Современные ученики мало читают, много времени проводят за компьютером, в меньшей степени слушают и слышат взрослых. И многие проблемы культуры, общества им не кажутся важными. В их представлении “та” культура не имеет отношения к жизни современного подростка. И возникает проблема: наши ученики несерьезно, цинично относятся к нравственным проблемам общества. Вещи, которые раньше были незыблемыми, очевидными, теперь требуют доказательства. Идейная пустота современного общества породила скептицизм, недоверие к высоким нравственным идеалам и ценностям.
Нравственные вопросы в школе обсуждаются прежде всего на уроках литературы и обществознания. Основой этих уроков является материал, дающий возможность учителю и ученику обсуждать проблемы нравственного, личностного и культурного характера. Именно поэтому возникла идея интеграции литературы и обществознания в факультатив “Уроки нравственности” (с 5 по 11 класс).
Цель: повысить уровень воспитанности, нравственного, личностного развития, уровень правовой культуры.
Задачи:
- Сформировать умение рассуждать, анализировать художественный текст.
- Выявить и найти межпредметные связи литература-право, литература-культура, литература-история.
- Расширить кругозор учащихся через изучение внепрограммных произведений.
- Показать на примере литературных героев, ситуаций, произведений необходимость соблюдения прав человека, самовоспитания, саморазвития.
- Вовлечь учащихся в процесс восприятия нравственно-правовых норм.
- Развивать у учащихся “командный дух” и чувство локтя, вдохновлять учеников на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
Для достижения цели предполагается использовать разные виды искусства (кино, театр, живопись), применять интерактивные методики.
В публикации предлагается материал для 5-го класса. Основные нравственные проблемы, рассматриваемые на уроках, – Зависть, Правда, Хитрость, Любовь.
Урок 1. “Бинго”
1. Предпосылки
Учащиеся до изучения новой темы должны быть знакомы со сказками.
2. Учебные цели
1. Учащиеся должны объяснить свою точку зрения
3. Планирование занятия
№ | Меры | Средства | Социальная форма | Время |
1. | Введение Инструкция к заданию |
класс | 5 мин. | |
2. | Информационная фаза Заполнить матрицу-таблицу |
Рабочий лист (таблица № 1) | класс | 15 мин. |
3. | Задания Вопросы для беседы |
класс | 20 мин. |
4. Комментарии по планированию занятия
Введение.
Чтобы учащиеся были готовы к урокам восприятия материала, предлагается вводный урок.
Информационная фаза
На важные вопросы нашей жизни ученики должны ответить, используя лист с вопросами. Ответы нужно получить от одноклассников, можно и у учителя спросить, при условии, что один ученик не может ответить дважды, разрешаются свободные перемещения по классу.
Таблица 1. Нравственные вопросы нашей жизни
Кто из героев сказок тебе интересен? | Что лучше: горькая правда или сладкая ложь? | Быть хитрым - это плохо или хорошо? | Какое качество ты считаешь самым отрицательным? | За что любят нас? |
Кого из литературных героев ты считаешь отвергнутым? | Какое качество характера ты считаешь положительным? | Надо ли делиться? | В чем заключается благотворительность? | Нужно ли Золушке ждать своего принца? |
Всегда ли надо держать слово? | Тайное всегда становится явным? | За что любим мы? | Всем ли можно верить? | Любой подарок – радость? |
Ответ одноклассник должен написать под вопросом и написать свое имя. Тот ученик, который первым соберет ответы на все вопросы, должен громко произнести слово “Бинго”. Это является командой: выполнение задания прекращается.
Заключение
Беседа с классом:
- Были ли вопросы, которые показались важными, интересными, на которые вам в жизни приходилось отвечать?
- Были ли ответы, вызывающие недоумение, ответы, с которыми вы не согласны?
- Нам надо разбираться в том, что есть жалость, хитрость, правда?
- Как вы выстраиваете свои отношения с окружающими людьми?
- Всегда ли вам удается общаться так, как вы хотите, и со всеми ли людьми?
По разделу “Правда” выстроена следующая система уроков
- Итальянская сказка “Массаро Правда”
- Драгунский В. Ю.“Пожар во флигеле или…”
- Распе Р.Э. “Мюнгхаузен”
- Носов Н. Н. “Огурцы”
- Экхольм Я. “Тутта Карлссон, первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие”
- Андерсен Г.Х. “Голый король”
- Драгунский В. Ю. “Тайное всегда становится явным”.
Урок “Массаро Правда”
1. Предпосылки
Ученики до изучения темы должны знать понятие правда, ложь.
2. Учебные цели
Уметь анализировать произведение
Уметь сравнивать и делать выводы
3. Планирование занятия
№ | Меры | Средства | Социальная форма | Время |
1. | Введение Начало сказки |
Текст сказки | класс | 10 мин. |
2. | Информационная фаза Понятие социальная структура, социальная пирамида |
Рисунок 1 Рисунок 2 |
класс | 15 мин. |
3. | Задания Сравнить пирамиды |
Рисунок1 Рисунок 2 |
класс | 15мин. |
4. Комментарии по планированию занятия
Введение
Учитель читает сказку не до конца (до момента,
когда Массаро Правда думает, что сказать королю).
Затем задает вопрос: Что Массаро Правда скажет
королю?
Ученики предлагают свои варианты (придумает
что-то, правду). Потом учитель дочитывает сказку
до конца.
Информационная фаза
В обществе люди расположены в социальной иерархии по степени дохода, власти, образованию, престижу. Наверху пирамиды находится король, ниже – министры, еще ниже – крестьяне.
Рисунок 1
Ученики должны расположить героев сказки по степени нравственности, доброты. Кто на вершине пирамиды? Кто на последнем месте? Почему?
Рисунок 2
Задания
Сравнить две пирамиды и сделать вывод
(нравственные принципы не зависят от социального
положения).
Домашнее задание: проанализировать ситуацию, когда сами обманули или были обманутыми и записать в тетрадь свои ощущения, чувства, переживания.