Тема: "Уроки достоинства и доброты" (по пьесе Е.Шварца "Тень")
Цели урока:
Образовательные:
– обеспечить усвоение программного материала;
– отработать навыки анализа драматического произведения;
– обобщить и систематизировать знания по теории литературы по теме "драматические произведения";
– познакомить учащихся с личностью Е.Шварца. Раскрыть своеобразие творчества писателя-драматурга;
– показать богатые возможности жанра сказки(пьесы-сказки, в частности).
Развивающие:
– развивать эмоционально-ассоциативную сферу мышления учащихся;
– развивать познавательные интересы; творческое мышление;
– расширить кругозор учащихся; научить выделять главное;
– научить работать со справочной литературой, словарями;
– развивать эстетический вкус учащихся.
Воспитывающие:
– воспитание чувства достоинства, порядочности, доброты, благородства и других нравственных качеств человека;
– вырабатывать негативное отношение к таким качествам, как подлость, лицемерие, равнодушие, интриганство.
Оборудование урока. Импровизированный театральный занавес. Портрет Е. Шварца. Рисунки по сказкам Шварца. Афиша пьесы-сказки "Тень", театральные программки, выдержки словарной статьи к слову "тень". Наглядности по теории литературы(понятия о драме, ремарке, декорации), музыкальное оформление из кинофильма "Обыкновенное чудо", фрагменты классической музыки. Выставка книг.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Увидим мы театр волшебный,
На сцену сказку позовем...
(Музыкальный фон: шум зала).
"...Театр!... Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредотачиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств?"
– Так писал о театре В.Г.Белинский. И это не случайно...
(Звучит музыка Г.Гладкова к кинофильму "Обыкновенное чудо" М.Захарова).
– Здесь, в театре, каждый вечер
совершается волшебство... Зал медленно
погружается в полумрак.., зал замирает,
...открывается сцена, ...и вот мы вместе с героями
спектакля идем по лабиринтам их судеб, вместе
радуемся, грустим, вместе побеждаем.
Каждый день в театре происходит чудо, это
волшебный праздник, праздник по имени - театр...
Кто и как создает этот волшебный праздник?..
II. Сведения о писателе.
– Сегодня мне хочется познакомить вас с настоящим волшебником, чье творчество самым тесным образом связано с театром. Человек, о котором пойдет речь, оставил яркий след нашей драматургии. О себе самом он говорил так:
Меня Господь благословил идти,
Брести велел, не думая о цели.
Он петь меня благословил в пути.
Чтоб спутники мои повеселели...Евгений Львович Шварц…
– Итак, записываем в тетради число, тему урока, эпиграфы:
Меня Господь благословил идти...
Е.Шварц
Совесть, благородство и достоинство –
вот оно, святое наше воинство.
Б.Окуджава
Имя Евгения Львовича Шварца окружено
легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей
правды. Легенда проста - жизнь сложна, и в ней
"все замечательно и великолепно
перепутано". Вошел Шварц в литературу как
детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале
"Еж и Чиж", а потом стал драматургом и
инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с
творчеством этого писателя для нас подчас
начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в
детстве старый добрый фильм "Золушка" (он
снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь
запоминаем удивительные слова маленького пажа:
"Я не волшебник, я только учусь".
А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только
раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им
все удается". Это слова из другой удивительной
сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине,
Евгения Львовича можно назвать владыкой
Сказочного королевства. Какое разнообразие
сказок: "Снежная королева", "Голый
король", "Два клена", "Сказка о
потерянном времени", "Золушка" и многие
другие.
Обращение к жанру сказки, разумеется, не было случайным. "Правдоподобием не связан, а правды больше", - так сам писатель объяснял свою привязанность к этому жанру.
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права.
Писательские дела Шварца далеко не
всегда шли блестяще, ведь были времена, когда
сказку считали жанром сомнительным, а то и просто
вредной выдумкой, уводящей от реальности.
Приходилось объяснять, ради чего она
рассказывается. Для Шварца сказка - это путь в
глубину жизни, и рассказывается она, по его
убеждению, "не для того, чтобы скрыть, а для
того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь
голос то, что думаешь".
Широкое признание пришло к Шварцу уже после
смерти. Удивительный это был человек, и "Божье
повеление" Евгений Львович выполнил.
Его земная жизнь закончилась в 1958 г., но сказка
его жизни продолжается в произведениях, которые
и по сей день пользуются любовью и популярностью
не только у нас в России, но и далеко за рубежом,
его лучшие пьесы обошли многие театры мира.
III. Теория литературы.
– Ребята, вы уже знаете, что специально для театра писатели создают драматические произведения. А что вы можете рассказать о драме? Назовите ее особенности.
– Молодцы, значит, мы с вами выяснили, что в основе драмы лежит действие, которое происходит на глазах читателя или зрителя. Драматические произведения пишутся для игры на сцене. Поэтому их, конечно же, интереснее смотреть, чем читать. Однако, если вы умеете фантазировать, воображать, а я надеюсь, что это так, то мы сможем с вами перенестись в сказочный мир героев Шварца. Мы с вами в театре, и в руках у нас театральные программки. Давайте раскроем их...
“Чужой сюжет как бы вошел в мою плоть и кровь, я пересоздал его и тогда только выпустил в свет”. Г.Х.Андерсен. “Сказка моей жизни” (гл.8).
– Ребята, помните ли вы эту сказку
Андерсена?
Слова датского сказочника, взятые Шварцем
эпиграфом к пьесе, говорят нам, что в основу пьесы
положен сюжет сказки Андерсена, но Шварц его
переосмыслил, наполнил своим содержание, своими
героями. Кстати, Андерсен был не первым, кто
обратился к сюжету о том, как тень покинула
своего хозяина: на этом построена повесть-сказка
немецкого писателя Т.А.Гофмана “Приключения
Эрнеста Шлемиля”.
Однако, вернемся к программке.
Ее вторая страничка знакомит нас со списком
действующих лиц пьесы.
IV. Аналитическая работа по тексту. Беседа.
– Кто указан в списке первым? А вторым?
– Почему второй персонаж назван не просто Тень, а
Его тень?
– Какую роль играет в названии притяжательное
местоимение?
– Переходим к следующим героям. (Читают
дети). Всего их 22, и у каждого своя история, свой
характер. А вот, как и какими средствами
достигает автор необходимых черт характера
героя в драматическом произведении нам
предстоит рассмотреть на примере пьесы-сказки
“Тень” Е.Шварца. Дома вы прочитали это
произведение. Итак, друзья, смелее в путь!
Первое действие переносит нас в чудесную страну,
где сбываются все сказки на свете, где людоед
служит оценщиком в городском ломбарде, и
оказывается, что оценщиков в этом ломбарде очень
и очень много.
– Вспомните, люди каких профессий
служат оценщиками в городском ломбарде? Почему
среди них оказался журналист Цезарь Борджиа?
– Как вы полагаете, “сказочное” или
“несказочное” объяснение дает этому автор?
– С кем еще из героев мы знакомимся в первом
действии? Расскажите о них, пользуясь текстом
пьесы.
– Какими средствами пользуется автор при
создании характера? Приведите примеры
характеристики при помощи речи (содержание
реплик), поступков, отношения других действующих
лиц.
– Итак, мы видим, что в пьесе-сказке
Шварца “Тень” все действующие лица
характеризуются через их отношения к главному
герою – Ученому. Мы их невольно сравниваем с ним.
– А кто же главный противник Ученого?
– Теперь посмотрим значение слова “тень” в
Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова. У
вас на столах выдержка из словарной статьи.
Давайте прочтем ее.
ТЕНЬ:
1) место, защищенное от попадания
солнечных лучей;
2) темное отражение на чем-либо от предмета,
освещенного с противоположной стороны;
3) призрак воспроизведение чего-нибудь;
4) подозрение в чем-либо;
5) затемненное место на рисунке
– Если обобщить эти значения, то имя главного противника Ученого можно объяснить как противоположность всему светлому. Получается, что светлая сторона – это то, за что борется Ученый: счастье всех людей, любовь, доверие. А что же является тенью? С чем приходиться бороться Ученому?
– Почему все хотят уничтожить Ученого? Чем мешает этот человек?
– Как вы полагаете, “сказочное” или “несказочное” объяснение дает этому автор? Почему?
– Да, вы совершенно правы в своих рассуждениях. Так было задумано самим Шварцем, чтобы показать, что за всем сказочным скрывается что-то из настоящего, реального мира, в котором мы с вами живем сейчас. Тому подтверждение слова Г.Х.Андерсена, которые звучат в 1-ом действии: “ Я всю жизнь подозревал, что пишу чистую правду”. Вот и в пьесе все удивительно перемешано, переплетено. Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. И сегодня мы с вами постараемся извлечь из пьесы-сказки как можно больше полезных уроков для себя. А для этого продолжим работу с пьесой, и оказывается, что мы прожили с героями уже две недели. И это не потому, что мы попали в сказку, просто драматургия имеет свои особенные законы времени и пространства. Автору достаточно написать, что между действиями прошло столько-то времени, и оно действительно проходит. А изменить место действия еще проще: сменой декорации. Вспомните, пожалуйста, что такое декорации.
– Итак, декорация – это имитация того, что нас окружает, иными словами – условность обстановки. И мы верим, например, что актер открыл дверь и вышел в сад, а не просто ушел со сцены.
– Но вернемся ко 2-му действию пьесы.
Оказывается, что декорации есть не только на
сцене, но и в жизни героев.
Вот появляется министр финансов с двумя лакеями.
Они по первому требованию министра могут придать
ему позу крайнего удивления или крайнего
возмущения.
– А как вы думаете, зачем нужна в пьесе фигура министра финансов? (Это человек, наделенный властью, он отвечает за жизнь других людей, должен быть образцом честности, справедливости, мудрости. Но перед нами предстает совсем иной правитель этой сказочной страны. Шварц создает образ человека, лишенного даже капли достоинства. Спекулянт, думающий только о своей выгоде, экономический преступник, интриган. Вот вам и урок пьесы. Не место красит человека, а человек – место. О человеке надо судить по делам, а не по словам. Береги честь смолоду.)
V. Чтение по ролям.
– Здесь же во 2-ом действии есть еще один очень интересный персонаж. Это доктор. Давайте послушаем, о чем он спорит с Ученым.
– Итак, чтение по ролям, страница 416. Кто желает стать на время героями пьесы?
VI. Беседа по прочитанному. Проблемные вопросы.
– Можно ли назвать доктора счастливым
человеком? В чем, на ваш взгляд, заключается
несчастье героев пьесы? (Ответы с
доказательствами).
– На чьей стороне автор?
– Чему учат нас поступки таких героев, как
Ученый, Аннунциата? (Добру, справедливости,
честности, умению любить и дружить, жить
настоящей деятельной, кипучей жизнью, быть
готовым прийти на помощь в любую минуту,
жертвовать собой ради счастья других).
VII. Выводы из урока.
– Перед нами особый мир – мир сказки,
который живет по своим законам в нем, по замыслу
автора, все мгновенно может стать реальным.
Итак, Тень добилась своего. Третье действие
пьесы: торжественный день бракосочетания
Принцессы и Тени. Все чаще мелькает на страницах
слово “тень”. Тень уже превратилась в
самостоятельное действующее лицо, она уже стала
управлять людьми.
– Подумайте, почему Тень оказалась столь могущественна? Почему смогла победить даже людоедов?(Сам оп себе этот персонаж не страшен без веры в него людоедов, “круга настоящих людей”). Для ответа на эти вопросы прошу ребят обратиться к началу 3-его действия. Обращаем внимание на ремарки.
– Почему никто, кроме Аннунциаты, не
хочет защитить Ученого?
– Так кто или что смогло победить Тень?
– А какие уроки вы извлекли для себя из
пьесы-сказки?
– Нужны ли нам эти качества души человеческой в
наше столь не простое время?(Возможна письменная
работа по данному вопросу).
VIII. Заключительный этап урока.
– Да. Вы правы. Это те самые прекрасные свойства души, которые обожал, по его собственному признанию, владыка сказочного королевства Евгений Львович Шварц и которые неизменно прекрасны в будни и в праздники, в жизни и в сказке? Верность, благородство, достоинство, умение любить. “Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец”.
IX. Домашнее задание.
– Вот и подошло к концу наше
удивительное путешествие в волшебный мир сказки.
Настало время для домашнего задания, которое
станет началом большой и интересной работы. А ее
мы продолжим на занятиях в “Творческой
мастерской”, где будем создавать сценарий по
рассказу, который вы к следующему уроку выберите
и прочитаете дома. Кроме того, нужно будет
составить список действующих лиц.
X. Итоги урока.
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Особо хочу отметить работу…...
XI. Заключительное слово учителя.
– Я надеюсь, что сегодняшняя встреча с театром, с пьесой Шварца “Тень” останется у вас в памяти надолго. И может быть, вы совсем по-новому будете смотреть на людей, вас окружающих и будете ценить в них те самые прекрасные свойства души, о которых мы с вами говорили, и которым посвящены строчки Булата Окуджавы, взятые эпиграфом к уроку:
Совесть, благородство и достоинство –
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь как человек.