Литература
-
«Печальная судьба отца и сына» (по рассказу М.А. Шолохова «Родинка»). 8-й класс 2015
Урок литературы формирует новые знания. На примере рассказа М.А. Шолохова «Родинка» ученики расширяют знания о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917–1922 годах, взаимоотношении различных политических сил и общества в годы Гражданской войны.
-
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина 2020
Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка – известная в московском обществе «усатая княгиня» Н.П.Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д.В.Голицына.
-
"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература) 2010
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края.
-
Пироговская осень 2014
Патриотическое воспитание детей не может иметь сиюминутный характер, оно должно быть целенаправленным и постоянным. Именно творчество Л.Н. Толстого и стало тем краеугольным камнем воспитания межнациональных отношений среди учащихся нашей школы. Хотелось бы рассказать простую историю о том, как творчество одного писателя объединило несколько народов, и об одной экскурсии в музей, которая стала добрым делом во взаимоотношениях разных народов.
-
Писатели Хангаласского улуса 2022
Цель урока: Углубление знаний учеников о писателях Хангаласского улуса, работа с текстом.
-
"Писать" и "любить" - два неразрывно связанных глагола". Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева 2009
Тургеневское слово и сейчас вдохновляет на творчество. И озаренные, вдохновленные этим словом, мы подготовили литературно-музыкальную композицию, которая поможет вам чуть глубже понять этого писателя, его личность, его творчество, его любовь, его судьбу, его эпоху.
-
Письма с фронта 2011
Урок проводится в форме литературно-музыкальной композиции. Цели урока – познакомить учащихся с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины; сформировать потребность знать и помнить исторические события.
-
Пишем изложение с элементами сочинения по роману М.А. Шолохова "Поднятая целина" (9-й класс) 2010
Цели урока: подготовка учащихся к написанию изложения с элементами сочинения; отработка умения озаглавливать текст и составлять план; совершенствование навыков анализа текста; отработка умения аргументированно излагать собственную позицию.
-
Пища для ума 2012
Цель урока: развитие творческого мышления знаниями по русскому языку и литературе.
-
План интегрированного урока литературы и технологии. Образ русских женщин эпохи романтизма 2008
Главная задача открытого урока "Образ русских женщин эпохи романтизма" – научить учащихся с уважением относиться к историческим источникам, воспитать уважение к художественным произведениям Н.А. Некрасова, к русским женщинам.
-
План урока литературы в 11-м гуманитарном классе на тему: Державин и Брюсов. Поэт и поэзия. "И что перед тобою я?" 2006
Поэт и поэзия – традиционная тема в литературе. Наверное, каждый поэт со времен Ломоносова (его "Разговор с Анакреонтом") высказывался о предназначении своего творчества, размышлял о своей творческой личности. Думали об этом и Державин, поэт эпохи классицизма, один из учителей А.С. Пушкина, автор "Памятника" и "Бога", и Брюсов, символист, один из тех, кто создавал принципиально новое идейно-философское течение литературы рубежа XIX–XX веков. Державин и Брюсов, представители этих совершенно различных направлений, поэты настолько разные, что и сама попытка сопоставить их точки зрения – уже дерзость. И мы дерзнем это сделать.
-
План урока литературы. Урок развития речи "Подготовка к сочинению в жанре дневниковых записей" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2008
Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащихся, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русского языка литературы, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Перед учителем стоит важная задача: пробудить творческие способности, вызвать интерес к сочинению, ведению личного дневника, развить навыки, привить культуру, воспитывать уважительное отношение к моральным заповедям.
-
План урока по литературе "Общечеловеческая тема "блудных детей" в литературе" . 6-й класс 2007
Представленный урок литературы завершает изучение повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Цель урока - выяснить особенности изображения истории блудного сына в произведении А.С.Пушкина, древнерусской "Повести о Горе-Злочастии", картине Рембрандта "Возвращение блудного сына" и сравнить их с первоисточником - библейской "Притчей о блудном сыне". В конце урока ученики отвечают на вопрос: почему эта тема является общечеловеческой? Урок заставляет детей задуматься над такими нравственными понятиями, как любовь к родителям, долг перед ними, сострадание, доброта.
-
План урока по повести В.Распутина "Пожар" 2007
Зачастую в нашей жизни мы путаем значение слов "бездушный" и "бездуховный". Не понимаем, почему рушится вроде бы внешне благополучная человеческая жизнь. Постоянно чувствуем какую-то тоскливую пустоту в своей душе. Что же с нами происходит? Почему это происходит? Эти и многие другие вопросы поднимаются на уроке по повести В.Распутина "Пожар".
-
План-конспект интегрированного урока "Порхающий цветок или хрупкий мир" (технология и литература) 2019
Цель урока: расширить знания о различных техниках вышивки; способствовать формированию навыков вышивания; познакомить с притчей о бабочке и изучить ситуацию, представленную в ней, представить результаты в мини-проектах, проследить связь образа бабочки в различных видах искусства с опорой на вышивку.
-
План-конспект открытого урока по теме: "Война и судьба детей" (сопоставление рассказа М. Шолохова "Судьба человека" и повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"). 9-й класс 2006
Цель нашего занятия - сопоставить два произведения и выявить, в каком из них, на ваш взгляд, глубже показана трагедия детей. К пониманию трагических ситуаций, в которых оказались герои, мы будем подходить через слово, потому что литература - это, прежде всего, искусство слова. Главной " помощницей" на нашем занятии будет "художественная деталь".
-
План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Литература" 2008
Урок литературы на тему «И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отражённый в заглавии» развивает умение анализировать эпизоды романа и воспитывать гуманистическое отношение к жизни.
-
План-конспект урока "Античная литература. Миф "Олимп" 2013
Представлен конспект занятия с целью обучения различным приемам работы с текстом античного мифа и его анализу.
-
План-конспект урока "Золотые россыпи" 2012
В статье представлен итоговый урок с применением электронных образовательных ресурсов по изученным жанрам фольклора в форме КВН. Данный формат урока позволяет в игровой форме обобщить знания, учит правильно использовать в речи подростков пословицы и поговорки.
-
План-конспект урока "Изображение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне" 2012
Урок усвоения новых знаний в 5-м классе с использованием ЭОР призван познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Волк на псарне», проследить за отражением в ней исторических событий нашей страны. Применение ЭОР позволяет разнообразить урок, сделать его более ярким и интересным.
-
План-конспект урока "Мир Геннадия Айги – мир духовности" 2007
Урок посвящен памяти чувашского поэта, философа, неординарного художника слова. Основные методы, используемые на уроке: интерактивное обучение, ролевая игра, презентация, книжная выставка, музей художественной детали, элементы творческой мастерской, дифференцированного обучения. Урок рассчитан на один академический час в 10–11-х классах в рамках уроков литературы с национальным компонентом (чувашская литература).
-
План-конспект урока "Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского" 2013
На уроке автор показывает, как писатель изобразил Петербург, жизнь "униженных и оскорбленных", как создал образ тупика, в котором оказались герои романа "Преступление и наказание". Перед проведением урока учитель дает индивидуальное задание нескольким учащимся, все остальные учащиеся должны подумать, как изображает Ф.М.Достоевский в своем романе столицу Российской империи. По окончании беседы учащиеся должны заполнить таблицу в тетради и ответить на вопрос: "Петербург Достоевского - это...".
-
План-конспект урока "Театр Островского продолжает жить в XXI веке" 2010
Мы сотрудничаем с Драматическим театром, реализуя программу «Искусство быть зрителем». Первый театральный урок посвящается творчеству А.Н. Островского и проводится в начале учебного года. В уроке использованы элементы театрализации, программы спектаклей, экспонаты театрального музея. Выражая свои впечатления в отзывах и творческих заданиях, студенты расширяют и закрепляют знания.
-
План-конспект урока армянской литературы в 8-м классе. Тема: "Стихотворение Наири Зарьяна "Армянский язык". Восприятие, анализ, оценка" 2009
Этот урок проведен в средней школе, в которой преподается армянский язык - родной язык для девчонок и мальчишек хутора Шаумян. Большинство ребят школы никогда не были на своей исторической родине - Армении. Их предки нашли приют в России, в донском краю, еще с царских времен. Они сохранили свою культуру, самобытность и родной язык. С историей родины, языка и культуры знакомлю своих учеников на примерах литературных произведений армянских писателей и поэтов.
-
План-конспект урока литературы "Перекличка веков". Анализ стихотворения М.Цветаевой "Плач Ярославны" 2008
В статье представлен урок по литературе. В течение урока анализируется стихотворение М.Цветаевой "Плач Ярославны". План-конспект составлен на основе учебного плана "Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе".
-
План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 2005
Цели урока - на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию; работать над развитием мыслительной деятельности учащихся, умением давать собственную оценку поступкам героев романа; воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться; совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта.
-
План-конспект урока литературы в 11-м классе "Россия, которую мы потеряли, а мир приобрел" (Возвращенные имена) 2008
В предлагаемой разработке урока говорится о мировом значении культуры России на рубеже XIX и XX веков, проводится подготовка учеников к восприятию литературы "серебряного века". У детей формируются навыки самостоятельной работы с документами, дополнительной литературой, они учатся логически мыслить, рассуждать. У учеников воспитывается чувство гордости за Россию и чувство благодарности странам, приютившим их в минуты горечи и отчаяния. Всё вместе помогает формировать активную жизненную позицию.
-
План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Сатира Маяковского" 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта, в которых, вливая "свой труд в труд своей республики", Маяковский беспощадно высмеивает явления, тормозящие развитие молодого государства; формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой; Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе анализа различных точек зрения, составлять план; Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.
-
План-конспект урока литературы в 7-м классе по теме "Дети и война" (час мужества). Посвящается 60-летию Великой Победы 2005
На данном уроке рассказывается о роли детей военного времени в приближении великой Победы, обсуждаются книги о войне, герои которых - дети.
-
План-конспект урока литературы в 8-м классе по теме: "Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь" (по сказке А.М. Горького "Заветы отца") 2007
В предлагаемой разработке урока углубляется понятие об изобразительно-выразительных средствах языка, развивается понимание символического языка искусства с помощью различных аудиовизуальных средств обучения. А всё вместе способствует воспитанию чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции.