"Уроки Маяковского". Об исполнении стихов Маяковского

Разделы: Литература


Тема: Уроки Маяковского. Об исполнении стихов Маяковского или Учимся читать Маяковского.

Цель: помочь учиться овладеть искусством выразительного чтения стихов Маяковского, понять содержание его стихов и освоить их форму.

Оборудование: запись стихов поэта в исполнении В. Яхонтова, Д. Журавлева, А.Аксенова, Г. Сорокина, И. Ильинского

«Своеобразие стиха Маяковского было своеобразием его поэтического голоса, оно вытекало из самого содержания его творчества. Вдумавшись в строение стиха Маяковского, мы поймем, что его особенности подсказаны теми переживаниями, которые выражал поэт при помощи слуха»

Л.И. Тимофеев

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Маяковский был образцовым исполнителем своих произведений.
С.И. Бернштейн, описывая свойственный Маяковскому стиль чтения стихов, определяет его так: «…полнокровная, яркая, реалистичная читка, подчеркивающая логические отношения между словами и фразами, выражающая человеческие чувства интонациями живой разговорной речи и в то же время безукоризненно ритмичная, организуемая ритмом, как у всякого поэта, и даже более: маркирующая ритм».
Маяковский создал «интонационный стих», как назвал его Н. Асеев, т.е. стих, рассчитываемый в первую очередь на произнесение, «на живое воспроизведение его в чтение».
Полному раскрытию своего замысла Маяковский представлял в авторских интонациях, поскольку в художественной речи только интонация позволяет вскрыть ведущую мысль произносимого текста, его подтекст.
И для нас важно собрать воедино все уроки Маяковского, сохранившиеся в его стихах, статьях, воспоминаниях и специальных исследованиях.

Все, что я сделал –
                                    все это ваше –
рифмы,
      темы,
           дикция,
                  бас!

(«Послание пролетарским поэтам»)

– Свою речевую технику Маяковский расценивает здесь наравне с содержанием творчества и поэтическим мастерством.
Многочисленные приглашения в стихах поэта «слушать» – это не фигурное выражение, а совершенно точное обращение к слуху.

Слушайте,
                  Товарищи потомки,
Агитатора,
                  Горлана-главаря.
Заглуша
                  Поэзии потоки,
Я шагну
                  Через лирические томики,
Как живой
                  С живыми говоря.

(«Во весь голос»)

– Эта поэтическая декларация – ключ к исполнению стихов Маяковского. Как живой, говорит автор: он не «вещает», а общается со своими слушателями – спорит, издевается, клеймит и убеждает.

II. Анализ стихотворных текстов

– Художественно исполнять стихи Маяковского можно, только до конца понимая их содержание и освоив их форму.
Обывательские толки о «непонятности» Маяковского мнимы, некоторые образцы его творчества трудны, но понять их можно. Творчество Маяковского всегда осмысленно.

– Чтобы подчеркнуть эту мысль, обратимся к раннему творчеству поэта.

Листочки.
После строчек лис –
точки.

(«Исчерпывающая картина весны», 1913 г.)

– Это все стихотворение. Какое впечатление создалось у вас о прочитанном? (Оно кажется какой-то бессмыслицей, каламбуром)
– Но это только на первый взгляд. Давайте повнимательнее вчитаемся в эти строки. Чем можно охарактеризовать весну? (Зеленью молодой листвы)
– А какова тема стихотворения? (Она четко определена в названии произведения, причем ключевое слово в нем «исчерпывающая»).
– Итак, первая строка точно отвечает теме. Но как понять эти «точки» после «строчек лис»? (Была зима, лисы «прострочили» белый снег своими следами. Весной снег стоял, от него остались только «точки» – примятые следы еще видны).
– Таким образом, картина понятливая и вполне «исчерпывающая». Какое настроение вызывает у вас приход весны? А теперь, когда смысл стихотворения раскрыт, когда определена его эмоциональная окрашенность, прочитаем еще раз эти строки. Попробуем разобраться еще в одном четверостишии.

Дней бык пег.
Медленная лет арба
Наш бог – бег.
Сердце – наш барабан.

(«Наш марш», 1917 г.)

– Прежде всего, что это за пегий бык дней? (Пегий бык – это образ суток из народной загадки: белое и черное, день и ночь).
– Какой прием использует автор в раскрытии идейного содержания стихотворения? (Все четверостишие построено на противопоставлении ветхого и нового. В прошлом – старая скрипучая арба лет влачилось на медленном быке суток. В настоящем – бег, стремление, скорость, побуждаемая барабаном сердца).
– С какой интонацией следует читать эти строки? Попробуйте голосом передать эти противопоставление.
– Что же, на ваш взгляд, является основой верного исполнения стихов Маяковского? (Понимание. Даже самые трудные словосочетания могут быть объяснены при добром желании, работе мысли и воображения…)
– Влияние расположения строк на интонацию?
– Как вы думаете, почему Маяковский, вместо того, чтобы располагать свои стихи равными столбцами строк, печатает их ступеньками «лесенкой»?(Потому что его поэзия предназначена для произнесения. Таким расположением текста Маяковский хочет подсказать читателю, как текст должен прозвучать. Надо было научить читателя переводить печатное слово на звучащее).
– Черновики Маяковского показывают, что часто он записывал свои произведения полными строчками и лишь потом рассоединял их, подчеркивая ритмоорганизующую роль фразовой интонации:

Черновик                                                    Печатная редакция

Только те – люди, дана                                Тот человек,
Которым цистерной                                                                       В котором
Энергия, а не стопкой,                                Цистерной энергия –
Которые сердце заменят                                                                            Не стопкой
Мотором, которые легкие                           Который
Заменят тонкой.                                                                  Сердце заменит мотором
                                                                        Который
                                                                                          Заменит
                                                                                                            Легкие – тонкой.

– Но мы должны понимать, что внутристиховую паузу Маяковского нельзя выполнить механически. Всегда надо вникнуть, какой мыслью руководствовался поэт, когда предлагал такую разбивку, какая интонация оправдает ее.

Сам автор дал образец такого анализа:

«Вот почему я пишу:
                  Пустота…
                                    Летите,
                                                      В звезды врезываясь.

«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж.
«Летите» стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения: «Летите в звезды» и т.д.
А вот еще один пример блестящего разбора стихотворения, сделанного Н.Н. Асеевым.

«В порт,
                  Говорящий,
                                    Как расплавленное лето».

– Казалось бы, что эти-то строчки уж можно сказать в одну без всякого ущерба для читающего (слушающего). И однако это было бы губительным упростительством, потому, что образы Маяковского так насыщены, слова его раскалены до такой степени накалки, что поставь их рядом – они припаяются друг к другу, слившись в бесформенную массу предложения:

«В порт, –»

– В вашем воображении возникает море, ряд доков, мол, пароходы, входящие в гавань:

«Говорящий, –»

– Все это охватывается языками пламени, воображению дается воля представить себе всю грандиозность пылающего порта. И потом дается поправка успокоительная, но оставляющая за собой на первоначальный эффект «горения» порта, –

Как расплавленное лето».

– Я предлагаю вам послушать это стихотворение в исполнении мастера декламации В. Яхонтова.
– Как видим, ритм стиха Маяковского определяется в исполнении мастера грамотной и выразительной речи.
Особенность слова, вызванная дроблением стиха, повышает его значительность, насыщает его содержанием, увеличивает вес. Маяковский сам называет свой стих «веселым»:

Мой стих
                  Трудом
                                    Громаду лет порвет
И явится
                  Весомо,
                                    Зримо…

(«Во весь голос»)

– Рассмотрим еще один пример, обратившись к поэме «Хорошо!».

И в эту
                  Тишину –
                                    Раскатившийся всласть
Бас окрепший,
                  Над реями рея:
«Которые тут временные?
                  Слазь!
Кончилось ваше время.

– Руководствуясь рифмой, соедините эти ступенчатые строки в стихи.

(И в эту тишину – раскатившийся всласть
Бас, окрепший, над реями рея:
«Которые тут временные? Слазь!
Кончилось ваше время).

– Что же произошло со стихом? (Мы наблюдаем обедненность интонационной вызарительности отрывка. Вместо торжественной монументальной речи звучит не вполне вразумительная скороговорка).
– Как воспринимается нами слово «тишина»? (Здесь говорится не об обычной тишине, а о прозвучавшей на весь мир тишине после грохота битвы).
– Как подано Маяковским слово «бас»? (После этого слова после паузы горделиво добавляется слово «окрепшей» и разъясняется, что бас этот окреп на вольной стихии – «над реями рея». Эти насыщенные мыслью образом строки не сравнить с выстроенными по линеечке подряд словами).
– Что таит в себе вопрос: «Которые тут временные?» (Мы можем себе представить острый и зоркий глаз, которым матрос обводит «тридцать временных», прежде чем скажет свое властное «Слазь!»)
– К какому выводу мы приходим, проанализировав эти строки? (Это по преимуществу ораторский стих, речь в нем достаточно убежденная и убедительная).
– Попробуйте прочитать отрывок из поэмы «Хорошо!», используя нужную интонацию.
– А вот как звучит это произведение в исполнении Д. Журавлева (прослушивание записи).

III. Самостоятельная работа по вариантам (в группах). Проанализировать и продекламировать стихи Маяковского:

  1. Вариант «Стихи о советском паспорте»
  2. Вариант «Левый марш»
  3. Вариант «Прозаседавшиеся»

(После выступления учащимся дают возможность прослушать запись стихов в исполнении В. Аксенова, Г. Сорокина, И. Ильинского)

IV. Обобщение и выводы

Чтец должен научиться ощущать звуковое подобие рифм Маяковского и уметь находить их. Это важно не только само по себе, но и для понимания ритмического и строфического строения стихов. Нужно и в самих «разговорных» стихах ощущать их ритмическое движение.
«Ритм» – это основная сила, основная энергия стиха, – говорил Маяковский. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм и электричество. Магнетизм и электричество – это виды энергии. Стих Маяковского звучит энергично. Ритм его напрягается мыслью и волей. Все это нужно и тому, кто читает Маяковского для себя, и тому, кто собирается исполнять его публично.