Цели:
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – познакомить учащихся с творчеством А.И.Вертинского, показать многогранность его таланта;
- РАЗВИВАЮЩАЯ – пробудить интерес учащихся к забытым страницам русской истории, расширить кругозор;
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – пробудить чувство гордости, патриотизм.
Оборудование:
- кабинет литературы (№25), в котором закрыты жалюзи, что создаёт естественный полумрак;
- задрапированный стул, на котором стоит гитара, рядом театральная маска Пьеро;
- на школьной доске слева записана тема занятия, справа портрет А. Вертинского на плакате, выполненном учащимся;
- посредине - экран для показа слайдов.
Ученики и гости сидят полукругом.
Проведению занятия помогает преподаватель музыки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Преподаватель приветствует собравшихся учеников и гостей, обозначивает круг задач данного занятия, представляет своих помещиков из числа учащихся. Занятие начинается.
II. Звучит музыка, льется голос А. Вертинского. На экране мелькают кадры: Петербург. Начало XX века. Учитель зажигает свечу.
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Жизненный путь А. Вертинского.
Александр Вертинский!
Легенда, для многих из нас ставшая действительностью, но не потерявшая при этом своего очарования. Яркая страница отечественной художественной культуры! Таинственный Пьеро дореволюционных эстрад, поэт и композитор, слагающий изысканно интимные музыкальные новеллы, певец, в эмиграции тоскующий в песнях по родной России, наконец лауреат Государственной премии СССР, перенесший на советскую сцену, на киноэкран свой высочайший артистизм, музыкальность, вкус...
В самом начале десятых годов XX века на эстрадных подмостках Петербурга появился артист в гриме и костюме Пьеро – автор и исполнитель песен собственного сочинения Александр Вертинский. Он пел в помещении эстрадного театра “Павильон де Пари”. В ту пору Вертинскому едва минуло 20 лет: он родился в Киеве 9 (21) марта 1889 года.
С первых же выступлении он обратил на себя внимание неподражаемой, изысканной манерой исполнения, пластической выразительностью жеста, богатством интонаций. На глазах у публики рождался поэт, композитор и певец, создающий новый своеобразный мир интимной музыкальной новеллы. Он с успехом выступал во многих городах России, слава его росла день ото дня.
Звучат песни А. ВЕРТИНСКОГО
В 1919 году А.Вертинский эмигрировал за границу и на протяжении
почти четверти века своей скитальческой жизни концертировал в Румынии и Польше, Англии и Германии, во Франции, Италии, Китае, Соединенных Штатах Америки. Вертинский мучительно переживал разлуку с родиной, очень хотел вернуться и в самый разгар войны, в 1943 году, возвратился в Советский Союз. С тех пор и до самой смерти (в Ленинграде, 21 мая 1957г.) Александр Вертинский побывал с концертами во многих уголках страны. И всюду ему сопутствовал успех.
ПЕСНИ
И в годы эмиграции, и после возвращения на родину Вертинский снимался в кино. В 1951 г. он был удостоен Государственной премии СССР за участие в фильме “Заговор обреченных”. Памятны и его актерские работы в картинах “Великий воин Албании Скандерберг” и “Анна, на шее”.
2. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А ВЕРТИНСКОГО
Творчество А.Вертинского многогранно. Сборники стихов и песен Вертинского в разные годы выходили в Париже, Вашингтоне, Шанхае. К сожалению, на Родине поэта только начинается работа по сбору стихов Вертинского. Тематика его стихов разнообразна. Это и проникновение стихи о любви (“Пани Ирена”, “Мадам, уже падают листья”, “Ваши пальцы пахнут ладаном”, и др.); кричащие стихи, направленные против социальных пороков (“Кокаинеточка”, “Безноженька”); а также стихи, в которых раскрывается широта творческой натуры Вертинского. (“В степи молдавской”…)
Чтение стихов Вертинского.
Я СГОДНЯ СМЕЮСЬ НАД СОБОЙ
Я сегодня смеюсь над собой:
Мне так хочется счастья и ласки,
Мне так хочется глупенькой сказки,
Детской сказки, наивной, смешной.Я устал от белил и румян,
И от вечной трагической маски,
Я хочу хоть немножечко ласки,
Чтоб забыть этот дикий обман.Я сегодня смеюсь над собой:
Мне так хочется счастья и ласки,
Мне так хочется глупенькой сказки,
Детской сказки про сон золотой.
1915
КОКАИНЕТОЧКА
Что вы плачете здесь, одинокая глупая деточка,
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка,
Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы…Вас уже отправила осенняя слякоть бульварная
И я знаю, что ,крикнув, вы можете спрыгнуть с ума.
И когда вы умрете на этой скамейке, кошмарная,
Ваш сиреневый трупик окутывает саваном тьма…Так не плачь ж, не стоит, моя одинокая деточка,
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы.
Лучше шейку свою затяните потуже горжеточкой
И ступайте туда, где никто Вас не спросит, кто Вы.
1916
БЕЗНОЖЕНЬКА
Ночью на кладбище строгое
Чуть только месяц взойдет,
Крошка – малютка безногая
Пыльной дорогой идёт.Днем по канавкам валяется,
Что-то тихонько скулит,
Ночью в траву забивается
И меж могилками спит.Старой забытой дороженькой
Между мохнатых могил
Добрый и ласковый Боженька
Нынче во сне приходил…Неги большие и новые
Ей принести обещал,
А колокольцы лиловые
Тихо звенели хорал...Боженька, ласковый Боженька,
Ну, что тебе стоит к весне
Глупой и малой безноженьке
Ноги приделать во сне.
1916
ВАШИ ПАЛЬЦЫ
(Королеве экрана – Вере Холодной.)
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.И когда Весенней Вестницей
Вы пойдете в дальний край.
Сам Господь по белой лестнице
Поведёт Вас в светлый рай.Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон,
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
1916
Исполнение песни “В степи молдаванской”
(Исполняет группа девочек.) После этого звучит запись той же песни в исполнении А.Вертинского.
Кроме лирических песен на собственные слова, А.Вертинский создал немало произведений на стихи Блока, Есенина, Сологуба, Анненского, Ахматовой, Гумилева, Северянина, Теффи, Инбер, Антокольского и других русских поэтов.
Прослушивание песен на стихи.
А. Блока “В голубой далекой спаленке”
В. Инбер “Джонни”
С. Есенина “Последнее письмо”
3. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПОЭТА
Большинство стихотворений Вертинского написаны на реальные события жизни. Особенно интересна история создания песни “Концерт Сарасате”.
Это было в 1927 году. Будучи в Румынии, Вертинский услышал игру
короля цыганского жанра Владеско. Покоренный его талантом, Александр Николаевич неожиданно узнаёт, что в жизни этот человек груб, ничтожен, что свою жену, известную актрису Сильвию Тоску, избивает публично. В голове у него уже бешено крутились строчки. Так родилась песня. Прошло 3 года. На гастролях в Берлине Вертинский встретил Владского и Сильвию Тоску. Они пришли слушать “свою” песню. Ждать ему пришлось долго. “концерт Сарасате” стоял последним в программе. “… Весь концерт я пел, стоя точно посреди эстрады, и когда дошел до последней песни, и назвал её, демонстративно резко перешел на правый конец эстрады и остановился против его места в первом ряду. Аккомпаниатор сыграл вступление, я начал:
Ваш любовник – скрипач. Он седой и горбатый,
Он вас дико ревнует, не любит и бьёт…
Но когда он играет Концерт Сарасате,
Ваше сердце, как птица поёт…
Я смотрел и пел, глядя в упор то в его глаза, то в глаза Сильвии.
Он альфонс по призванью. Он знает секреты,
И умеет из женщины сделать “зеро”…
Но когда затоскуют его флажолеты,
Он, как сказочный принц, … как влюблённый Пьеро.
Владеско слушал в смертельном испуге. Глаза его, казалось, готовы были выскочить из орбит. Он весь как-то съежился, почти вдавившись вглубь кресла. Я продолжал:
Он вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил…
“Фамм де люкс” он сумел превратить в “фамм де шамбр”
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с легким запахом “амбр”
Ив усталом лице и в манере держаться
Появилось у вас и небрежность, и лень…
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?
(Фамм де люкс – “шикарная” женщина, Фамм де шамбр – горничная)
Слова били его как пощечины. Он прятал лицо, отворачивался от них, пытался закрыться программкой, но они настигали его – жестокие, точные и неумолимые, предназначенные только ему, усиленные моим гневом, темпераментом и силой моих интонаций:
И тогда вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша,
Он играет для вас свой Концерт Сарасате,
От которого кровью зальётся душа!
- А-а-а!.. - сквозь песню доносилось до меня. Он стонал от ярости и боли, уже не владея собой, закрыв лицо руками. Я допевал песню…
Увядающей, нищей, больной и брюхатой,
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете всё за Концерт Сарасате…
Исступлённо, бессильно и больно любя!
Мои руки, органически точно повторявшие движения пальцев скрипача, упали… Каким-то Внезапным озарением я бросил наземь воображаемую скрипку и в бешенстве растоптал её.
...Слезы ручьем текли из его глаз. Дико озираясь вокруг, он точно искал, чем бы ему поклясться.
- Плюньте мне в глаза! А? Слышите? Плюньте?
Сейчас же! Мне будет легче!...
И вдруг точно сломившись, он дико зарыдал, упав в кресло.
- Лекарство подействовало! - услыхал я за своей спиной.
Вот какова сила песни.
Приглушенно звучит музыка “Концерт Сарасате”.
4. А. ВЕРТИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Имя Вертинского звучит и сейчас. Его стихи-песни открывают глубокие искренние чувства в человеке. Закончить занятие мы хотим словами Бориса Гребенщикова:
“Я знаю, что Вертинского не все причисляют к высокому искусству, что его недолюбливала, скажем, Анна Ахматова, однако, если я слышу что-то такое, что меня трогает, я не стану отказываться от своих чувств даже в угоду великим именам”.
Есть картон и лозунги, есть ложь и время, а есть истинная, не имеющая отношения ко времени правда.
Вертинский для меня - это живой голос, поющий с той стороны, которую мы столь долго считали вычеркнутой из нашей жизни. Беда в том, что вычеркнув это, мы отказываемся от своей истории, а в итоге от самих себя и осмысленности нашей жизни.
Каждый из учеников читает одно четверостишие из любого стихотворения. Получается своеобразный словесный “пирог” из разных детских голосов и стихов разных тематических направлений…
Предоставляется слово гостям. Это может быть впечатление от увиденного и услышанного или рассказ о своем знакомстве с творчеством А. Вертинского.
Когда умолкают голоса, учитель гасит свечу, а дети ставят алую розу рядом с портретом А. Вертинского.
Урок окончен.