Цель урока:
- восстановить историю взаимоотношений героев;
- определить основную тему и идею произведения;
- ответить на вопрос: были бы счастливы герои вместе?
Материал к уроку:
- портрет писателя, запись музыки П.И.Чайковского из цикла “Времена года”: “Лето”, “Осень”;
- словарь синонимов, антонимов, толковый словарь русского языка.
Предварительная работа: работа со словарем – определение слова “счастье”, подбор синонимов и антонимов к этому слову.
Ход урока
I. Приложение 1
(Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года”: “Лето”.)
- Мы продолжаем разговор по повести И.С.Тургенева “Ася”. Тема сегодняшнего урока: “А счастье было так возможно, так близко!..”
Ребята, а как вы понимаете слово “счастье”?
(Учащиеся дают свои понятия слову “счастье”)
- А что нам говорит толковый словарь? (Работа учащихся со словарем “счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения” - толковый словарь С.И.Ожегова.)
(Определение записывается на доске и в тетрадях.)
- Подберите синонимы и антонимы к слову “счастье” (синонимы – радость, удача, … ; антонимы - огорчение, печаль, … )
II.
- Ребята, наш урок сопровождает музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Лето” и “Осень”.
- Итак, сегодня на уроке предстоит:
- восстановить историю взаимоотношений главных героев, чтобы определить основную мысль и идею повести;
- ответить на вопрос: а были бы счастливы герои, если бы не расстались?
III.
1. - Мы уже знаем из повести, что за человек господин N, как познакомился с Гагиным, что привело господина N в этот городок, а знакомство с Асей украсило его пребывание в нем, но… какая-то тайна окружает эту девушку. Какая?
2.
(Звучит монолог Аси, который читает заранее подготовленная ученица)
- Моя матушка умерла, когда мне было 9 лет. Вся жизнь моя перевернулась. Меня забрали от тетки моей, скотницы, в городской дом. Но не прислугой. Вместо сарафана на меня надели розовое шелковое платье. Я до сих пор помню, какое оно было прохладное, гладкое блестящее…
Мне было не по себе. Я не могла привыкнуть к этому. А когда у меня поцеловали ручку, я думала, что потеряю сознание… Теперь-то я знала, что барин – мой отец и что любил меня страстно. Он никогда ничего не запрещал мне, выполнял все мои желания, во всем потакал мне. Наверное. Считал себя виноватым.
Скоро я поняла, что в доме я главное лицо, но мучило меня то, что приказывать должна была людям, с которыми прожила все свое детство, чьи сказки слушали, с кем вместе играла. Они-то знали, что моя мать была крепостная, а я – крестьянская дочь.
Я … я целый мир хотела заставить забыть мое происхождение! Я стыдилась своей матери, стыдилась своего стыда, я мучилась, не знала, что делать. Мне хотелось быть не хуже других барышень.
Стала много читать, книг в батюшкиной библиотеке было очень много. Мне хотелось узнать как можно больше. Да …
Но тут новое несчастье! Умер отец! Что будет со мной дальше? Как мне жить? У меня ведь есть старший брат. Как-то он меня воспримет? Я боялась его. Боялась его осуждения, боялась, что он не примет меня как родную, будет колоть меня крестьянским происхождением.
Но опасения мои были напрасны. Он признал меня за сестру. Я была ему больше чем благодарна…
Брат привез меня в Петербург и поместил в один из лучших пансионов. Там я прожила 4 года. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. С девушками не сдружилась. И была рада, что брат забрал меня из пансиона.
В то время он вышел в отставку и мы поехали за границу. Останавливались в небольших живописных городках. Избегали шумных столиц и светских знакомств.
Городок Ленц понравился своими заброшенными виноградниками, садами и полуразрушенными стенами феодального замка. Обычно мы не задерживаемся в таких маленьких городках. Но здесь было так красиво, необыкновенно, не хотелось уезжать от этих дивных закатов и чудесного Рейна, да и от того, с кем встретилась в этом городе …
IV. 1. Беседа.
- Ребята, что же необычного в Асиной жизни? (Она – дочь крестьянки и барина. В то время с такой родословной не принимали ни в светском обществе, ни в крестьяне. Она рано познала сиротство, потерю близких.)
- А что говорит об Асе самый её близкий человек? (гл. 8. “Её нужно хорошенько узнать… у неё сердце доброе, но голова бедовая. С ней трудно ладить”.)
- Ребята, а что обозначает имя Ася? Оправдывает ли оно себя? (Запись на доске и в тетрадях.)
Ася – (от Анастасии) рожденная заново.
- Что привлекло и что настораживало в Асе главного героя?
- Почему он однажды воскликнул: “Что за хамелеон эта девушка!” В каком значении употребляет Тургенев слово “хамелеон”? (Ася сама непосредственность, честная, прямая и открытая, она мечтательна, но поступки её непредсказуемы.)
- Посмотрим на неё, какая она в 9 главе.
Чтение по ролям диалога Аси и господина N. (От слов “Пойти куда-нибудь …”
до слов “…я еще не летал”).
- Какой мотив появляется в главе 9? Как он помогает понять душевное состояние героев?
Проследите развитие этого мотива на последующих страницах повести и ответьте на вопрос: зачем автор его вводит?
(В 9 главе появляется мотив любви, которая окрыляет человека. Для Аси все развивается стремительно и бурно, а для г-на N – постепенно. В жизни каждый человек, тем более девушка, хочет счастья.)
- Какие мечты Аси характеризуют её? Почему странность в девушке, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе г-на N? (Она не такая как все. Ей нужен необыкновенный человек, так как только он может понять и полюбить Асю такой, какая она есть.)
- Восстановите историю взаимоотношений Аси и рассказчика. Подумайте, почему не сложились их отношения? Как автор отвечает на этот вопрос?
(Работа с учебником гл. 14, гл. 15.)
- Какие чувства испытывает герой после разрыва с Асей? (гл. 19.)
Почему же только после разрыва герой убеждается в своей любви? (Тургенев, таки образом, наказывает его.)
- За что? (За нерешительность и медлительность.)
- В повести Гагин задает г-ну N недоуменный вопрос: “Почему она Вас полюбила?” А как вы думаете, за что полюбила Ася г-на N? (г-н N для Аси первый молодой человек из высшего общества, который обратил на неё внимание. До этого ничего подобного не было в жизни Аси.)
- А как вы думаете, были бы счастливы Ася и г-н N, останься они вместе?
(Мнение учеников может разделиться, что приведет к диспуту по этому вопросу.)
2. Составление сопоставительной характеристики и запись на доске и в тетрадях:
Ася: | Г-н N: |
скорее всего да | нет |
( Вопрос к классу: почему? ) | |
1) любимый человек рядом; | 1) социальное положение не позволяет; |
2) молодость; | 2) свет не примет; |
3)это то, о чём не могла и мечтать; | 3) Ася взбалмошная. |
V. Выводы. ( Звучит музыка П.И.Чайковского “Осень” из цикла “Времена года”)
- Так о чем же эта повесть? (О первой любви.)
- Какая она – первая любовь? (Лёгкая, чистая, светлая, искренняя и грустная одновременно).
- Так счастлива ли героиня повести? (Да, счастлива, потому что любит, потому что узнала, что такое любовь.)
- А счастлив ли герой? (Да, но поздно это понял.)
- А какова же основная мысль повести И.С.Тургенева “Ася”?
(Счастье мгновенно, скоротечно, у него нет ни прошлого, ни будущего)
- Найдите этому подтверждение в тексте. (Гл. 20. “Завтра я буду счастлив… мгновенье”)
1. - Итак, в повести “Ася” Тургенев противопоставляет друг другу простую милую непосредственную девушку Асю, которой присуща огромная сила чувств и бесхарактерного интеллигента – мечтателя, который в решительную минуту не находит для девушки слов любви, отталкивает её своей холодностью и не может потом себе этого простить.
Счастье прошло мимо и возвратить его невозможно (Гл. 22. ).
2. “Мысли вслух”. Ваша строчка в заключении (мини-выводы)
(возможные варианты:
- Счастье – оно как птица, упустишь и не поймаешь.
- Что за прелесть эта “Ася”;
- Как жаль, что мужчины всегда чего-то боятся;
- Обидно, когда у тебя крылья выросли, а лететь некуда;
- Да, первая любовь великолепна и неповторима;
- Обидно, что первую любовь не воскресишь
и др.)
VI. Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем:
“Чем привлекает меня тургеневская девушка” или
“Злободневное и вечное в повести И.С.Тургенева “Ася”.
Литература.
- Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
- Литература (поурочные планы для 8 класса)./Сост. Н.М.Скоркина.- Изд. “Учитель-АСТ”, 2001 г.