Технологическая карта урока
Предмет, класс | Литература, 7 класс | |||
Тема урока | Кристаллы поэзии. Хокку | |||
Актуальность использования средств ИКТ | Использование информационных технологий на таком уроке литературы позволит учителю подобрать яркие иллюстрации, фотографии, аудиозаписи для более точного формирования понятий и образов, что поможет ученикам легче усвоить новый учебный материал. Учащиеся также получат дополнительные средства для самореализации: создание творческой работы, проекта экскурсии в музей мировой поэзии, где будут представлены кристаллы поэзии - хокку. | |||
Цель урока | Познакомить учащихся с жанром японской поэзии хокку. | |||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | |
Дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения. | Развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную и письменную речь; умение использовать мультимедийные средства представления информации для самовыражения. | Воспитывать интерес к слову, эстетический вкус учащихся. | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийный класс. | |||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, Microsoft Word, CD Japanes Hearing Music Tbe Koto. | |||
Образовательные ресурсы Интернет |
www.yandex.ru www.enot.ru/enot2framesl/htm www.haiku.ru www.sakh.com/japan/ www.lib.ru www.orientalart.ru |
|||
Организационная структура 1 урока |
||||
Этап 1 | Погружение | |||
Цель | Подготовить учащихся к восприятию нового материала. | |||
Длительность этапа | 10 минут | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Мультимедийный компьютер используется в демонстрационном режиме. | |||
Форма организации деятельности учащихся | Прослушивание сообщений, запись в тетрадь по литературе сведений о структуре хокку, истории возникновения, темах, художественных особенностях. | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Создать определенный настрой при помощи вступительного слова, ролевых игр, демонстрации слайдов. | |||
Основные виды деятельности преподавателя
Этап 2 Цель Длительность этапа Форма организации деятельности учащихся
Функции преподавателя на данном этапе
Этап 3 Цель Длительность этапа Форма организации деятельности учащихся Функции преподавателя на данном этапе |
Вступительное слово учителя.
Музей мировой поэзии…Можно представить старинное здание, объятое тишиною
веков, скрипнет массивная дверь, пропуская посетителя – и мы на пороге
удивительного открытия неведомого поэтического мира. Информационные
технологии позволят нам этот образ сделать более зримым,
конкретным, поскольку путешествовать по залам
воображаемого музея будем при помощи
Интернета. Сегодня мы познакомимся с японской поэзией, а значит - с культурой и традициями Японии. Перед нами предстанет своеобразный национальный поэтический жанр хокку, или хайку, нерифмованные стихотворения из трех строк. Эти стихи пережили века, их читают не только в Японии, они знакомы любителям поэзии, природы, красоты в других странах. Правда, чтобы по-настоящему понять хокку, мало просто открыть книгу и прочесть ее. Чтение стихов подряд и в большом количестве удовольствия у читателя не вызовет: образы смешаются, монотонный ритм утомит. С каждым стихотворением нужно знакомиться не спеша, стараясь оценить его достоинства, любуясь каждым словом. Именно так предписывает читать японские стихотворения древняя традиция. Экскурсию начинает «гостья из Японии» Каждую осень, когда в природе все уснуло, выпал снег и превратилась в лед вода, на улицах городов можно увидеть белоснежные хризантемы. «Если хочешь быть счастлив всю жизнь – выращивай хризантемы» -, гласит восточная мудрость. Впервые эти цветы появились в садах Китая много столетий назад. Второй родиной хризантем стала Япония, куда они попали IV веке. Здесь им дали название «кику», что означает «солнце». С давних пор ежегодно в октябре проводится любимый всеми японцами «Праздник хризантем». Этот цветок стал символом Японии. Он изображен на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы». Нигде в мире нет такого любовного, внимательного, даже почтительного отношения к цветку, как в Японии. В старинном трактате «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» написано, что хризантемы «подобны одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга». Недаром хризантемы – частый мотив и в японской поэзии, и икебане. Вот что писал известный автор: Видели все на свете Окунемся в историю литературы Японии. «Историк литературы» подготовит краткое сообщение об истоках уникальной японской поэзии, продолжая экскурсию. Уже в VIII веке была составлена первая в литературной истории страны поэтическая антология (сборник стихов разных авторов). Считалось похвальным умение по любому поводу и тут же на месте, т.е. экспромтом, создать стихотворение. Поводом для сложения стихотворения могла быть любая ситуация, любое раздумье, любое впечатление. Для этого была создана особая форма короткого стихотворения – танка. В раннем средневековье в японской поэзии появились законы, которые сохранились до сих пор. Для стихотворения важно, сколько в нем слогов и строк, но в нем нет рифмы и определенного места для ударного слога. Танка – стихотворение из 5 строк и 31 слога (5 -7-5-7-7) – так обычно расположены слоги по строчкам. В первых поэтических сборниках уже обозначились основные черты японского народа, его отношение к миру, которые почти без изменений дошли до наших дней: искренность, умение уловить и передать очарование повседневной жизни, умение понять тайный смысл предметов и явлений. Были определены и темы стихотворений: времена года, любовь, разлука, странствия, приветствия. В XVII веке появился новый жанр – хокку (хайку), но создатели его были не аристократы, а жители городов и селений: учителя, врачи, художники, ремесленники, самураи. Повсюду возникали кружки любителей хокку. Эти стихи тоже нерифмованные, но они еще короче, чем танка: в них 3 строчки из 17 слогов (5-7-5) и написаны они просто, безыскусно. Авторы хокку не пытались нарисовать живописную картину, а подмечали что-то необычное в привычных предметах, явлениях окружающей жизни и с помощью двух-трех умелых штрихов давали читателю возможность ярко представить себе небольшой эпизод. Один из авторов хокку – знаменитый Мицуо Басе (1644 -1694). Именно он определил основные черты хокку: это лирическое стихотворение, которое построено на выразительной детали и чаще всего посвящено природе. На голой ветке Многие поэты увлекались сложением хокку: Еса Бусон (1716-1783), Кобаяси Исса (1769-1827), Масаока Сики (1867-1902). Блиц-викторина «Состязание поэтов» Если внимательно вчитаться в трехстишие, в нем всегда можно обнаружить признаки времени года. Какие «сезонные словечки» подсказывают вам это? Весенние картинки Лед растаял в пруду, Слива в цвету – Тают снега. Летние картинки Чтобы забыть о жаре, На солнцепеке Осенние картинки Гусь, дикий гусь, Опустели поля – Зимние картинки До самых костей Ночной снегопад
Анализ стихотворений. Создание проблемной ситуации. Обсуждение контекста произведения. 15 минут Эвристическая беседа. ? Подумайте, действительно ли в хокку речь идет только о травке, листочке, букашечке? Предполагаемый вывод укажет на то, что в миниатюрах описаны не только цветы, птицы, ветер, луна. Здесь мы обнаружим приметы жизни человеческой: убран рис, две лачуги, неумелый рисунок, вызывающий улыбку… ? Какой художественный прием используют все авторы, создавая эти зарисовки? (Как и в европейской поэзии, о человеческой судьбе рассказывается метафорическим языком. Вспомним русского поэта Михаила Лермонтова: «Дубовый листок оторвался от ветки родимой»). Попробуйте определить подтекст стихотворения: Побывав под ногой (Испытания укрепляют человека, он становится более мудрым, терпимым, опытным.) Работа с текстом.Представьте себе поэта, сидящего в своей хижине у затянутого бумагой окна и наслаждающегося тишиной окружающей его природы. Из окна виден маленький японский сад. Большую часть сада занимает заросший илом и травой пруд, обиталище лягушек и насекомых. Он смотрел на водную гладь и вдруг услышал слабый, но отчетливый звук – всплеск воды. Это лягушка прыгнула в старый пруд,
Учить анализировать поэтическое произведение, выявлять подтекст в стихотворении. Развивать воображение учащихся, работать над развитием устной речи учеников. Творческая работа Развивать творческие способности учащихся 10 минут Сочинение хокку
Итоговый комментарий работ. |
|||
«Перекличка поэтов» У Басе это звучит так: Старый пруд. А у вас, ребята, что получилось? Озвучивание творений, комментирование. 5 минут Японские поэты видели красоту в малом, главное - заметить ее, любоваться ею. «Всматривайтесь в простое и вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое – и вы увидите сложное», - гласит восточная мудрость. И как созвучны эти слова строкам У.Блейка: В одном мгновенье видеть вечность, |
||||
Организационная структура 2 урока |
||||
Этап 1 Цель |
Подготовка экскурсии. Образно представить хокку, подобрать фото, иллюстрации, аудиофрагменты в образовательных ресурсах Интернет. |
|||
Длительность этапа | 20 минут | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме. | |||
Форма организации деятельности учащихся | Творческая работа в группах,
связанная с выбором произведения
или цикла стихотворений; может быть, ими станут творения одноклассников;
определение ролей. Как представить « экспонаты» в виртуальном музее, решает группа:
|
|||
Функции преподавателя на данном этапе | Консультирование во время поиска информации, при подготовке представления работы. | |||
Этап 2 Цель |
Афиширование работ.
Проведение экскурсий в виртуальном музее. Представить творческие работы учащихся. |
|||
Длительность этапа | 20 минут | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Компьютер используется в демонстрационном режиме. | |||
Форма организации деятельности учащихся | Представление итогов групповой работы. | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Коррекция выступлений. | |||
Подведение итогов | Домашнее задание: разместить свои произведения, групповую работу в электронном журнале поэзии http://www.aport.ru |
|||
Литература, использованная при подготовке к уроку. |
|