Урок: "Размышление о судьбе Родины в лирике А.Блока"

Разделы: Литература

Классы: 9, 11

Ключевые слова: 11 класс


Цели:

  • Совершенствовать навыки анализа лирического произведения. На примере анализа художественных особенностей стихотворения почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины.
  • Развивать аналитическое умение (обобщать, сравнивать, наблюдать), формировать диалогическое мышление.

Оформление доски

Теме Родины я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь.

(Из дневника А.Блока)

Всякое стихотворение- это, прежде всего мысль. Без мысли нет творчества:Настоящие стихи идут только от того, что действительно было, прошло через сознание и сердце: И вообще надо писать только не стихи, которые нельзя не писать.

(А.Блок)

1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами войдем в удивительный мир лирического произведения, почувствуем движение души лирического героя, обратим внимание на оригинальность стиля поэта, ответим на вопрос "Родина Блока - какая она?"

Лирика-это уникальный род литературы. В чем же его уникальность?

Проверка домашнего задания.

Выборочное чтение учащимися рассуждения "Почему нельзя пересказать лирическое произведение?". (Главным предметом лирики являются чувства, которые не могут быть подвластны пересказу.)

2. Сегодня речь пойдет именно о той поэзии, которую можно понять только чувствуя, сопереживая.

Россия Блока - это символ вечной женственности и чистоты. По сути, все, что написал Блок-это о Родине (Обращение к 1 эпиграфу урока).

(Дома ребята готовили для чтения наизусть любимое произведение поэта).

Зачитать строки из стихотворения. С кем или с чем у Блока ассоциируется образ Родины, России, Отчизны, Руси?

(Постепенно на экране вырисовывается запись)

Прекрасная Дама

Таинственная Незнакомка

Неповторимая женщина

Верная жена

Покорная раба

Непорочная невеста

Единственная избранница

Вечная женственность

Русская красавица

Старуха в лохмотьях

Святыня

Гармония

Нищая деревня

Щемящий душу простор

Окрестности Шахматова

Улочки Петербурга

И это все многоликая, бесконечно дорогая Россия.

3. Обратимся к анализу стихотворения "На железной дороге".

Проблемный вопрос. Почему стихотворение "На железной дороге" поэт поместил в цикл стихотворений "Родина"?

(Обратим внимание на литературоведческие термины, которыми учащиеся будут пользоваться при анализе стихотворения).

(Проецируется на доску)

Лирический герой

Тема

Идея

Эпитет

Метафора

Олицетворение

Анафора

Аллитерация

Ассонанс

Антитеза

Сравнение

1. Учитель выразительно читает стихотворение.

2. Выдерживается пауза, идет погружение в текст.

3. Коллективная работа над стихотворением осуществляется по памятке, которая есть у каждого ученика.

Памятка № 1. Как работать над анализом стихотворения Александра Блока "На железной дороге"?

1. Ваше впечатление от прочитанного.

2. Что вы можете сказать о героине стихотворения:

  • в чем противоестественность случившегося (внимание к строфе 1);
  • что предшествовало трагедии (внимание ко 2 строфе);
  • что явилось причиной гибели;
  • что в стихотворении становится воплощением прозы жизни?

3. Определите тему стихотворения.

4. Найдите образы-символы. Рассмотрим, какие ассоциации вызывают у вас художественные детали и образы-символы.

5. Что вы можете сказать о композиции стихотворения?

6. Каким вы представляете себе лирического героя?

7. Какие средства художественной выразительности и поэтические приемы применяет автор?

8. Как бы вы объяснили название стихотворения?

9. Какова идея произведения?

10. Почему данное стихотворение Блок включил в цикл "Родина"?

Вопрос №7

Предлагается групповая работа.

Рассмотрим, какие средства художественной выразительности и поэтические приемы использует автор.

1 группа. Рассматривает фонетический строй стихотворения.

Памятка для работы первой группы

Работа над фонетическим строем стихотворения

1. Применение аллитерации и ассонанса в поэтическом тексте.

2. Обратите внимание на употребление звука [л'], [л].

3. Какие слоги употребляет поэт?

4. В чем назначение этих авторских приемов?

2 группа. Работает над лексическим строем стихотворения

Памятка для работы второй группы

Работа над лексическим строем стихотворения

1. Обратите внимание на многозначность образов.

2. Метафоричность стихотворения.

3. Антитеза, сравнение, олицетворение в стихотворении.

4. Точность авторских эпитетов (прямые и оценочные).

5. В чем назначение указанных художественных средств?

3 группа. Работает над синтаксическим строем стихотворения.

Памятка для работы 3 группы

Работа над синтаксическим строем стихотворения

1. Инверсия - основной синтаксический прием.

2. Анафора как один из приемов построения стихотворения.

3. С какой целью автор использует эти синтаксические приемы?

На редкость точные у Блока и глаголы, которые самым удивительным образом работают на тему и идею стихотворения. Предлагается работа по памятке №3

Памятка №3. Употребление глаголов в стихотворении А.Блока "На железной дороге".

Чем отличаются глаголы, характеризующие движение и состояние героини, поезда, пассажиров?

Героиня Поезд Пассажиры
* Лежит * Шли * Посмотрит
* Шла * Подрагивали * Плакали
* Ждала * Скрипели * Пели
* Мчалась (юность) * Молчали * Вставали
* Свистела (тоска) * Умчало * Обводили
* Отдано, вынуто * Скользнул
* Кинуто
* Раздавлено

1. Обратите внимание, в каком времени употребляются глаголы?

2. Почему Блок это сделал?

Опорные слова (постепенно высвечиваются на экране)

1) резкая смена состояния героини

2) спокойствие сменилось стремительностью разочарования

3) трагизм

4) многотонное движение

5) однообразие

6) привычное

7) звуковая символика

8) сложная картина звуковой жизни

9) многоголосье.

Заканчивается работа по памятке №1; вопросы №8,9,10

4. Мы знаем, что художественные образы могут рождать самые разные истолкования. Взгляд литературоведа Б. Соловьева.

"Перед нами трагедия существа, увлекшегося погоней за каким-то продуманным эфемерным счастьем. Ее юность оказалась "бесполезной", а мечты "пустыми", а это страшные враги. Жизнь проходит мимо такого человека, втопчет его в грязь или бросит под колеса поезда".

Какую сторону трагедии увидел литературовед? Ваше отношение к сказанному?

5. Итог урока. Слово учителя.

Сегодня мы имели возможность представить, познакомиться еще с одним образом, символизирующим Родину Блока. Она дорога ему любая: святая и грешница, богатая и нищая, благополучная и больная, счастливая и несчастная. Любая. А это, наверное, и есть настоящая любовь.

(Заканчивая разговор, обращаемся к творчеству ребят)

1. Слово художникам. Комментируются иллюстрации к стихотворениям Блока.

2. Слово поэту. Стилизации, подражание символизму вообще и Блоку в частности.

Горит костер и в пламени сгорают
Не ветви хвороста, с жизни нашей дни.
Бывает, на мгновенье замирают:
Я вспомнил всех и что я пережил:
Я вспомнил: мир алел зарею новой,
Встречая ярый солнечный рассвет,
Я был один, не мог я по-другому,
Ведь впереди был лучезарный свет!
(Автор стихотворения Левин Артем, ученик 11 кл.)

6. Домашнее задание.

1 группа - сравнить стихотворение А.Блока "На железной дороге" и стихотворение Н.А.Некрасова "Тройка".

2. Чтение учебника с.189-193.

3. Чтение и анализ стихотворений А.Блока "Россия", "На поле Куликовом", "Скифы".