Не для того нам ум дан,
чтобы мы использовали его во зло.
А.Погорельский
Цели урока:
- раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста;
- углубление знаний о литературной сказке;
- развитие монологической и диалогической речи учащихся;
- развитие мыслительной деятельности учащихся, то есть умение
- анализировать, синтезировать, обобщать;
- развитие навыков выразительного чтения;
- расширение словарного запаса;
- формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей;
- выявление актуальности произведения для современных школьников;
- создание на уроке психолого-педагогических условий для личностного роста каждого ученика.
Оборудование:
- презентация;
- музыкальное оформление.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Вступительное слово учителя.
(Объявление темы урока, запись в тетрадь).
- Прошло больше 215 лет со дня рождения А.С.Пушкина, который жил и творил в 19 веке. Это время называют “Золотым веком русской литературы”.
Но для нас особенно важно, с кем общался и дружил поэт. Особое место в этом созвездии занимает имя А.Погорельского.
- Что мы знаем о нем?
(Ответы учащихся).
- Что привлекло наше внимание, когда вы знакомились с биографией писателя?
(Произведение написано для племянника, будущего писателя А.К. Толстого).
- Именно Погорельский заступился за Пушкина, когда недоброжелатель раскритиковал его поэму “Руслан и Людмила”, которую мы только что прошли. Поэт ему был безмерно благодарен и записал в своем дневнике: “Погорельский умнее всех”.
Вы только подумайте, чтобы было с нашей литературой, если бы в ней не было таких сказочных образов:
Пушки с берега здесь стреляют,
И доносится смех и пенье,
Двести лет день и ночь справляет
Кот ученый день рожденья.
И какая была бы скука,
И какое бы было горе,
Если б не было море лука,
Луко- луко- лукоморья.
Здесь дуб стоит учёный,
И бродит кот зеленый,
Когда упадет он в краску,
Вы все попадете в сказку.
- Мы с вами вступили во владение волшебницы-сказки. Приоткроем волшебную дверь и войдем в необыкновенный сказочный мир.
- Итак, мы начинаем путешествие по сказке А.Погорельского “Черная курица, или подземные жители”. Мы встретимся с мальчиком Алёшей и обсудим, какая произошла с ним загадочная история.
- Вы прочитали это произведение. Чем оно показалось вам необычным?
(Необычный герой, волшебное зернышко, похоже на сказку).
Зернышко - символ сказки. За каждый правильный ответ вы будете его получать.
-Докажите, что это сказка.
(Есть сказочный зачин “жил-был”, волшебное число “3”- три сна, волшебный предмет- конопляное зернышко, чудесные превращения, курица разговаривает с Алёшей),
- А есть ли отличия?
(У нашей сказки есть автор, а у народной его нет).
- Каковы уроки русских народных сказок?
- А вот следует ли Погорельский этому принципу, мы посмотрим в конце нашего занятия.
Это первая литературная сказка.
(Отражены реалии времени, точная география, имя, возраст мальчика).
- А в какое время происходят события?
- С тех пор прошло много лет. Скажите, а русский язык изменился? Все ли слова были понятны? Дома вы должны были поработать со словарными словами.
Пансионат - школа с общежитием для учеников.
Дортуары - спальные комнаты.
Сени - прихожая, коридор.
Шандал - подсвечник.
Рукомойник - умывальник.
Эти слова, ребята, вышли из употребления и называются устаревшими.
- А мы продолжаем с вами путешествие.
Петербург 1828 год. Мы оказались на Васильевском острове.
- Что это за здание?
- Ребята, давайте найдем в нашем “путеводителе” по сказке - это в тексте описание пансионата (зачитать).
- А вот и он - наш главный герой-мальчик Алёша, ваш ровесник.
- Какой он? Зачитаем его описание.
Разделите страничку на две части. В левую мы выпишем, каким знали Алёшу в пансионате, за что его любили.
(Работа в тетрадях).
Умненький
Миленький
Все любили
Начитанный
Романтик
Мечтатель
Верит в волшебство
Остро чувствует одиночество
Что было утешением в часы одиночества?
(Чтение книг, игра с курочками).
- Какую курочку любил Алёша больше всех?
- За что он её полюбил? Как это проявлялось?
(Она была тихого нрава, мальчик подкармливал её).
- Как Алеша спас Чернушку?
- У Игоря было индивидуальное задание: пересказать от лица мальчика это спасение. И от того, как справится он с заданием, зависит наше представление о характере героя.
(Пересказ эпизода “Спасение Чернушки”).
- Посмотрите на экран.
- Как художнику удалось показать напряженный момент?
- Насколько точно он воспроизводит этот эпизод?
-Как назвал Алёшу автор? (Избавитель).
Давайте подберём синонимы.
(Спаситель, освободитель, заступник).
- Как вы оцениваете поступок героя? (Мальчик совершил благородный поступок).
- Как Чернушка отблагодарила его? (Повела в подземное царство).
- Чего испугался Алёша ночью?
(Зашевелилась простыня на соседней кровати, и из-под неё вышла курочка).
- Как вы считаете : посещение этого царства - реальное событие? (Это сон, видение).
- Как ведет себя Алёша? В чем смысл его первого сна?
(Чуть ослушался, не выполнил требования - чуть не поплатился жизнью).
- Можем ли мы вынести урок из этого? (“Ты ветрен и никогда не слушаешься с первого раза, а это нехорошо”).
- Как Чернушка справилась с рыцарями?
(Распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая и отбивалась от зрителей)
Физкультминутка.
Парами взяться за руки.
Мир, мир, мир везде, мир в тебе и во мне.
Свет, свет, свет везде, свет в тебе и во мне.
- Обратимся к следующему эпизоду.
Инсценировка.
Король: Мне давно было известно, что ты добрый мальчик, третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за это заслуживаешь награду. Мой главный министр донёс мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти!
Алёша: Когда?
Король: Третьего дня на дворе! Вот тот, который обязан тебе жизнью.
Алёша: Господин Король! Я не могу принять на свой счёт того, чего никогда не делал. Третьего дня я имел счастье избавить от смерти не министра вашего, а черную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца.
Король: Что ты говоришь? Мой министр не курица, а заслуженный чиновник. Скажи мне, что ты желаешь? Если я в силах, то непременно исполню твоё требование.
Чернушка: Говори смело , Алеша!
Алеша: Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал свой урок, какой бы мне не задавали.
Король: Не думал я, что ты такой ленивец. Но делать нечего, я должен исполнить своё обещание.
- Алеше награда дана была заслуженная, но что он попросил? Почему именно с этой просьбой он обратился к королю?
(Чтобы не знать труда, ищет легкой жизни).
- Итак, у Алеши оказалось волшебное зернышко. Какое условие поставил король Алеше?
(Никому не рассказывать про подземелье).
Но, как обычно бывает в сказке, есть одно условие, при котором волшебство перестает действовать. Какое это условие?
(Алеша не должен быть нескромным).
- Почему вдруг такое условие? Что значит быть скромным или нескромным?
(Выслушиваю ответы).
- Давайте посмотрим, как это слово трактуют словари.
Скромный - сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Умеренный, простой и пристойный.
Нескромный - неделикатный, нетактичный, бесцеремонный, лишенный стыдливости.
(Здесь нескромность- неумение хранить тайну).
- Как отнесся к Алешиному желанию король? (Он удивился, что Алеша оказался таким ленивцем).
- Конопляное зернышко освободило от труда. Многие из вас, наверняка, мечтали о таком волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо? Давайте вернемся к нашей табличке и запишем в правом столбике, что изменилось в жизни Алеши, когда он стал обладателем волшебного зернышка.
Не прикладывает труда, чтобы учить уроки.
Отлично отвечает учителю.
Товарищи перестали его любить.
Шалил много, надоел товарищам.
Стал непослушный
Несчастный.
- А почему похвала за отличные ответы не доставила Алёше удовольствия?
(Не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достается).
- Почему изменилось отношение детей к Алёше?
(Стал гордым, заносчивым, высокомерным).
Практическая работа.
Добрый
Жестокий
Ласковый
Упрямый
Общительный
Самолюбивый
Гордый
Дерзкий
Любознательный
Застенчивый
Непослушный
Скромный
Самопроверка: Показываю правильный ответ
Давайте сделаем вывод: почему из послушного, доброго, ласкового мальчика. А. превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?
Вывод: ему нечем было заняться, от безделья А. начал шалить, грубить, хулиганить.
Недаром народная мудрость гласит: “Скучен день до вечера, коли делать нечего”.
- А вы понимаете условие, при котором перестает действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказали Алёшу?
(Он потерял волшебное зернышко).
Выразительное чтение эпизода “Потеря конопляного зернышка”
- Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок?
(Навык утрачен, он разучился добывать знания. Только те знания, что добываются трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять у человека, только они ему на пользу).
- А для нас с вами это урок?
- Но не случайно мы говорили о признаках волшебной сказки.
Цифра “3” - волшебная цифра. Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?
(Хранить тайну. Держать честное слово. Не быть неблагодарным.)
- Почему Чернушка называет неблагодарность худшим свойством? К чему привела неблагодарность Алёши?
(Он предал маленьких жителей).
- Как вы понимаете слова Чернушки?
“Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку”.
(Легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавится).
- Надо развивать таланты, данные нам. Особое внимание автор обращает на поведение товарищей Алёши.
Почему Алеша боится увидеть Чернушку в последний раз?
(Совесть мучает его, мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться).
- Сказка заканчивается трагично: жители подземного королевства ушли, Алёша наказан предательством.
- Можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает добро над злом?
(Да, побеждает, потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком).
- Вот и закончилось наше путешествие по сказке.
Домашние задание.
“... Алеша стыдился об этом говорить...”
А вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Какой выход вы нашли из этой ситуации?
Напишите ответ на вопрос:
“Какие уроки я извлек из сказки?”
Рефлексия
Загадать желание на зернышко.
Любимая сказка имеет свой конец. Завершилось и наше путешествие.
И закончим его словами Пушкина:
“Сказка ложь да в ней намек
Добрым молодцам урок”.
У Эренбурга есть такие строки: “Есть надоедливая в мире повесть – как плачет человеческая совесть”.
- Мы живем в ужасном бессовестном времени. При этом вместе с совестью теряем и Бога внутри себя. Но в то же время в генах каждого из нас все еще живет память о важнейших человеческих качествах. Именно к этой генетической памяти хочется обратиться.
Без совести жить можно, так же как без руки или без ноги. Но в будущем такое существование может привести к тому, что мы станем обществом духовных инвалидов.