Уроки литературы "Обзорное изучение романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»"

Разделы: Литература

Ключевые слова: «Что делать?»


Цель урока: познакомить учащихся с романом Чернышевского, продолжить формирование общего представления о русской литературе XIX века как едином процессе.

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с основными темами и проблемами русской литературы XIX века
  • Совершенствовать умение анализировать эпизод эпического произведения и определять его место в тексте
  • Формировать умение характеризовать героя через его речь и поведение, умение слышать и понимать голос автора в произведении
  • Продолжить формирование нравственных ценностей учащихся на примере русской литературы, умение формулировать, отстаивать свою точку зрения, свой взгляд на нравственные и социальные проблемы.

Тип урока: обзорное изучение нового материала

Форма работы: работа в группах с применением кейс-технологии

Место в учебном плане: проводится после изучения пьесы “Гроза”, романов “Обломов” и “Отцы и дети” ( является продолжением темы конфликта поколений, поиска места человека в мире и в обществе, продолжает формирование представления об обществе и проблемах середины XIX века).

Ход урока

Класс делится на 5 групп от 5 до 8 человек.

Каждая группа выбирает капитана, и капитаны получают (выбирают) конверт с заданием.

В конверте фрагменты из романа и задания членам команды.

Фрагменты предложены следующие:

  • Предисловие (обращение к читателю)
  • Диалог Верочки со Сторешниковым в присутствии Марьи Алексеевны
  • Диалог Верочки с Лопуховым о разумном эгоизме, подслушиваемый матерью.
  • Глава о Рахметове.
  • Четвертый сон Веры Павловны.

Примечание. Каждый учитель может сам сформировать банк заданий, выбрать эпизоды по своему вкусу. В данный набор не вошли эпизоды, связанные с семейной жизнью Лопуховых, организацией мастерских и т.д. Роман огромен, охватить его целиком невозможно. Поскольку ставилась задача продолжить линию прежде изученных произведений, интересовали прежде всего проблемы взаимоотношения поколений, поисков человеком своего места в жизни, процесс формирования новых взглядов в обществе. В ходе обсуждения выстраиваются следующие линии:

- старшее – младшее поколение (“Гроза” - “Отцы и дети” - “Что делать?”)

- новые люди (“Отцы и дети” - “Что делать?”)

- поиск счастья в любви (“Гроза” - “Отцы и дети” - “Что делать?”)

- поиски места в жизни (“Обломов” - “Отцы и дети” - “Что делать?”)

- социальные проблемы и изменения (“Гроза” -“Обломов” - “Отцы и дети” - “Что делать?”)

Задания членам команды:

- выразительное чтение выбранного из предложенного текста фрагмента и комментирование прочитанного (1 человек)

- формулирование темы и проблемы данного фрагмента (1)

- характеристика персонажей, участвующих в данном эпизоде (1-2 человека)

- определение и характеристика авторского голоса, отношения к персонажам, событиям (1-2)

- прогнозирование – попытка определения места и значения данного эпизода по отношению к целому тексту (2 в том числе капитан)

Вступительное слово подготовившегося заранее учащегося о Н.Г.Чернышевском и романе “Что делать?” (демонстрация краткой презентации с портретом писателя, датами жизни, основными событиями, информация о реакции молодежи на роман).

Постановка проблемного вопроса урока: как нужно понимать вопрос, поставленный в заглавии романа? Что делать для чего? Что, по вашему мнению, мог иметь в виду писатель?

Работа в группах.

Выступления групп.

Группа читает фрагмент (один читает вслух негромко, остальные следят по тексту)

Группа выбирает тот фрагмент, который будет читать вслух первый выступающий. Это фрагмент, максимально отражающий проблематику данного отрывка романа.

Каждый готовит ответ по своей проблеме, советуясь с другими учащимися:

- характеристика персонажей

- голос автора

- определение места эпизода в возможном развитии сюжета и соответственно его роль в романе

Ответы на эти вопросы требуют совместной работы, поэтому учащиеся работают именно группой, при этом отвечает впоследствии каждый из участников или пара учащихся. В ходе ответа возможен небольшой диспут, так как ответы неоднозначны.

Подведение итогов. Ответ на проблемный вопрос (“Что делать... чтобы быть счастливым?”)

Рефлексия: что узнали, чему учились, что еще можно и хочется узнать.

Результаты урока

Учащиеся познакомились с необычной манерой повествования в романе – диалог автора с читателем, деление читателей на группы, выбор автором “любимого читателя”, обоснование этого выбора, цель и смысл этого способа повествования.

Происходило совершенствование умения давать характеристику персонажу по его речи. В диалогах Верочки со Сторешниковым и Лопуховым можно найти много интересного:

диалоги строятся совершенно по-разному, так как очень разные собеседники, разные цели. Диалоги помогают увидеть, как происходит изменение, формирование личности Веры Павловны, понять ее жизненную позицию, отношение к себе и своему месту в жизни, ее любопытство по отношению к жизни, настороженность и одновременно внимание по отношению к собеседнику и т.д.

Учащиеся учились видеть целое через его часть, строя предположения о дальнейшем развитии отношений между героями и возможном развитии сюжета.

Произошло знакомство с утопическими социальными представлениями автора и расширилось знание в области истории общественной мысли XIX века (четвертый сон). Продолжение этой темы последует в 11 классе при изучении антиутопии Замятина и т.п.

Поднимались нравственные вопросы (отношение к материальным и духовным ценностям, отношение к семье и критериям выбора спутника жизни, отношение к труду, лжи и искренности, эгоизму и альтруизму, решение вопроса о цели и смысле жизни).

Расширилось представление о русской литературе, знание биографий писателей.

Стимулировался интерес к чтению (после проведения уроков непременно появятся желающие прочитать роман, знакомиться с русской литературой дальше, расширить свои знания).

Приложения.

Время урока:

  • Оргмомент – 3 мин.
  • Презентация – 4 мин.
  • Работа в группе – 15 мин.
  • Ответы групп – 5 по 12 мин.
  • Подведение итогов – 3 мин.
  • Рефлексия – 5 мин.
  • Всего – 90мин. (два урока по 45 мин) (Естественно, время рассчитано приблизительно, все зависит от конкретной ситуации, класса и т.п. Главное, что учащимся хочется довести разговор до конца и получить ответы на вопросы).

Использованная литература.

  1. Н.Г.Чернышевский. Что делать? Любое издание.
  2. Ю.К.Руденко. Роман Н.Г.Чернышевского “Что делать?”. Эстетическое своеобразие и художественный метод. Издательство ЛГУ, 1979.
  3. https://postnauka.ru/video/40882 - Владимир Кантор о Чернышевском.