Уроки литературы в 7-м классе "Кристаллы поэзии. Хокку"

Разделы: Литература


Технологическая карта урока

Предмет, класс Литература, 7 класс
Тема урока Кристаллы поэзии. Хокку
Актуальность использования средств ИКТ Использование информационных технологий на таком уроке литературы позволит учителю подобрать яркие иллюстрации, фотографии, аудиозаписи для более точного формирования понятий и образов, что поможет ученикам легче усвоить новый учебный материал. Учащиеся также получат дополнительные средства для самореализации: создание творческой работы, проекта экскурсии в музей мировой поэзии, где будут представлены кристаллы поэзии - хокку.
Цель урока Познакомить учащихся с жанром японской поэзии хокку.
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
Дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения. Развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную и письменную речь; умение использовать мультимедийные средства представления информации для самовыражения. Воспитывать интерес к слову, эстетический вкус учащихся.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Мультимедийный класс.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение Локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, Microsoft Word, CD Japanes Hearing Music Tbe Koto.
Образовательные ресурсы Интернет www.yandex.ru
www.enot.ru/enot2framesl/htm
www.haiku.ru
www.sakh.com/japan/
www.lib.ru
www.orientalart.ru

Организационная структура 1 урока

Этап 1 Погружение
Цель Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
Длительность этапа 10 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Мультимедийный компьютер используется в демонстрационном режиме.
Форма организации деятельности учащихся Прослушивание сообщений, запись в тетрадь по литературе сведений о структуре хокку, истории возникновения, темах, художественных особенностях.
Функции преподавателя на данном этапе Создать определенный настрой при помощи вступительного слова, ролевых игр, демонстрации слайдов.
Основные виды деятельности преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 2

Цель

Длительность этапа

Форма организации деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции преподавателя на данном этапе

 

Этап 3

Цель

Длительность этапа

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

Вступительное слово учителя. Музей мировой поэзии…Можно представить старинное здание, объятое тишиною веков, скрипнет массивная дверь, пропуская посетителя – и мы на пороге удивительного открытия неведомого поэтического мира. Информационные технологии позволят нам этот образ сделать более зримым, конкретным, поскольку путешествовать по залам воображаемого музея будем при помощи Интернета.

Сегодня мы познакомимся с японской поэзией, а значит - с культурой и традициями Японии. Перед нами предстанет своеобразный национальный поэтический жанр хокку, или хайку, нерифмованные стихотворения из трех строк. Эти стихи пережили века, их читают не только в Японии, они знакомы любителям поэзии, природы, красоты в других странах. Правда, чтобы по-настоящему понять хокку, мало просто открыть книгу и прочесть ее. Чтение стихов подряд и в большом количестве удовольствия у читателя не вызовет: образы смешаются, монотонный ритм утомит. С каждым стихотворением нужно знакомиться не спеша, стараясь оценить его достоинства, любуясь каждым словом. Именно так предписывает читать японские стихотворения древняя традиция.

Экскурсию начинает «гостья из Японии»

Каждую осень, когда в природе все уснуло, выпал снег и превратилась в лед вода, на улицах городов можно увидеть белоснежные хризантемы. «Если хочешь быть счастлив всю жизнь – выращивай хризантемы» -, гласит восточная мудрость. Впервые эти цветы появились в садах Китая много столетий назад. Второй родиной хризантем стала Япония, куда они попали IV веке. Здесь им дали название «кику», что означает «солнце». С давних пор ежегодно в октябре проводится любимый всеми японцами «Праздник хризантем». Этот цветок стал символом Японии. Он изображен на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы». Нигде в мире нет такого любовного, внимательного, даже почтительного отношения к цветку, как в Японии. В старинном трактате «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» написано, что хризантемы «подобны одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга». Недаром хризантемы – частый мотив и в японской поэзии, и икебане. Вот что писал известный автор:

Видели все на свете
Мои глаза – вернулись
К вам, белые хризантемы.
Иссе

Окунемся в историю литературы Японии.

«Историк литературы» подготовит краткое сообщение об истоках уникальной японской поэзии, продолжая экскурсию.

Уже в VIII веке была составлена первая в литературной истории страны поэтическая антология (сборник стихов разных авторов). Считалось похвальным умение по любому поводу и тут же на месте, т.е. экспромтом, создать стихотворение. Поводом для сложения стихотворения могла быть любая ситуация, любое раздумье, любое впечатление. Для этого была создана особая форма короткого стихотворения – танка. В раннем средневековье в японской поэзии появились законы, которые сохранились до сих пор. Для стихотворения важно, сколько в нем слогов и строк, но в нем нет рифмы и определенного места для ударного слога. Танка – стихотворение из 5 строк и 31 слога (5 -7-5-7-7) – так обычно расположены слоги по строчкам.

В первых поэтических сборниках уже обозначились основные черты японского народа, его отношение к миру, которые почти без изменений дошли до наших дней: искренность, умение уловить и передать очарование повседневной жизни, умение понять тайный смысл предметов и явлений.

Были определены и темы стихотворений: времена года, любовь, разлука, странствия, приветствия.

В XVII веке появился новый жанр – хокку (хайку), но создатели его были не аристократы, а жители городов и селений: учителя, врачи, художники, ремесленники, самураи. Повсюду возникали кружки любителей хокку. Эти стихи тоже нерифмованные, но они еще короче, чем танка: в них 3 строчки из 17 слогов (5-7-5) и написаны они просто, безыскусно. Авторы хокку не пытались нарисовать живописную картину, а подмечали что-то необычное в привычных предметах, явлениях окружающей жизни и с помощью двух-трех умелых штрихов давали читателю возможность ярко представить себе небольшой эпизод. Один из авторов хокку – знаменитый Мицуо Басе (1644 -1694). Именно он определил основные черты хокку: это лирическое стихотворение, которое построено на выразительной детали и чаще всего посвящено природе.

На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

Многие поэты увлекались сложением хокку:

Еса Бусон (1716-1783), Кобаяси Исса (1769-1827), Масаока Сики (1867-1902).

Блиц-викторина «Состязание поэтов»

Если внимательно вчитаться в трехстишие, в нем всегда можно обнаружить признаки времени года. Какие «сезонные словечки» подсказывают вам это?

Весенние картинки

Лед растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.
Басе

Слива в цвету –
Лунный луч прохожего дразнит:
Отломи-ка ветку!
Басе

Тают снега.
Туманом окутаны горы.
Каркает ворона.
Басе

Летние картинки

Чтобы забыть о жаре,
Нарисую-ка я, пожалуй,
Хоть снег на Фудзи.
Кисоку

На солнцепеке
Прикоснулся к камню рукой –
Как он прохладен!
Сики

Осенние картинки

Гусь, дикий гусь,
Скажи, сколько лет ты летаешь
За леса, за море?
Исса

Опустели поля –
Только где-то вдали молчат
Хохолки журавлей…
Сики

Зимние картинки

До самых костей
Пробирает холод в постели –
Морозная ночь.
Бусон

Ночной снегопад
Окончился – как засверкали
Дома, деревья!
Тококу

 

 

 

 

 

Анализ стихотворений.

Создание проблемной ситуации. Обсуждение контекста произведения.

15 минут

Эвристическая беседа.

? Подумайте, действительно ли в хокку речь идет только о травке, листочке, букашечке?

Предполагаемый вывод укажет на то, что в миниатюрах описаны не только цветы, птицы, ветер, луна. Здесь мы обнаружим приметы жизни человеческой: убран рис, две лачуги, неумелый рисунок, вызывающий улыбку…

? Какой художественный прием используют все авторы, создавая эти зарисовки?

(Как и в европейской поэзии, о человеческой судьбе рассказывается метафорическим языком. Вспомним русского поэта Михаила Лермонтова: «Дубовый листок оторвался от ветки родимой»).

Попробуйте определить подтекст стихотворения:

Побывав под ногой
Он стал по-иному прекрасен,
Листок увядший.

(Испытания укрепляют человека, он становится более мудрым, терпимым, опытным.)

Работа с текстом.

Представьте себе поэта, сидящего в своей хижине у затянутого бумагой окна и наслаждающегося тишиной окружающей его природы. Из окна виден маленький японский сад. Большую часть сада занимает заросший илом и травой пруд, обиталище лягушек и насекомых. Он смотрел на водную гладь и вдруг услышал слабый, но отчетливый звук – всплеск воды. Это лягушка прыгнула в старый пруд,

  • Какую картинку вы представили?
  • Какие ощущения она вызывает? ( Глубина, беспредельность, неподвижность мира и одиночество человека в нем.)

Учить анализировать поэтическое произведение, выявлять подтекст в стихотворении. Развивать воображение учащихся, работать над развитием устной речи учеников.

Творческая работа

Развивать творческие способности учащихся

10 минут

Сочинение хокку

  • Напишите хокку по впечатлениям от текста.
  • Это может быть поэтическое переложение текста, продолжение его.
  • Попробуйте проиллюстрировать свое произведение.

Итоговый комментарий работ.

«Перекличка поэтов»

У Басе это звучит так:

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

А у вас, ребята, что получилось?

Озвучивание творений, комментирование.

5 минут

Японские поэты видели красоту в малом, главное - заметить ее, любоваться ею.

«Всматривайтесь в простое и вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое – и вы увидите сложное», - гласит восточная мудрость.

И как созвучны эти слова строкам У.Блейка:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.

Организационная структура 2 урока

Этап 1

Цель

Подготовка экскурсии.

Образно представить хокку, подобрать фото, иллюстрации, аудиофрагменты в образовательных ресурсах Интернет.

Длительность этапа 20 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме.
Форма организации деятельности учащихся Творческая работа в группах, связанная с выбором произведения или цикла стихотворений; может быть, ими станут творения одноклассников; определение ролей.

Как представить « экспонаты» в виртуальном музее, решает группа:

  • поиск информации;
  • эстетическое оформление;
  • редактирование;
  • возможно, музыкальное, звуковое оформление;
  • анимационные эффекты;
  • оформление визиток, определение выступающих;
  • хронометраж представления (5-7 минут).
Функции преподавателя на данном этапе Консультирование во время поиска информации, при подготовке представления работы.
Этап 2

Цель

Афиширование работ.

Проведение экскурсий в виртуальном музее. Представить творческие работы учащихся.

Длительность этапа 20 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Компьютер используется в демонстрационном режиме.
Форма организации деятельности учащихся Представление итогов групповой работы.
 Функции преподавателя на данном этапе Коррекция выступлений.
 Подведение итогов Домашнее задание:

разместить свои произведения, групповую работу в электронном журнале поэзии http://www.aport.ru

Литература, использованная при подготовке к уроку.
  1. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока.//Учитель. – 2004 .- №2 - С. 4-5.
  2. Волченко Н.А. «Всего и надо, что вчитаться…» К проблеме адаптации технологии «Новое образование» для классно-урочной формы обучения.//Русская словесность.-2003.-№7-С.14-18.
  3. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия – М.: Наука, 1988. – 303 с.
  4. Конрад Н. А. Японская литература. – М., 1974. – С. 57 – 61.
  5. Коровина В.Я. Программа литературного образования 5 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2001 – С. 24-25.
  6. Литература 7 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений под ред. Коровиной В.Я. – М. – 1998.
  7. Чайковская А. Музей Востока // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. - №8.- С.62-69.