Урок: "Можно ли дожить до любви?" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" )

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Познакомить с особенностями тургеневского изображения любви.
  2. Определить особенности психологического состояния героев в сценах объяснения в любви.
  3. Учить умению сопереживать и ценить чувства других людей , искать пути взаимопонимания.
  4. Развитие у учащихся навыков монологической речи, умения вести дискуссию.

Эпиграф урока: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь” (И.С.Тургенев. “Воробей”).

ХОД УРОКА

Предварительная подготовка к уроку.

Учащиеся до начала урока делятся на группы по 5–6 человек в каждой. Одна группа – группа “теоретиков” – это учащиеся, которые в ходе урока работают с литературой по психологии. Учащиеся не знают, какие именно задания будет выполнять группа. На предыдущем уроке им предлагается перечитать любовные страницы романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

Каждой группе в течение урока дается одно задание. После ответа группы участники других групп задают вопросы,

1. Создание проблемной ситуации.

Слово учителя. Сегодня мы с вами будем говорить о любви – чувстве вечном, о котором мечтает каждый, о котором спорят, ради которого живут . В романе И.С.Тургенева “Отцы и дети” есть фраза: “Они (Анна Сергеевна Одинцова и её муж) живут в большом ладу друг с другом и доживут, пожалуй, до счастья…пожалуй, до любви”. А можно ли дожить до любви? Что думаете об этом вы, люди другого времени ? Какие вопросы возникают у вас при этой фразе?

Озвучьте их, запишем самые удачные. (Учащиеся озвучивают вопросы. Затем вопросы записываются и вывешиваются на доску). В конце урока мы попытаемся найти на них ответы, опираясь на текст тургеневского романа, знания по психологии и ваш, может быть, уже имеющийся опыт.

Самыми распространенными вопросами являются вопросы:

  1. Любовь это чувство, которое испытывают один раз в жизни или возможно испытать его несколько раз?
  2. Как не ошибиться в выборе “адресата” любви?
  3. Нужно ли добиваться взаимности в любви или стоит смириться с безответным чувством?
  4. Ограничивается ли чувство любви какими-то временными рамками, любовь – это чувство юных или его испытывают люди разного возраста?
  5. Пропадает ли чувство любви в браке или есть способ сохранить его?
  6. Можно ли любить двоих?
  7. Задания группам.

1 группа.

- История отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

2 группа.

- Объяснение Базарова в любви. Как проявляются в этой сцене характеры героев?

3 группа.

- Почему не сложилась любовная история Базарова и Одинцовой?

4 группа.

“Теоретики” объясняют историю отношений Базарова и Одинцовой, опираясь на знания психологии.

3. Работа в группах.

На выполнение задания учащимся дается 15 минут. В процессе подготовки выступления учащиеся пользуются текстом произведения, составляют опорные конспекты, план или тезисы выступления с использованием цитат, выводов по теме. Данная работа позволяет обобщить полученные в ходе изучения произведения знания и подготовиться к итоговому сочинению по роману. Работа выполняется на альбомном листе. Выступает от группы один человек или несколько. Право выбора выступающего – за членами групп.

4. Выступления групп, обсуждение выступлений.

1 группа. История отношений Баразова и Одинцова (группа анализирует текст романа).

2 группа. Учащиеся выделяет особенности характеров героев романа, противоречия в душе Базарова, вину Базарова в сложившейся ситуации.

3 группа. Учащиеся, отвечая на историю Базарова и Одинцовой, подчеркивают, что Одинцова и Базаров были людьми из разных миров. Жизнь жестоко подшутила над Базаровым: он, не верящий в любовь, полюбил, а его любовь отвергли.

4 группа. Учащиеся подчеркивают, что нет то нет четкого ответа, что такое любовь, что человек постоянно находится в поисках своего идеала, но не всегда его может найти.

5. Слово учителя.

Так значит, романтика существует? Отрицающий любовь “романтическую” Базаров полюбил Одинцову – не только красивую женщину, но и человека, интеллектуально близкого ему, умного и сильного. Это не только урок – это проверка характера, и Базаров оказывается выше и человечнее своих взглядов. Да, это одно из немногих поражений Базарова, но такое поражение, после которого он становится читателю ближе. Основа жизни Одинцовой – спокойствие. Базаров – человек чужого и чуждого ей мира. И она сделала свой выбор – спокойствие. Мужеством, душевной красотой Базаров, быть может, на какое-то мгновение разбудил в самовлюбленной аристократке некое ответное чувство. Как бы то ни было, но его любовь побеждает и смерть, и эгоизм, и светское высокомерие. “Живите долго… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда” – неужели можно думать об этом у самого края “темноты”. Верить ли Тургеневу? Верить!

“Анна Сергеевна Одинцова недавно вышла замуж, не по любви, а по убеждению. Они доживут до счастья, …пожалуй, до любви…” Так можно ли дожить до любви?

6. Домашнее задание.

Написать эссе “Можно ли дожить до любви?” (На материале романа И.С.Тургенева и опираясь на жизненный опыт.)