Цели:
- познакомить учащихся с творчеством поэтов военных лет,
- рассмотреть роль поэзии и ее влияние на события военной поры,
- развивать активность и самостоятельность мышления,
- воспитывать чувство любви к своему Отечеству.
Тип урока: урок первичного усвоения знаний.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, персональный компьютер,
- видеокадры из кинофильма “Вечный зов”,
- запись песни на стихи А.Суркова “В землянке”,
- тексты стихотворений.
Оформление:
- плакат “Родина – мать зовет!”, плакат с датами,
- репродукции картин Лавренко В.М. “Солдатский подвиг”,
- Косых М.С.“Подвиг младшего лейтенанта А.И.Волкова”,
- Кудрявцева И.И. “Клятва перед боем”, Баранова Н.Т. “Память”,
- Козелла М.Г. “Солдатское письмо”,
- Фурсеева А.А. “Салют зенитчиков в мае 1945 года”,
- портреты поэтов военного периода.
Методы обучения: словесные, частично-поисковые, репродуктивные.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово преподавателя.
- Работа над текстом стихотворения В.И. Лебедева-Кумача
“Священная война”. - Самостоятельная работа учащихся.
- Творческая работа учащихся.
- Задание на дом.
- Итог урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово преподавателя.
Сегодня мы с вами окунемся в мир поэзии военных лет. Такая тема более чем актуальна, ведь именно в этом году мы празднуем шестидесятипятилетие Великой Победы. Наша цель – познакомиться с поэтами, чье творчество рождалось на полях великой битвы, рассмотреть небывалую роль поэзии и ее огромное влияние на события тех лет. Наверное, каждый поэт, надевший солдатскую шинель в 1941г., мог сказать:
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Г. Поженян
Шестьдесят пять лет назад отгремели канонады самой страшной войны в истории человечества. Шестьдесят пять весен падают зерна в мирную пашню. Шестьдесят пять зим дети в школах не вздрагивают от разрывов бомб и леденящего голоса репродуктора. Шестьдесят пять раз наступала золотая осень, листья которой не сбивались трассирующими пулями и взрывными волнами. И все это потому, что шестьдесят пять лет назад в нашу страну пришел великий праздник – Победа в Великой Отечественной войне. Нелегок был путь к этому дню. Не все солдаты вернулись с дымных полей войны. И именно поэтому каждый год, чувствуя приближение этого праздника, новые и новые поколения молодых обращаются к тем памятным дням, чтобы вспомнить и почтить память героев.
Молоденький солдат на передовой, поседевший маршал, суровая женщина – труженица в тылу, разведчик и партизан – все ковали победу. Но нельзя забывать о том подвиге, который совершила в те годы наша литература.
Обратите внимание на даты.
22 июня 1941год.
– Что это за день?
К. Симонов так открывает роман “Живые и мертвые”: “Первый день войны застал семью Синцовых врасплох, как и миллионы других семей. Казалось бы, все давно ждали войны, и все – таки в последнюю минуту она обрушилась как снег на голову; очевидно, вполне приготовить себя заранее к такому огромному несчастью вообще невозможно…”
Звучит голос Левитана, читающего заявление Советского правительства о начале войны (фрагмент фильма “Вечный зов”).
Вопросы:
– Как вы думаете, почему именно поэзия первой реагирует на постоянно изменяющиеся события войны?
– Почему поэтам было легче реагировать на события военной поры?
– Что выражает поэзия?
Первые дни войны создали особую поэзию – поэзию веры в победу, утверждения смелости, отваги, мужества, перед которыми враг не устоит. В те дни, когда оборвалась мирная жизнь советского народа, А.Сурков написал стихотворение “Песня смелых”, Д. Бедный – стихотворение “Я верю в свой народ”.
3. Работа над текстом стихотворения В.И. Лебедева– Кумача “Священная война”.
– С какой песней у вас ассоциируется начало войны? “Священная война”.
Да, настоящим гимном предстоящей войны стало стихотворение Лебедева – Кумача “Священная война”. Прозвучавшие на радио на третий день войны стихи Лебедева – Кумача, опубликованные одновременно в “Известиях” и “Красной звезде”, они буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что было на душе у каждого. Советское радио все годы начинало свои передачи в шесть часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными воюющей страны, вызывающей прилив мужества и бесстрашия.
Звучит песня “Священная война” сл. Лебедева – Кумача, муз. Александрова (фрагмент фильма “Вечный зов”).
У вас на столах – текст этой песни. Обратимся к нему.
Священная война.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война!Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война!
В.И. Лебедев-Кумач. 1941 г.
Вопросы:
– Какие слова песни помогают увидеть характер предстоящей войны?
– Что значит “народная” война?
– Почему автор называет войну священной?
– Ответьте строками стихотворения, как характеризует поэт врагов?
– За что автор призывает бороться?
– Чем стала песня “Священная война” для воюющего народа?
Но могли ли долго звучать торжественные гимны и парадные марши? Наверное, только в самые первые дни. Трагические события первых военных месяцев войны привели к тому, что война стала восприниматься как суровые реальные будни. Массовые отступления Красной Армии, ошибки и просчеты командного состава, слабое вооружение, жесточайшие репрессии накануне войны – все это привело к тому, что поэты отказались от возвышенности и торжественности в пользу простых, обыденных строк. Лирика войны обрела сюжетный характер. На первый план выходят события войны: отступление, бой, разведка, выход из окружения. В своих стихах авторы изображают трагические моменты войны:
…Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда –
черна от пота –
вверх
Скользит по пахоте пехота…
Чтобы победить в этой страшной войне, советскому солдату нужно было научиться ненавидеть врага. Ненависть – это то чувство, без которого невозможно победить.
В 1942 году в поэзии утверждается новая тема – тема справедливого возмездия, ненависти, бескомпромиссности. Это была война систем, идеологий. Самым агитационным был лозунг “Убей его”, который был взят из стихотворения К. Симонова “Если дорог тебе твой дом”. Нужно было ощутить характер этой войны, чтобы написать такое стихотворение. Война велась не в белых перчатках, строки стихотворения разошлись на лозунги, плакаты, призывы, они помогали советским людям жить в тылу и воевать на передовой:
Так убей же хоть одного,
Так убей же его скорей,
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
К. Симонов “Убей его!”. 1942г.
Вслед за Симоновым чувству священной ненависти посвятили стихи многие поэты. А. Сурков в стихотворении “Я пою ненависть” изобразил ненависть как ответное чувство, вызванное захватническим характером войны. Это чувство становится единственно возможным, оно оправдано историей
4. Самостоятельная работа учащихся.
(На доске репродукции картин на военную тематику).
Да, война – это суровые будни, в которых чередовались присяга, атака, способность к подвигу. Но были минуты короткого фронтового затишья, когда бойцы вспоминали мать, родной дом и мечтали о победе. И на все это реагировали поэты и отражали в своем творчестве. Обратимся к текстам стихотворений. Вашему вниманию представлены четверостишья из стихотворений В.Аврущенко, Ф.Карима, Х.Калоева, К. Симонова, А.Суркова, И. Уткина, М. Геловани, В. Лободы. Ваша задача – к каждой репродукции подобрать соответствующие строки из предложенных отрывков.
Репродукция картины Кудрявцева И.И. “Клятва перед боем”
Советского Союза гражданин –
Я клятву нерушимую даю:
От волн каспийских до полярных льдин
Беречь большую Родину мою…
В.Аврущенко “Присяга”. 23 июля 1941 г.
Репродукция картины Косых М.С. “Подвиг младшего лейтенанта А.И. Волкова”.
… Еще мгновенье – и бросок вперед,
Туда, где фриц бушует озлобленный.
Нас в трудный поиск командир ведет
Сквозь цепь огня,
Сквозь ливень раскаленный….
Д.Джамгырчиев “Разведчики”. 1943 г.
Репродукция картины Баранова Н.Т. “Память”.
…Не плачь и не тревожься, мать,
Хоть враг упорен и силен –
Твой сын не станет отступать,
Он в грозных битвах закален….
М.Элебаев “Матери”. 1941 г.
Репродукция картины Лавренко В. М. “Солдатский подвиг”.
Не пожалею жизни, ибо знаю:
Жизнь схожа с водопадом…Грянет бой –
Паду, быть может, землю обнимая,
Но гордо встречусь с трудною судьбой….
Х.Калоев “Не пожалею жизни…”. 1941 г.
Репродукция картины Фурсеева А.А “Салют зенитчиков в мае 1945 года”.
Шел в ярме огня я, устали не ведая,
Лишь одним дышал я – близкою победою,
Полон упованием единым,
Веря, что заря блеснет над ними
И что вспыхнет солнцем над Берлином
Наше знамя….
Г.Абашидзе “Победитель”. 1945 г.
Репродукция картины Козелла Л.Г. “Солдатское письмо”.
Проходит неделя, проходит другая,
И третьей место дают, умчась…
Пишу письмо тебе, дорогая,
Сегодня в свободный час…
Л.Розенберг “Проходит неделя…”. 8 марта 1943 г.
И на войне солдат продолжал оставаться человеком, и его душа требовала простых человеческих чувств: любви, верности, дружбы. В самом начале войны тема любви считалась неуместной: вначале надо было победить, а после войны вернуться к своим возлюбленным. Но, в конце концов, тема любви утвердилась в военной поэзии и стала существовать на равных с другими. Поэзия о любви, рожденная войной, звучала по- особому. Любовь соотносилась с событиями войны, которая обостряла ценность любовного чувства. Именно на войне, пройдя через испытания, любовь становилась зрелым чувством. Война закаляла солдата и его чувство к женщине становилось глубоким и лиричным. Стихи о любви просты, непритязательны, похожи на письма. Именно таким настроением проникнуто стихотворение А. Суркова “В землянке”. Человек, находясь в нескольких шагах от смерти, по-особому вспоминает свой дом и любимую. Представьте себе: все вы – солдаты в маленькой тесной землянке. Короткое фронтовое затишье, заснеженные поля Подмосковья, боец, с тоской и любовью вспоминая свой дом, берет в руки гармонь и начинает петь. Давайте споем вместе с ним.
(Звучит песня “В землянке”).
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.О тебе мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой….
Маленькая землянка – символ большой Родины, она олицетворяла дорогое село, любимую улицу, ту малую Родину, куда мечтал вернуться солдат после войны. Родина на войне перестала восприниматься как огромное географическое пространство, как великая страна социализма, она стала родным и близким клочком земли, который при жизни “никому нельзя отдать”.
– Скажите, а что для вас Родина?
– Как вы воспринимаете это слово?
Место, где родился и вырос. Правильно! И с вами соглашается Д.Кедрин в своем стихотворении “Весь край этот, милый навеки…”:
Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокрылых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых ты рос. …
Дмитрий Кедрин. 1942 г.
Природа родного края. Так думает и И.Бауков в стихотворении “Говори мне о России…”:
…Говори мне об угодьях,
О лесных тропинках узких,
О весеннем половодье –
О раздолье нашем русском…
Иван Бауков. 1945 г.
Богатая история, прошлое. И снова с вами соглашается поэт:
…И фрески Андрея Рублева
На темной церковной стене.
И звонкое русское слово,
И в чарочке пенник на дне...
Дмитрий Кедрин “Весь край этот, милый на веки…”. 1942 г.
Родина – мать. Этот образ возникал в стихах многих поэтов:
…Тропки лесистые, узкие,
Вскрики испуганной горлинки…
Как не гордиться, что русский я,
Русскою матерью вскормленный.
Василий Кулемин “Родина”. 1943 г.
Отчизна, которую необходимо защищать.
…Вихри свинцовые кружатся,
Но на врага иду смело я.
Родина! Ты – мое мужество,
Жизнь и судьба неизменная.
Василий Кулемин “Родина”. 1943 г.
Посмотрите, прошло шестьдесят пять лет, а вы и сегодня чувствуете, воспринимаете точно так же, как и солдаты тех далеких лет. А происходит это потому, что многие из них были вашими сверстниками, тоже мечтали о любви, великих открытиях, интересной судьбе. Поэты в солдатских шинелях вместе со всей страной прошли горестный путь войны и отразили в своем творчестве ее трагические уроки. Подтверждение этому вы найдете в текстах, которые отражают основные направления военной поэзии. Прочтите, прочувствуйте их и отразите свое отношение к тому, что вы сегодня усвоили на уроке.
5. Творческая работа учащихся
Память.
Каждый человек жив памятью. И никогда не должны из нее исчезнуть тяжелые годы Великой Отечественной войны. Участников тех событий осталось совсем немного, а если они спросят, как каждый из вас поступил, если бы Родина сейчас оказалась в опасности?…
Любовь.
Любовь… Как часто и порой безотчетно мы произносим это слово, но особенно значимым это чувство становится в годы суровых испытаний. Девушка, провожающая на фронт любимого, говорила ему эти дорогие слова: …
Роль поэзии.
Тысячи людей уходили на фронт, и были среди них те, чьи души особенно остро воспринимали трагические события первых месяцев войны. Это были молодые поэты, которые не понаслышке знали суровые будни войны и своими стихами воспитывали в солдатах такие качества: …
Тема Родины.
Для каждого человека Родина – это тот небольшой уголок земли, где он родился, рос, стал зрелым. Дороги войны – это путь не к славе, а к мирному дому, к извечному человеческому призванию: беречь свою семью и защищать свое Отечество. А что бы ты мог сделать, чтобы спасти свою отчизну в минуты испытаний?…
6. Задание на дом:
Выучить стихотворение военного периода, которое оставило след в вашей душе, и написать мини – сочинение, выразив свое отношение к нему.
7. Итог урока.
Сегодня мы познакомились с творчеством поэтов военного поколения, с их стихами о буднях войны, о долге и любви к Родине, о юности, возмужавшей в огне войны. Их вдохновенные строчки шли из самого сердца, и поэтому они поднимали народ на защиту Отечества.
Величие Победы не меркнет с годами, и не утрачивают своей значимости стихи, созданные в этот сложный и героический период. Спустя годы военная поэзия тревожит сердца и находит свое отражение в стихах Высоцкого и Рождественского, Заболоцкого и Окуджавы.
Преемственность поколений ощущается нами постоянно, особенно в год шестидесятипятилетия Победы. Молодые ребята уже не по приказу, а по воле сердца идут служить в ряды нашей армии. Каждый из вас сейчас особенно остро чувствует свою значимость, так как именно вы, а ни кто другой сможет защитить Родину в минуты испытаний. Родина ждет вас! Вы ее сыновья! Так будьте всегда достойны ее и верны ей!
Литература:
- Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы. Том I. Москва, “Художественная литература”, 1975 г.
- До последнего дыхания. Стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной войне. Москва, “Правда”, 1985 г.
- Русская советская поэзия. Под редакцией Л.П. Кременцова. Ленинград, “Просвещение”, 1988 г.
- Журналы “Литература в школе” № 2, 6, 7 2008 г.