Литература
-
Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева. 10-й класс 2011
Урок позволяет учащимся увидеть воочию, с каким чутким вниманием, сердечной любовью и пониманием относился Ф.И. Тютчев к родной природе. Материал урока дает возможность продолжить работу по анализу стихотворений, выразительному чтению и умению вести дискуссию.
-
Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева 2010
Для поэта-философа картины природы становятся средством постижения Вселенной и осмысления тайн мироздания. Это мироощущение поэта – отправная точка при анализе стихотворений. Главным на уроке станет раскрытие идейного содержания стихотворений с целью выявления философского начала.
-
"Пенится березами мой край" (образ березы в живописи, поэзии и музыке). Открытый урок по литературе в 11-м классе 2008
Образ березы в живописи, поэзии и музыке. Открытый урок по литературе в 11-м классе.
-
Первая встреча с Владимиром Маяковским 2009
Тема «Творчество В.Маяковского» одна из самых сложных на уроках литературы, так как для учащихся этот поэт непонятен. Поэтому на первом уроке знакомства с Маяковским важно вызвать у читателей особые чувства к поэту-новатору: восхищение его талантом и уважение к человеку неординарному, такому разному в своих чувствах и действиях – быть огромным, которому все подвластно, и ранимым, который ищет помощи.
-
Первые уроки литературы в 5-м классе 2009
Значение первых уроков литературы в 5-м классе трудно переоценить. Именно на них формируется положительная мотивация к предмету, анализируется и оценивается ситуация, в которой начинается учебный процесс, определяется уровень подготовленности учащихся, особенности их индивидуального развития, ставятся задачи литературного образования.
-
Первый сон Р.Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление наказание», его значение 2020
Цель урока: выявить значение сна Р.Раскольникова, то, как он раскрывает душу героя.
-
Первый урок по повести М.Булгакова "Собачье сердце" по теме "Москва старая и новая. Булгаков и эпоха" 2007
Урок познакомит с фактами биографии М.Булгакова, определит особенности изображения Москвы в повести.
-
Перевод романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на якутский язык". 9-й класс 2011
Материал урока-исследования по литературе формирует знания учащихся о значении поэзии А.С. Пушкина в развитии якутской литературы; знакомит с историей перевода романа «Евгений Онегин» на якутский, с системой требований к профессиональному переводчику; учит навыкам сопоставительного анализа отрывков текста-оригинала и текста-перевода.
-
Перед судом (по произведениям Ю.Даниэля "Искупление"", Л.Бородина "Перед судом"). 11-й класс 2011
Представлен урок с элементами театрального представления. Ребята ведут рассказ от имени героев произведений, стараясь как можно точнее передать суть поступков и переживаний героев. Анализируются произведения писателей, которые не могли печататься в стране.
-
"Перекличка веков. Идеи просвещения, науки и образования в литературе России". Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников 2007
Цели урока: Проследить, какое выражение нашли идеи просвещения и науки в литературе XVIII-XIX веков. Подробнее познакомиться с творчеством писателей и поэтов XVIII-XIX веков, которым были близки идеи просвещения. Соотнести представления о человеке и его отношении к науке в XVIII-XIX веках и в наше время; определить, какие черты человеческой личности считались наиболее значимыми.
-
Переписка первой половины XIX века 2011
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра первой половины XIX века; углубить личностные характеристики главных героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" при помощи анализа их писем; развивать аналитические способности, творческое воображение.
-
Перечитываем роман И.А.Гончарова "Обломов" 2016
Цель урока: обобщение и контроль знаний учащихся; развитие аналитических способностей десятиклассников. Методические приёмы: учащимся заранее были даны на дом индивидуальные задания-карточки. В начале урока ученики рассаживаются по группам в соответствии полученных карточек, обмениваются мнениями 7–10 минут. Затем начинается работа по обсуждению вопросов. Кто же такой Обломов? В чём трагедия жизни героя романа Гончарова «Обломов»?
-
Периодизация поэзии 50–90-х годов ХХ века 2007
Поэзии 50-90-х годов XX века посвящен предложенный урок. На уроке составляется синхронистическая таблица русской поэзии за этот период.
-
Песни военных лет 2008
"Нам песня строить и жить помогает..." Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думаю, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала воевать.
-
"Песни огненных лет". Урок внеклассного чтения в 7-м классе 2009
Урок проводился накануне Дня Победы. Он получился красочным и эмоциональным благодаря сочетанию видеоиллюстраций с музыкальными файлами. В презентацию включены не только взятые в Интернете плакаты и фотографии военных лет, но и фото из семейных архивов учеников.
-
"Песнь о вещем Олеге "Пушкина и "Смерть Шанфария" Сенковского как инварианты мифологемы судьбы (в аспекте дихотомии "Запад—Восток") 2005
Если считать объектом исследования мифологему судьбы, а субъектами - Пушкина и Сенковского, то, благодаря своим произведениям "Песнь о вещем Олеге" и "Смерть Шанфария", они представили отношение западного и восточного человека к идее судьбы, помогли понять образ мышления и менталитет людей поляризованного целого. В результате исследования была выявле-на инвариантность мышления князя Олега из языческой Руси и витязя Шанфария из доисламской Аравии. Эта общность составила объективное содержание этих восприятий, так как инвариантность служит основой адекватного отражения сущности объекта.
-
"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" в культурно-историческом контексте 2013
Статья направлена на знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова. Предлагаются описания мужских и женских костюмов, соответствующие времени.
-
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова в контексте исторической эпохи 2013
На уроке учащиеся знакомятся с историческим прошлым Руси, картинами быта XVI века. Учитель дает ученикам более широкое представление о культуре Руси. Ребята раскрывают значение нравственных ценностей на примере главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова и проводят параллель с сегодняшним днем.
-
Петербург Блока 2010
Петербург... Уникальность этого города в том, что почти все русские писатели и поэты запечатлели этот город в своих произведениях, показали его исключительность, единственность и тем самым создали некий памятник под названием "Петербургский текст".
-
Петербург в русской поэзии XVIII — начала XX века 2008
Тема Петербурга возникла в русской поэзии почти сразу после основания города. Его судьба осмыслялась крупнейшими художниками в связи с судьбой страны, с главными социальными вопросами русской жизни. На уроке прослеживается тема развития Петербурга, как менялся образ города в зависимости от "бега времени".
-
Петербург и его обитатели в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» (Урок внеклассного чтения). 9-й класс 2018
Цель урока: показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.
-
Петербург Ф.М. Достоевского 2008
Петербург Достоевского – это город, «в котором невозможно быть». Обычно таким выводом заканчивается изучение темы «Петербург в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского». Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте, ведь Ф.М. Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города – люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.
-
Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание" 2017
Цели урока: познакомить обучающихся с картинами жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; помочь им увидеть за судьбами людей образ преступного города, преступного мира, в котором человеку «некуда идти»; подготовить учащихся к осмыслению главного конфликта произведения – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
-
Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова 2007
Тема города – одна из самых значимых в лирике Н.А. Некрасова. Попытаемся представить город таким, каким видел его великий поэт, а помогут совершить это путешествие его произведения. Проза Н.А.Некрасова – принципиально новое явление в русской литературе, попытка еще раз обратить внимание общества на кричащие противоречия капиталистического Петербурга ("Петербургские углы", "Повесть о бедном Климе", "Жизнь Александры Ивановны", "Петербургские улицы").
-
"Петербургские повести" Н.В. Гоголя 2009
Урок литературы в 8-м классе позволяет учащимся сопоставить изображение картин петербургской жизни в произведениях Н.В. Гоголя «Невский проспект» и «Шинепь», постичь переплетение фантастики и реальности, пошлости существующего мира и трагедии «маленького человека» в мире зла и несправедливости.
-
"Петербургские повести". Образ "маленького человека" в повестях 2010
Данное занятие проводится с кадетами. На уроке формируются и совершенствуются знания, показывается место и роль повести "Шинель" в русской литературе.
-
«Печальная судьба отца и сына» (по рассказу М.А. Шолохова «Родинка»). 8-й класс 2015
Урок литературы формирует новые знания. На примере рассказа М.А. Шолохова «Родинка» ученики расширяют знания о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917–1922 годах, взаимоотношении различных политических сил и общества в годы Гражданской войны.
-
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина 2020
Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка – известная в московском обществе «усатая княгиня» Н.П.Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д.В.Голицына.
-
"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература) 2010
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края.
-
Пироговская осень 2014
Патриотическое воспитание детей не может иметь сиюминутный характер, оно должно быть целенаправленным и постоянным. Именно творчество Л.Н. Толстого и стало тем краеугольным камнем воспитания межнациональных отношений среди учащихся нашей школы. Хотелось бы рассказать простую историю о том, как творчество одного писателя объединило несколько народов, и об одной экскурсии в музей, которая стала добрым делом во взаимоотношениях разных народов.