«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра»
Л. Толстой.
Цель: воспитание высоконравственных людей, учить нести полную ответственность за свои поступки.
Задачи:
- Познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной.
- Расширить представления учащихся о нравственных понятиях: Добра, Зла.
- Развивать умение интерпретировать литературное произведение.
- Воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Активизация интереса к теме.
Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на уроке? Почему вы так думаете? (О доброте, нравственности, любви)
Но тема «Уроки …» Значит мы будем учиться доброте, нравственности, любви.
II. Работа с эпиграфом урока.
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.
Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, , как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)
Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как :совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...
А начнем мы наш урок с древней китайской притчи о добре и зле.
А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)
Притча о добре и зле
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет...
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»
- О чем эта притча? (О добре и зле)
- Чему она учит? (Не совершать зла)
- Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)
- Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)
- Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
- Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
- Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.
- Почему?
Что такое Добро?
ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.
- Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
- Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)
Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут
- сердечное слово,
- ласковая улыбка,
- дружеское внимание,
- совет.
Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)
А что такое Зло?
- Толковый словарь Ожегова1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
- Для чего нужно зло? Нужно ли?
Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.
Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал)
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.
Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?
Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.
Учащиеся называют, а учитель записывает на доске.
- Твори добро
- По велению души
- Не позволяй
- Сиюминутного суда
- Постой
- Остынь
- Поверь
- Оружье сильных – доброта
Физкультминутка.
Буратино потянулся: раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать,
Руку правую поднять –
И легонько помахать.
Повернуться вправо, влево
Всё внимание собрать и работу продолжать.
III. Проверка домашнего задания.
Дома вы читали «Рождественскую сказку» Е Потехиной.
Расскажите, о чем она?
IV. Беседа по прочитанному.
- Понравилась ли вам эта сказка? Что понравилось? Почему?
- Похожа ли эта история на сказку? (Да, происходит чудо. Нет – бытовая история.)
- Назовите героев сказки. (Девочка, мать, старушка).
- Кто главная героиня? Почему?
- Какая она? Найдите в сказке описание девочки.
- Что вы можете сказать о ее характере? (Злая, жестокая, равнодушная, бессердечная, эгоистичная).
- Подумайте, почему красивая девочка превратилась в такое чудовище?
- Кто в этом виноват?(Родители.)
- Но они же ее любили? (Любовь должна быть доброю)
- Может ли родительская любовь испортить ребенка?
- Опишите маму девочки. (Любящая, добрая, ласковая, работящая, терпеливая, всё прощающая, верящая в добро, справедливость, в Бога, наконец.)
- Что вы можете сказать о старушке? Кого она вам напоминает?( Добрую фею)
- Какова главная мысль сказки?
- Чему она учит? (Добру, Любви, Терпению, Нравственности Прощению).
- О чем предупреждает автор?
- Какие уроки мы должны извлечь из нее?
V. Работа в парах.
Составление синквейна о добре и зле.
Подведение итогов.
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Д/з: написать истории, сказки, стихи, были и притчи о добре и зле. Лучшие работы мы поместим в альманах.
Список использованной литературы.
- Сборник рассказов «За что распяли любовь?» М., 2009.
- Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008.
- Сборник «Пламенеющая свеча». Сост. А. Е. Шишкин. Самара, 2007.