Литература
-
Уроки по книге Гюстава Флобера "Госпожа Бовари". Г.Флобер (1821–1880). Жизнь и творчество. "Госпожа Бовари" — "строго реалистический роман" 2009
Знакомство с личностью писателя, особенностями его мировоззрения и творчества.
-
Уроки по лирике Бориса Пастернака в 11-м классе 2011
Путем комментирования поэтических строк стихотворений учитель вводит учащихся в мир поэта, учить читать, понимать, осмысливать многозначное слово художника в контексте его времени и судьбы (используя элементы доминантного лексического анализа, приемы создания образов-ассоциаций, выразительного чтения, создания проблемных ситуаций). Ребята знакомятся с фрагментами из автобиографической повести Пастернака "Скрябин".
-
Уроки по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант". Методические рекомендации 2009
Представлены методические разработки четырех уроков, отводимых на изучение повести. Первый урок посвящен знакомству с фактами биографии В.Г. Короленко и составлению приблизительного плана повести. Второй подводит учащихся к мысли, что знакомство с Эвелиной совпадает с переходом Петра из отрочества к юности и более глубокому осознанию трагедии слепоты. Третий урок посвящен подробному анализу 5-й и 6-й глав повести. На четвертом уроке подводятся итоги.
-
Уроки по повести Н.В. Гоголя: "Майская ночь, или Утопленница", 5-й класс 2004
Представлены подробные разработки двух уроков и краткие планы еще к двум урокам по произведениям Н.Гоголя, изучаемым в 5-м классе
-
Уроки по произведениям Татьяны Толстой в 11-м классе 2008
Уроки по современной русской литературе включают анализ разножанровых произведений известной писательницы Т.Н. Толстой: рассказа "Соня" (1985 г.) и романа "Кысь" (1999 г.). Предметом анализа является нравственные и этические проблемы нашего времени. Ведущий приём исследования - аналитическая беседа с использованием данных из интервью и публицистических статей Т.Толстой.
-
Уроки по теме "Новая историческая действительность и "новый человек"; их отражение в русской литературе 20–30-х годов XX века". На примере произведений М.Булгакова и М.Зощенко 2008
Чаще всего произведения М. Булгакова и М. Зощенко изучают автономно, обращаясь к художественному миру сначала одного писателя, потом другого. Но есть и другой путь: сопоставить произведения двух авторов, увидеть "лицо эпохи" и более глубоко проникнуть во внутренний мир "маленького человека". Сопоставляя произведения двух авторов, учащиеся самостоятельно могут прийти к выводу о том, чем отличается "маленький человек" XX-го века от своего "собрата" века XIX благодаря таким мастерам прозы, как М. Булгаков и М. Зощенко.
-
Уроки прошлого (повесть Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат") 2009
Урок-размышление помогает сформировать у учащихся представление о философской концепции повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат"; воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
-
Уроки развития речи по литературе 2006
Предложенные уроки, по моему мнению, развивают творческий потенциал учащихся, помогают усвоению материала по литературе второй половины XIX века и способствуют снятию негатива по отношению к предмету.
-
Уроки словесности (интегрированный урок русского языка и литературы) 2007
Планирование уроков русского языка и литературы - это один из главных педагогических приемов, используемых в работе. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов. В условиях сельского безденежья, когда сложно обновить учебники по предметам, я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов.
-
Уроки словесности в 5–8-х классах 2008
Уроки словесности – интеграция двух предметов: русского языка и литературы. Цель – открыть для учеников мир внутри Слова, пережить то, что называется эстетическим наслаждением и переживанием. Уроки словесности в нашей гимназии – это уроки поэзии, а в 5–8 классах – уроки-откровения. Модель уроков словесности: чтение наизусть учителем – чтение вслух детьми – осмысление прочитанного – рефлексия (письменная работа).
-
Уроки словесности в контексте ситуативной педагогики: твори, дерзай и увлекай 2024
Классическая русская литература формирует в каждом человеке любого возраста стандарты морального поведения. Кроме того, как считает нейролингвист Т.В.Черниговская, сложная литература формирует сознание, а также вырабатывает алгоритмы сложного думания. Мозг пластичен в любом возрасте, он образовывает новые нейронные связи до конца жизни. Приобщать детей в школе к вдумчивому чтению очень важно. Работа учителя нацелена на то, чтобы ребёнок приходил на урок с желанием познать новое, полезное лично для него. Поэтому очень важно учителю самому внимательно прочитать и пережить идею анализируемого текста, языковой материал, подумать до урока над тем, как подавать знания, чтобы дети заинтересовались.
-
"Уроки совести и правды". Вечер в литературной гостиной, посвященный юбилею В.Г. Распутина 2007
Данная разработка - это разработка нетрадиционного урока в 11-м классе, который посвящен творчеству Валентина Распутина. На уроке учащиеся выступают в роли биографов, консультантов, литературных критиков, литературоведов. Это позволит глубже и эмоциональнее понять произведения писателя-сибиряка.
-
Уроки стилистики "Своеобразие поэтического мира Пастернака". 11-й класс 2012
Уроки по стилю Пастернака предполагают исследовательскую работу учащихся. Старшеклассники не только выявляют особенности поэтического почерка Пастернака, но учатся прослеживать общую эволюцию его поэтического мастерства. Урок формирует коммуникативную, языковую и лингвистическую компетенцию.
-
Уроки-интерпретации лирических произведений по методике В.А. Лазаревой 2006
Одна из главных целей современной школы - научить учащихся учиться, при этом современные технологии обучения ориентируются на индивидуальные потребности, интересы и склонности учащихся. Сегодня учителю предоставляется право выбирать программу и систему работы по различным педтехнологиям в рамках государственного стандарта. В современных условиях представляет интерес педтехнология В.А. Лазаревой, которая меняет профессиональное мышление, помогает создать комфортные условия для сотрудничества с детьми.
-
Уроки-мультимедиа литературы 2005
Данная форма уроков занимает особое место в моей методической копилке. В течение последних двух лет разрабатываю цикл уроков-слайдов по литературе. Удачен, на мой взгляд, урок "Проблемы нигилизма и пути его преодоления в произведениях А.С. Пушкина" в 9-м классе. Интересно наблюдать развитие проблемы скитальчества, нигилизма на протяжении 8, 9, 10 и 11 классов, отсюда и идея о создании цикла уроков.
-
Усовершенствование навыков чтения в начальной школе 2009
В статье раскрыты некоторые приемы обучения навыками чтения в начальной школе.
-
Успешные педагогические практики проведения внеурочных занятий в 5–11-х классах. Формирование функциональной грамотности: лучшие педагогические практики 2024
Внеурочное занятие проводится в рамках программы по внеурочной деятельности, направление «Проектно-исследовательская деятельность», является вводной частью системы занятий по изучению нового материала в разделе «Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике». Целью занятия является развитие читательской грамотности, которая рассматривается как составляющая развития функциональной грамотности. Занятие строится на основе использования технологии проектной деятельности, которая позволяет каждого ученика вовлечь в активную самостоятельную и коммуникативную деятельность. Создание буктрейлера – проектная работа, которая осуществляется в условиях школьного музея и предполагает использование музейного экспоната. Создание буктрейлера рассматривается как методический инструмент и дидактический прием повышения интереса школьников к чтению, а использование ресурсов школьного музея позволяет успешно интегрировать учебную и воспитательную работу.
-
Устаревшая лексика как одно из средств развития интереса к чтению 2022
Для того чтобы устаревшие слова вошли в активный словарь учащихся, необходимо научить включать их в связную речь. С этой целью полезно предлагать в качестве задания составление текстов по опорным словам.
-
Устное народное творчество. Изучение былин по программе Л.А. Ефросининой "Литературное творчество". Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 2008
Опыт показывает, что хорошо поставленное изучение былин никогда не проходит для ребят бесследно. На долгие годы, иногда на всю жизнь запечатлеваются в памяти учащихся величественные образы богатырей, сохраняется уважение к монументальному этическому искусству народа. Предлагаю методику работы по теме "Устное народное творчество. Былины" по программе Л.А. Ефросининой, с применением моделирования, интеграции уроков в контексте культуры, дифференцированного подхода к работе с детьми.
-
Устное собеседование по русскому языку в 9-м классе и работа над осмысленным чтением 2019
Никто не оспорит тот факт, что интерес к чтению приходит только тогда, когда читатель владеет осмысленным чтением и у него развиты учебнопознавательная мотивация. Чтобы чтение было не только полезным, но и продуктивным, нужно научить работать с текстом. И здесь не обойтись без навыка осмысленного чтения. Осмысленное чтение - это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
-
Устный журнал "Второй Чадаев, мой Евгений" 2013
Цель мероприятия: познакомить учащихся с личностью П.Я. Чаадаева, человека необыкновенного, известного своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде, человеком, которому Пушкин посвятил три своих замечательных произведения и который оказался одним из прототипов его романа "Евгений Онегин".
-
Устный журнал "Детство, опаленное войной (о судьбе и творчестве поэта Юрия Рязанцева") 2011
Устный журнал посвящен судьбе, творчеству московского поэта Юрия Рязанцева, детство которого опалила война. Это мероприятие прививает любовь к поэзии, показывает выразительность родной речи, воспитывает чувство патриотизма, интерес к истории родной земли, формирует активную читательскую позицию.
-
Устный журнал "Живые строки войны" для 7—11-х классов 2007
Внеклассное мероприятие для посвящено годовщине Победы в Великой Отечественной войне1941—1945 гг. Мероприятие носит интегративный характер, так как "устный журнал" - это переплетение прозаических и поэтических, танцевальных и музыкальных страниц. Главная цель мероприятия - воспитание у ребят чувства патриотизма, гордости за историю родной страны.
-
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо" (Пушкин как основоположник русского литературного языка) 2008
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо..." расширяет представление о Пушкине как "великом реформаторе российской словесности".
-
Устный журнал "Он – Пушкин, и бессмертен он!", посвященный 175-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина 2012
Устный журнал посвящен 175-летию со дня смерти А.С. Пушкина. Есть даты, которые неизменно объединяют миллионы сердец в радости или печали, например трагический день гибели Александра Сергеевича Пушкина. Обратиться к последним дням жизни А.С. Пушкина поможет необычная форма урока ‒ устный журнал.
-
Устный журнал "Славим книгу" 2017
Данная разработка поможет учителям 3-х классов организовать и провести на параллели внеклассное мероприятие – устный журнал "Славим книгу" в соответствии с современными требованиями. Материал помогает развить творческие способности учащихся.
-
Устный журнал "Славим книгу" 2017
Данная разработка поможет учителям 3-х классов организовать и провести на параллели внеклассное мероприятие – устный журнал "Славим книгу" в соответствии с современными требованиями. Материал помогает развить творческие способности учащихся.
-
Устный журнал о жизни и творчестве ямальских поэтов "Ямальский калейдоскоп" 2015
Внеклассное мероприятие для учащихся 7–9-х классов представляет собой устный журнал о жизни и творчестве ямальских поэтов. Оно может быть проведено в рамках реализации национально-регионального компонента. Устный журнал ориентирован на комплексное развитие личности, диалогичность, толерантность. Данный материал можно использовать на уроках внеклассного чтения по литературе, на уроках культуры народов Ямала и во внеклассных мероприятиях.
-
Устный журнал по теме "Жизнь и творчество С.А. Есенина" 2014
В статье представлен обобщающий урок о жизни и творчестве великого поэта. Ученики слушают сообщения товарищей, читают стихотворения. Работа проиллюстрирована презентацией.
-
Устный журнал: «Пока горит свеча...». Книга памяти, посвященная Дню Победы 2022
Цель мероприятия: повысить воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма в связи с заметной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.