Уроки доброты, любви, нравственности (урок внеклассного чтения по притчам о добре и зле, "Рождественской сказке" Е.А. Потехиной). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра»
Л. Толстой.

Цель: воспитание высоконравственных людей, учить нести полную ответственность за свои поступки.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной.
  • Расширить представления учащихся о нравственных понятиях: Добра, Зла.
  • Развивать умение интерпретировать литературное произведение.
  • Воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Активизация интереса к теме.

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на уроке? Почему вы так думаете? (О доброте, нравственности, любви)

Но тема «Уроки …» Значит мы будем учиться доброте, нравственности, любви.

II. Работа с эпиграфом урока.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.

Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, , как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как :совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

А начнем мы наш урок с древней китайской притчи о добре и зле.

А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)

Притча о добре и зле
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет...
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»

  • О чем эта притча? (О добре и зле)
  • Чему она учит? (Не совершать зла)
  • Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)
  • Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)
  • Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
  • Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
  • Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?

Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.

  • Почему?

Что такое Добро?

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.

  • Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
  • Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)

Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут

  • сердечное слово,
  • ласковая улыбка,
  • дружеское внимание,
  • совет.

Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)

А что такое Зло?

  • Толковый словарь Ожегова1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
  • Для чего нужно зло? Нужно ли?

Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.

Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал)

Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?

Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.

Учащиеся называют, а учитель записывает на доске.

  • Твори добро
  • По велению души
  • Не позволяй
  • Сиюминутного суда
  • Постой
  • Остынь
  • Поверь
  • Оружье сильных – доброта

Физкультминутка.

Буратино потянулся: раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать,
Руку правую поднять –
И легонько помахать.
Повернуться вправо, влево
Всё внимание собрать и работу продолжать.

III. Проверка домашнего задания.

Дома вы читали «Рождественскую сказку» Е Потехиной.

Расскажите, о чем она?

IV. Беседа по прочитанному.

  • Понравилась ли вам эта сказка? Что понравилось? Почему?
  • Похожа ли эта история на сказку? (Да, происходит чудо. Нет – бытовая история.)
  • Назовите героев сказки. (Девочка, мать, старушка).
  • Кто главная героиня? Почему?
  • Какая она? Найдите в сказке описание девочки.
  • Что вы можете сказать о ее характере? (Злая, жестокая, равнодушная, бессердечная, эгоистичная).
  • Подумайте, почему красивая девочка превратилась в такое чудовище?
  • Кто в этом виноват?(Родители.)
  • Но они же ее любили? (Любовь должна быть доброю)
  • Может ли родительская любовь испортить ребенка?
  • Опишите маму девочки. (Любящая, добрая, ласковая, работящая, терпеливая, всё прощающая, верящая в добро, справедливость, в Бога, наконец.)
  • Что вы можете сказать о старушке? Кого она вам напоминает?( Добрую фею)
  • Какова главная мысль сказки?
  • Чему она учит? (Добру, Любви, Терпению, Нравственности Прощению).
  • О чем предупреждает автор?
  • Какие уроки мы должны извлечь из нее?

V. Работа в парах.

Составление синквейна о добре и зле.

Подведение итогов.

Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Д/з: написать истории, сказки, стихи, были и притчи о добре и зле. Лучшие работы мы поместим в альманах.

Список использованной литературы.

  1. Сборник рассказов «За что распяли любовь?» М., 2009.
  2. Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008.
  3. Сборник «Пламенеющая свеча». Сост. А. Е. Шишкин. Самара, 2007.

Раздаточный материал, Презентация.