Как правило, заключительный урок по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского» проходит под общим названием «Уроки доброты». Предлагаю свой вариант логического завершения работы над данным произведением.
Цели:
- Раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.
- Развивать навыки анализа художественной прозы.
- Воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира.
Оборудование: Портрет писателя, рисунки учащихся, таблички с литературными терминами.
Индивидуальные задания:
- Раскрыть литературные термины: автобиография, антитеза, композиция. Подготовить краткую биографическую справку о писателе.
- Найти в тексте различие высказываний автора и героя.
- Подготовить краткие литературные характеристики героев.
Ход урока
I. Вступительная беседа
- Ребята, как вы понимаете, что такое добро?
- Кто для вас является добрым человеком?
Дети приводят примеры из жизни. Делаем выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: веселым, случайным, героическим…
- Сегодня мы вновь поговорим о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского» и попробуем выяснить, как он видит добро и, кроме того, выделяет его основные законы. Во многом на его мировоззрение повлияло тяжёлое детство.
Слушаем подготовленного ученика с краткой биографической справкой:
Сознательное детство его(В.Г.Распутина), тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».
В период войны Распутин также чувствовал отношения людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своем творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам. . ( Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина»)
II. Выявление авторской позиции.
- От какого лица ведётся повествование?
Обращаю внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица, такое произведение называется автобиография. (Индивидуальное задание)
- Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?
Замечаем, что автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.
Ищем в тексте цитаты с различием детского и взрослого голосов.
(Индивидуальное задание)
Детский голос
- «Больше на меня не обращали внимания, я отошёл в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило.»
- «Я вертелся меж Вадиком и Птахой…. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же: «Перевернул. Перевернул. Перевернул!»»
- «Во мне всё как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово.»
- «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня.»
- ««Упал», -брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение.»
- «После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.»»
Взрослый голос
- «Я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночество.»
- «Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом.»
- «Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками.»
- «Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного.»
- «При этом не было в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становиться с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких.»
III. Работа надкомпозициейрассказа.
-Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения, предисловия?
Распутин намеренно заставляет читателя проникнуться мыслью о серьёзности сделанных выводов из пережитых событий, нацеливает на целостное восприятие и глубокое осмысление текста.
Раскрываем литературный термин композиция. (Индивидуальное задание)
Составляем композиционный ряд, озвучивая каждый соответствующий эпизод рассказа, наглядно иллюстрируем подходящими рисунками ребят.
Предисловие - завязка(поступление в школу )- предыстория (жизнь в деревне)- эпизод1 (голод и одиночество) - кульминация1 ( игра в «чику», драка) - эпизод2 ( занятия с учительницей) - эпизод3 (первая посылка) -эпизод4( игра в «замеряшки» и «пристенок») - кульминация2 (разоблачение) – развязка (отъезд учительницы) - послесловие (вторя посылка).
Анализируя данную последовательность, ученики замечают, что сначала роль учительницы едва заметна, а затем возрастает всё больше и больше по мере того, как она начинает принимать большее участие в жизни мальчика. Лидия Михайловна вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, занимающая эпизодическое место, а как главное действующее лицо.
- Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?
-Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?
-Почему он престал бояться французского языка?
-Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»?
-Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?
-Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?
Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
-Все ли герои рассказа добры и благородны?
IV. Литературные характеристики героев.
Рассказываю учащимся, что Валентин Григорьевич Распутин-мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений,чтобы достаточно точно описать человека.
Далее ребята создают литературную галерею персонажей произведения «Уроки французского» с помощью цитат и рисунков. (Проверка домашнего задания)
«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)
«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)
«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)
«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)
Обращаю внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу. (Индивидуальное задание)
V. Обобщение знаний.
Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.
Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.
Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.
Герою противопоставлен автор, об этом уже упоминалось в начале урока, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных ( это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных ( жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.
Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос : на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».
- Ребята, вспомните всё, о чем говорилось ранее: позицию автора, строение рассказа, характеристики героев, литературные приёмы. В совокупности всё это поможет нам раскрыть идею рассказа. Для чего он был создан?
Учащиеся высказывают свои мысли и предположения.
-Вдумайтесь в смысл названия произведения.
-Какое слово вы считаете главным в названии?
Читаем в толковом словаре значение слова урок.
УРОК.
- Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.
- Учебная работа, заданная школьнику на дом.
- Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.
- Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.
- Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.).
На первый план выходит третье значение слова, недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина:
- «Истинное добро со стороны того, кто творит его , имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.»
- «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать) ,а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.»
- « И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»
VI. Итог урока.
- Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?
VII. Домашнее задание.
Дома учащиеся пишут сочинение «Как я узнал (а), что такое доброта.»