Сказка – ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок.А.С.Пушкин.
Цели урока:
- раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста;
- углубление знаний о литературной сказке;
- развитие монологической и диалогической речи учащихся;
- развитие мыслительной деятельности учащихся, то есть умение анализировать, синтезировать, обобщать;
- развитие навыков выразительного чтения;
- расширение словарного запаса;
- формирование нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей;
- выявление актуальности произведения для современных школьников;
- создание на уроке психолого- педагогических условий для личностного роста каждого ученика.
Оборудование:
- презентация,
- видеофильм “Чёрная курица”.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
(0бъявление темы урока, запись в тетрадь).
- Что вы знаете об этом писателе? (слайд 1 – портрет А. Погорельского)
(ответы учащихся)
- Что привлекло ваше внимание, когда вы знакомились с биографией писателя?
(Произведение написано для племянника, будущего писателя Алексея Константиновича Толстого).
- Вы прочитали это произведение. Чем оно показалось вам необычным? На какие прочитанные в этом году произведения похожа “Чёрная курица”?
(Необычный герой, волшебное зёрнышко. Похоже на сказку.)
- Докажите, что это сказка.
(есть сказочный зачин “жил-был”
волшебное число “3” – три сна
волшебный предмет – конопляное зёрнышко
чудесные превращения
курица разговаривает с Алёшей.
- А есть ли отличие?
У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.
- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?
(Отражены реалии того времени: точная география
Имя, возраст мальчика.)
– В какое время происходят события? С тех прошло много лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны? Дома вы должны были поработать с незнакомыми словами.
Словарная работа (слайд 2). Объяснение непонятных слов.
- А зачем нам надо понимать значения этих слов?
(Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана более ста лет назад).
- В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок”. Каковы уроки русских народных сказок?
(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).
- А вот следует ли А.Погорельский этому принципу, мы и посмотрим в конце нашего занятия.
Анализ образа главного героя.
- Поговорим о главном герое. Кто он?
(Мальчик Алёша. Ему 9-10 лет. Он почти наш ровесник)
- Разделите страничку на две части. В левую часть мы выпишем каким знали Алёшу в пансионе, за что его любили. (Работа на доске и в тетрадях).
Умненький Миленький
Все любили
Начитанный
Романтик
Мечтатель
Верит в волшебство
Остро чувствует своё одиночество
- За что полюбил Алёша Чернушку? В чём это проявилось?
(Она была тихого нрава. Мальчик подкармливал ее).
- Что предпринял Алёша для спасения Чернушки?
У Никиты было индивидуально задание – пересказать от лица мальчика это спасение. И от того, как Никита справится с заданием, зависит наше представление о характере героя.
Пересказ от лица Алёши эпизода “Спасение Чернушки”.
(работа со слайдом 3)
- Как художнику удалось показать напряжённость момента? Насколько точно художник воспроизводит этот эпизод?
- Какие качества главного героя проявились здесь?
(твёрдость, щедрость).
- Как назвал Алёшу автор?
(избавитель)
- Давайте подберём синонимы к слову “избавитель”
(спаситель, освободитель, заступник)
- Как бы вы оценили поступок героя?
(мальчик совершил благородный поступок)
- Как Чернушка его отблагодарила?
(повела в подземное царство) –
Кадры в/фильма
- Как вы считаете, посещение этого царства – реальное событие?
(это сон, видение, обморок)
- А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна?
(Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)
- Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?
- Обратимся к следующему эпизоду.
Чтение по ролям диалога короля и Алёши (слайд 4).
- Алёше дана награда заслуженная, но что он попросил? Почему именно с такой просьбой он обратился к королю?
(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)
- Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но, как обычно бывает в сказках, есть одно условие, при котором волшебство перестаёт действовать. Какое это условие?
(Алёша не должен быть нескромным).
- Почему вдруг такое условие? Что значит быть скромным или нескромным?
(выслушиваем ответы учащихся).
- Давайте посмотрим, как же толкуют это слово словари.
(слайд 5)
- От чего же предостерегает король Алёшу?
(работаем со словарными статьями, подчёркиваем слова)
2 урок.
- Мы продолжаем работу по сказке А.Погорельского “Чёрная курица”. И теперь нам предстоит с вами дать окончательный ответ на вопросы: “Каковы главные уроки сказки? Следует ли автор принципу русских народных сказок заканчивать произведение победой добра над злом”.
- Конопляное семечко освободило Алёшу от труда. Многие из вас, наверняка, мечтали о таком волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо?
Давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в правом столбике, что изменилось в жизни Алёши, когда он стал обладателем волшебного зёрнышка.
(работа в парах, обсуждение, выписывание на доску).
Не прикладывает труда, чтобы учить уроки Отлично отвечает учителю
Товарищи перестали его любить
Шалил много, надоел товарищам
“страшный шалун”
Стал непослушным
Несчастный
- Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?
(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достаётся)
- Почему изменилось отношение детей к Алёше?
(стал гордым, высокомерным, заносчивым)
- А вы помните условие, при котором перестаёт действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказан Алёша?
(он потерял волшебное зёрнышко)
Выразительное чтение эпизода “Потеря конопляного зёрнышка”.
- Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок?
(навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания)
- А для нас это с вами урок?
- Но неслучайно мы говорили о признаках волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра. Использует ли автор это число?
- Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?
(хранить тайну. Держать честное слово. Не быть неблагодарным)
- Почему Чернушка называет неблагодарность “худшим свойством”?
К чему привела неблагодарность Алёшу?
(Он предал маленьких жителей)
- Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?
(легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться).
8. Чтение по ролям диалога Алёши и учителя.
– Какие слова учителя могут пригодиться нам? Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода? Можем ли мы эти слова взять в качестве второго эпиграфа?
(“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло”.
Надо развивать таланты, данные нам.
Особое внимание автор обращает на поведение товарищей Алёши.).
- Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз?
(Совесть мучает, поэтому мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться).
- кадры в/фильма “Алёша прощается с Чернушкой”.
- Если так трагично заканчивается сказка
- жители подземного королёвства ушли
- Алёша наказан
- предательство,
то можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?
(Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком).
- В течение двух часов мы говорили с вами об уроках, которые получил Алёша. В дома вы напишите ответ на вопрос: “Какие уроки извлёк я из сказки А.Погорельского “Чёрная курица”