Литература
-
Урок: "А счастье было так возможно…" (по повести И.С. Тургенева "Ася" ) 2007
Данный урок может быть проведен в 8-м или 9-м классе, так как произведение И.С.Тургенева "Ася" изучается по программе Т.Ф. Курдюмовой в 8-м кл., а по программе А.Г. Кутузова - в 9-м кл. При изучении повести рассматривается образ "тургеневской" девушки, ее судьба и драма рассказчика (г-на N), обреченного на одиночество. На уроке ребята учатся наблюдать жизнь, искать истину и делать необходимые выводы. Этот урок - заключительный при изучении повести И.С. Тургенева "Ася".
-
Урок: "Можно ли дожить до любви?" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" ) 2008
Работа проводится в группах. Первая группа «теоретиков» работает с литературой по психологии. Остальные отвечают на вопросы по тексту. Для подготовки выступления пользуются текстом, составляют опорные конспекты, план, тезисы. После выступления задают вопросы, совместно обсуждают возникшие проблемные ситуации. Работа позволяет обобщить полученные в ходе изучения произведения знания и подготовиться к сочинению.
-
Урок: "Печорин в отношениях с Вернером, Верой, княжной Мери" 2010
Урок может помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного "истощения жара души".
-
Урок: "Поэзия времён ВОВ" 2010
Основной целью урока является ознакомление учащихся с творчеством поэтов военных лет, рассмотрение роли поэзии и ее влияния на события военной поры; развивать активность и самостоятельность мышления, воспитывать чувство любви к своему Отечеству.
-
Урок: "Размышление о судьбе Родины в лирике А.Блока" 2010
Урок помогает совершенствовать навыки анализа лирического произведения. На примере анализа художественных особенностей стихотворения можно почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины.
-
Урок. Заочная экскурсия "Музеи Габдуллы Тукая в Татарстане" 2008
Урок разработан с учётом национально-регионального компонента. Его целесообразно провести после изучения лирики А.С. Пушкина в 9-м классе в форме заочной экскурсии. Урок сопровождается демонстрацией портрета поэта, карты Республики Татарстан, видеозаписей, открыток, фотографий, изображающих достопримечательности, связанные с именем Г.Тукая, домов-музеев, их комнат и др.
-
Урок. Тема: "Александр Вертинский – поэт, композитор, певец" 2008
Урок проводится в гуманитарном классе перед изучением раздела "Поэты Серебряного века". Основная задача – пробудить интерес учащихся к забытым страницам русской истории, создать эмоциональную атмосферу, соответствующую лирике Серебряного века.
-
Уроки доброты 2010
Как повысить духовно-нравственное состояние современного общества? Достаточно оглянуться на один из своих прожитых дней и вспомнить, какими словами сопровождалось пребывание в нем? Много ли хороших, ласковых, добрых слов было произнесено? Много ли хороших поступков в соответствии с этими словами было совершено? Я разработала серию уроков доброты.
-
Уроки доброты в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского" 2010
Урок позволяет раскрыть идейное содержание произведения В.Г. Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором. Учащиеся являются активными участниками поиска ответов, составляют схемы и логические цепочки, находят закономерности, опираясь на текст.
-
Уроки доброты, любви, нравственности (урок внеклассного чтения по притчам о добре и зле, "Рождественской сказке" Е.А. Потехиной). 5-й класс 2011
Урок внеклассного чтения в 5-м классе призван познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширить представления учащихся о нравственных понятиях «добра» и «зла», развивать умение интерпретировать литературное произведение, воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.
-
Уроки достоинства и доброты (по пьесе Е.Л. Шварца "Тень") 2004
Обеспечить усвоение программного материала. Отработать навыки анализа драматического произведения. Развитие эмоционально-ассоциативной сферы мышления учащихся. Воспитание чувства достоинства, доброты, благородства и других нравственных качеств.
-
Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" 2011
Материал урока воспитывает интерес к жизни и творчеству знаменитого сибирского писателя В.П. Астафьева, формирует патриотизм и любовь к Родине, привлекает интерес к становлению личности и формированию истинно русского характера.
-
"Уроки жизни" (по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители») 2015
Урок посвящен сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Это произведение, написанное в XIX веке, заставляет задуматься о вечных ценностях: дружбе, милосердии, сострадании, честности, ответственности. Идейное содержание сказки раскрывается в анализе текста, формирующем нравственные ориентации распознания истинных и ложных ценностей.
-
"Уроки жизни" (по сказки А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"), 5-й класс 2008
Представлен конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители" в 5-м классе. На уроке особое внимание акцентируется на нравственных уроках, полученных главным героем, и их практическом значении в жизни современных детей.
-
Уроки зарубежной литературы "Параболы Уильяма Голдинга". Урок-презентация повести-притчи лауреата Нобелевской премии У. Голдинга "Повелитель мух" 2005
Феномен творчества У. Голдинга - верность одной теме: исследование противоречивой натуры человека, способной к добру и злу. Повесть "Повелитель мух" - "трагический" урок, предупреждение всем нам. Это книга о зле, что может проснуться в человеке, а также о том, что человек и только человек может обуздать пробуждающееся зло. "У.Голдинг - писатель-параболист. Его параболы (притчи-иносказания) - ветви густого... дерева" мировой иносказательной литературы. Актуальность повести объясняется тем, что, читая У. Голдинга, человек бессознательно обучается и выбирает вечные ценности: добро, любовь, терпимость (толерантность), так необходимые нашему времени.
-
Уроки исследования "Душа грустит о небесах…" Поэма С.Есенина "Микола". 11-й класс 2014
Уроки посвящены знакомству и исследованию поэмы С.А .Есенина «Микола», являющейся ярким образцом отношения поэта к миру, истории Отечества и традиционной вере народа. В материалах уроков использованы «Примерная схема анализа поэмы» и компьютерная презентация.
-
Уроки истории, литературы, искусства как уроки нравственности. Конспект интегрированной лекции в 7-м классе при изучении повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2009
Интегрированная лекция по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» призвана показать использование знаний из разных областей науки при создании целостной картины мира, преемственность традиций истории и культуры древнейшего времени во времени новом. Лекция носит практический характер и предполагает обратную связь. Решение проблемных вопросов рассматривается на тренингах и семинаре.
-
Уроки литературы "Обзорное изучение романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»" 2017
Цель урока: познакомить учащихся с романом Чернышевского, продолжить формирование общего представления о русской литературе XIX века как едином процессе.
-
Уроки литературы в 10-м классе по теме: "Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" 2003
Предлагаю Вашему вниманию свой взгляд на преподавание литературы в классе в форме серии уроков по теме: "Ф.М.Достоевский. Роман "Преступление и наказание".
-
Уроки литературы в 7-м классе "Кристаллы поэзии. Хокку" 2008
Уроки посвящены изучению японской поэзии (2 часа), проводятся после рассмотрения темы «Русские поэты о родной природе» в разделе «Тихая моя родина». Традиционно учащиеся получают на таких занятиях представление о своеобразии жанра хокку, знакомятся с культурой Японии, пробуют свои творческие силы в сочинении хокку.
-
Уроки литературы в 7-м классе на тему "А.С. Пушкин "Повести Белкина" в системе РО Эльконина—Давыдова 2009
В ходе урока ученикам предлагаются задачи анализа текста путём акцентного вычитывания с учётом отбора эпизодов для подробного изучения, анализа ключевых сцен. Формирование знаний о литературе осуществляется путём повторения сведений по теории литературы.
-
Уроки литературы как средство духовно-нравственного воспитания личности 2024
Перемены в социальной жизни страны и в области просвещения делают наиболее актуальными проблемы воспитания нового поколения и проблемы духовности, морали, этики. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждённости от системы общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на взгляд автора статьи, ‒ негативное влияние мощного информационного потока, стихийно распространяющегося из Интернета, телевидения и т.д. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы научить ребёнка овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности, ключевыми компетенциями и превратить уроки литературы в средства духовно-нравственного развития.
-
Уроки литературы: экология природы и души 2017
Что важнее: экология природы или экология души, «культурная, нравственная экология»? Что может сделать школа в плане духовно-нравственного развития школьников? Автор убежден, что учитель-словесник в школе сегодня выполняет важную миссию – формирует Человека. В статье показан высокий нравственный потенциал уроков, связанных с изучением поэзии. Именно она, по мнению автора, дает автору и читателю духовные крылья, помогает воспитать у взрослых и детей «хорошее сердце и правильную душу».
-
"Уроки Маяковского". Об исполнении стихов Маяковского 2009
Цель урока – помочь учиться овладеть искусством выразительного чтения стихов Маяковского, понять содержание его стихов и освоить их форму.
-
Уроки нравстаенности и добра на примере художественных произведений 2015
Урок воспитывает у учащихся нравственные чувства. Жестоким, бессердечным человек становится, а не рождается таковым. Почему, отчего это происходит? При чтении и анализе произведений А. Платонова «Юшка», Е. Носова «Кукла», Л. Андреева «Кусака» ученики пытаются ответить, как важно в любой ситуации не ожесточиться, не потерять любви к миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью и порождаем. Любить мир таким, каков он есть.
-
"Уроки нравственного прозрения, или Болевые точки преподавания литературы" (опыт преподавания литературы в старших классах) 2007
Уроки литературы раскрывают перед учениками психологический мир персонажей и побуждают их к нравственной оценке. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, ученик открывает мир новых эмоций, красоту природы, иначе говоря - путь в себя. Если мы хотим, чтобы в России были люди нравственные, отличающие добро от зла, надо, чтобы уроки литературы были самыми интересными для учеников. Для этого надо быть интересными для своих учеников. Какими будем мы, учителя литературы, таким и будет духовное состояние нашего общества.
-
Уроки нравственности 2010
Для культурного, нравственного, правового развития учеников создан интегрированный (литература и обществознание) спецкурс с 5-го по 11-й класс. В отличие от программных уроков упор делается не на изучение произведения или конкретной темы, а на развитие умения думать, рассуждать и делать выводы. На уроке ученик не получает готовое знание, а, выполняя нестандартные, необычные задания, приходит к нему в результате общей работы, и это знание он уже не потеряет, оно становится "его личным достижением".
-
Уроки нравственности в повести В.Ф. Тендрякова "Ночь после выпуска", или Как становятся взрослыми? 2013
Урок внеклассного чтения для учащихся 11 класса. Идея урока заключается в том, чтобы помочь старшеклассникам извлечь нравственные уроки из художественного произведения, предостеречь от жизненных ошибок, совершенных их ровесниками, героями повести. Предварительно учащиеся получают индивидуальные и групповые задания. Урок можно провести в конце 11-го класса, накануне выпуска.
-
Уроки нравственности Мустая Карима 2012
На уроке учащиеся изучают биографию и творческий путь М.Карима, извлекают нравственные уроки из стихотворений народного поэта Башкортостана. Учитель прививает ребятам чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.
-
Уроки первичного восприятия художественного произведения 2009
Уроки первичного восприятия произведения решают вопросы, связанные с развитием умения обучающихся обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; умения владеть монологической и диалогической речью, умения готовить сообщения; умения высказывать собственное суждение об иллюстрациях, картинах.