и позволяет не только обобщить и проверить знания учащихся, но и прививает интерес к предмету.
-
Урок–диалог "Читаем сказки – изучаем традиции" (5–6-е классы) 2009
Урок предназначен для 5-6-х классов при изучении темы "Фольклор". Это третий урок в теме "Сказки народов мира".
-
Урок–игра в 5-м классе по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона "Королевская Аналостанка" 2009
Вашему вниманию предлагается описание урока-игры в 5-м классе по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона «Королевская Аналостанка». Урок неизменно вызывает интерес у пятиклассников.
-
Урок–игра по творчеству И.А. Крылова (5-й класс) 2009
Урок в игровой форме позволяет обобщить и закрепить знания по теме, способствует развитию творческих способностей пятиклассников. Для проведения игры необходимо разделить класс на группы. Каждая группа к уроку должна подготовить инсценировку любой басни, рисунки.
-
Урок–исследование по теме "Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов XVIII–XIX вв." 2009
Цель урока – познакомить учащихся с переводом оды Горация «К Мельпомене» М.Ломоносова, А.Востокова, Н.Фоккова; проследить, как развиваются принципы русского классицизма, чем отличаются мировоззрения поэтов; развивать навык сопоставительного анализа лирического произведения.