Уроки литературы: экология природы и души

Разделы: Литература


Недавно обсуждала с шестиклассниками вопрос, почему литературу называют человековедением. Одна ученица ответила: “Потому что литература ведет человека”. Куда? – конечно, к Добру, Справедливости, Красоте, Любви.... Такой вывод мы сделали вместе с детьми. По-моему, очень верное рассуждение.

Мы живем в условиях экологического кризиса. Катастрофически быстро разрушается среда нашего обитания. Душно, грязно становится в нашем общем доме. А так хочется воздуха, света, чистоты!

Кто виноват? Ответ очевиден: сам человек. Очевидно и другое: разрушается природа, потому что гибнет человеческая душа, утратившая истинные ценности. Кризис духовности и экологический кризис – это грани одной проблемы, требующей безотлагательного решения в государственных масштабах. Именно поэтому вопросы формирования экологической культуры приобретают сегодня злободневность и остроту. “Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа”, - писал Д.С. Лихачев [1, 181]. Он мудро и просто рассуждает о главном: “...Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его “духовной оседлости”, для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности” [1, 213].

Что важнее: экология природы или экология души, “культурная, нравственная экология” (по Д. Лихачеву)? Между ними нет пропасти. Несоблюдение законов и той и другой одинаково губительно для человека. Это звенья одной цепи, где все-таки культура, нравственность имеют приоритетное значение. Высокая нравственность не позволит человеку бездумно относиться к природе, в то же время как забота об окружающем мире поставит человека на лестнице нравственности на одну ступеньку выше.

Что может сделать школа? Сохраняя традиции и лучшие практики отечественного образования, оставлять в качестве маяка духовно-нравственное развитие школьников. Это основа воспитания, главный целевой ориентир образования, направленный на расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Новые образовательные стандарты четко формулируют цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся: развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Здесь же перечислены базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство, природа...

Нет сомнения, что все они (в большей или меньшей степени) находят отражение в литературе. Поэтому учитель-словесник в школе занимает одну из ключевых позиций, ибо выполняет важную миссию – формирует Человека. И происходит это ежедневно, ежечасно. Красиво, возвышенно и подчас незаметно совершается труд души.

Я не считаю литературу обычным школьным предметом. Литература – это особый, уникальный язык. Язык, звуки которого стучатся в самое сердце. Язык притягательной силы, искренний и правдивый. А рождается он в душах людей, способных сказать миру свое сокровенное слово.

Мы начинаем постигать язык литературы в раннем детстве. Первые сказки открывают нам важную истину: оказывается, вокруг нас живет добро и зло!

Восторг, удивление, желание узнать правду жизни заставляют отправиться в долгий, но увлекательный путь по литературным дорогам. Словно некрасовские странники, мы хотим понять: что же делает человека счастливым? Зачем он приходит на эту Землю? Где же найти ответы? Для этого нужно заглянуть в душу. А душу можно ль рассказать? – Можно, ведь сила Слова безгранична.

Дороги, дороги... За каждым поворотом – новая панорама жизни, новая истина, неожиданное прозрение или открытие. Навсегда остаются в памяти встречи с героями, от которых исходит свет. Праведники, они нашли счастье в труде, в бескорыстной помощи другим. Частичку своего душевного тепла нам дарят платоновский Юшка, Матрена А.И. Солженицына, горьковский Данко... А Петр и Феврония Муромские показывают пример вечной любви и верности, и в этом – тоже залог счастья.

Чистая и нежная Ассоль открывает еще один секрет: счастье обязательно придет, если его терпеливо ждать, а мечта окрыляет, одухотворяет и делает человека сильным.

Да, человеческая душа – дочь неба, ей нужна высота. Этой высоты не находят на своем пути Онегин и Печорин, а потому теряют жизненную опору. Упорно ищет свое предназначение и Андрей Болконский, находит – и умирает...

Сделав очередные “затеси” в своей душе, идем дальше. Шуршат книжные страницы, торопясь поведать о судьбах людских, явленных перед нами талантливыми авторами.

Вот мы потрясенно слушаем исповедь умирающего Мцыри. Любовь к родине, желание увидеть отчий край – это его крылья, крылья одинокой, но гордой и сильной души. Когда они сломались, жизнь потеряла всякий смысл...

А вот, чуть сутулясь, шагает навстречу нам Андрей Соколов. Его судьба как набат: человек сильнее смерти! “Нужно превозмочь свою слабость!” - призывают Алексей Мересьев и Егор Дремов. “Человек – это звучит гордо!” - не устает повторять М. Горький. Нет на свете такой силы, “которая бы пересилила русскую силу”, - вторит им Гоголь...

Путь к свету продолжается. Справедливо подметил кто-то, что произведение – это дом из слов, гостеприимно распахивающий свои двери перед читателями-путешественниками. Дом маленький или большой, новый или ветхий, светлый или мрачный, теплый или холодный....Много их, таких разных, встретится на пути нашем. Какие-то дома мы обойдем (случайно или намеренно) стороной, в каких-то задержимся совсем ненадолго, а где-то захотим остаться навсегда. Уж очень станут близкими, понятными его хозяева.

Мне как учителю и как человеку всегда нравится гостить в поэтических домах. Там красиво, проникновенно, трогательно до слез. И прозрачный свет льется откуда-то сверху, как в храме. “В каждом сердце есть храм, имя храму – Любовь...”. Эти строчки О. Газманова приходят на ум, как только встречаюсь с Поэзией. Радостью своих открытий спешу поделиться с учениками. Точнее, мы вместе делаем маленькие открытия. И это не надоедает!

Вот на пути у моих шестиклассников рубцовский дом, облитый золотом. “Листья осенние” - прочитали мы у порога название, чуть-чуть “потоптались”, размышляя о том, что ждет нас впереди, и смело шагнули внутрь. И сразу оказались во власти грустного настроения. Откуда оно родилось? Вместе находим “грустные” слова: “бедные”, “увяданья”, “глухо”, “мрачнел”, “невзрачной”, “зябнуть”, “угрозы”, “гибель”... Отыскиваем “стержень” - слово “одиночество”. Именно на это ключевое слово и “наброшена” изящная ткань всего стихотворения-дома. Убери его – и рухнет здание из слов, что родились в душе поэта. Еще раз пробегаем взглядом по всем уголкам, отмечаем интересное сравнение: “Словно как в космосе, /Глухо в раскрытом окошке...”. Успеваем подумать о значении слова “беремя” (поленьев), ощутить “ромашковый запах ночлега”, познакомиться с кольцевой композицией (“Сон золотой увяданья” в начале и в конце стихотворения). Теперь пора делать выводы по своим наблюдениям и прощаться с домом, где поселилась тишина и дремота осени. Уже манит к себе другая “горница” Николая Рубцова.

В горнице моей светло,
Это от ночной звезды...

- А в этом доме нам тоже грустно? – задаемся мы вопросом. Взгляд скользит по “стенам дома” и отмечает: “цветы...завяли”, “лодка...догниет...”. Опять легкая грусть. Но ведь в горнице светло, и не только от ночной звезды. Есть еще и луч надежды! “Буду поливать цветы”, а значит, они возродятся к жизни. И новую лодку лирический герой готов мастерить себе. А лодка – это река, течение, жизнь. Завтра будут новые хлопоты, новые заботы. Жизнь продолжается! Вот оно, наше философское размышление о прошлом, настоящем и будущем, их неразрывной связи.

Может быть, кому-то из моих учеников не очень интересно и уютно в стихотворных домах, но в моей власти увлечь их. Пушкин, Лермонтов, Есенин... Дома их произведений – поистине светлые храмы, осиянные любовью. Любовью к природе, к родине, к народу, к жизни.... И пройти мимо них - значит лишить свою душу счастливой возможности встретиться, породниться с душой поэта. Душой чистой, открытой, летящей. Обойти поэзию – значит обеднить почву собственной души, а на бедной почве не вырастут розы, только полынь да чертополох. Справедливо подметил В.Г. Распутин: “Хорошего сердца и правильной души так недостает нам...”. Об этом же переживает иеромонах Роман (А.Матюшин):

Не случайно природа страдает –
У дорог догорают кусты.
О земля! Что тебе не хватает?
Чистоты...чистоты... чистоты.
Каждый плачет, когда потеряет,
Поминая былые мечты...
О душа! Что тебе не хватает?
Чистоты! Чистоты! Чистоты!

Вопросы, вопросы.... Вместе с учениками погружаемся в коллективный поиск ответов, и часто мудрые и понятные советы находим опять же в поэзии. Например, у Булата Окуджавы:

Осень ранняя. Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист – это мордочка лисья...
Вот земля, на которой живу.

На этих поэтических строчках можно построить диалог-размышление о философии жизни в гармонии с природой. Замечательно точен Окуджава и в следующем обобщении:

Человек стремится в простоту
Через высоту.
Главные его учителя –
Небо и Земля.

Вот так мы и идем вместе с поэтами – от маленькой травинки до космоса души...

Нужно добавить, что с современными поэтами я и мои коллеги знакомим ребят не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Поэтические вечера и гостиные, литературно-музыкальные композиции, часы памяти – это логическое завершение и продолжение уроков, это ценные школьные события, так как здесь трудится душа, происходит открытие важных нравственных истин: нужно ценить прошлое, беречь настоящее, думать о будущем. Это как раз то место, где появляются главные наши учителя – Небо и Земля. Их нам дарят Ю. Друнина и Б. Окуджава, В. Боков и В. Тушнова, К. Симонов и Н. Рубцов... “Возврати себе храм...” - назвали мы встречу с поэзией Рубцова. И удивились: как все-таки мало мы успеваем открыть для себя на уроке!

- Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвой!
- Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!
...И понял вдруг, что счастье тут:
Россия, дети, и природа,
И кропотливый сельский труд!

Вот она, простая истина жизни: возвратить себе храм – значит вернуть себе любовь. Именно любовь, как солнце, созидает и утверждает красоту. А красиво все, что дорого сердцу.

Это и есть то самое "настоящее, которое – для будущего.

Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит, все пройдет, потом хорошо будет. И там, где природа крепка, где природа нетронута, там и народ тверд и степенен, без смятения...” [2, 64], - утверждал Николай Рерих.

Будем надеяться, что Земля права...

Презентация.

Использованная литература.

1. Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство “Logos”, 2007. – 256 с.: ил.

2. Рерих Н.К. Сказки /Н.К. Рерих. – 4-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2007. – 208 с.

3. “Русский язык и литература. Все для учителя!”. – 2013. - № 5, с. 47.