Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели и задачи:

Познавательные:

  • познакомить учеников с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
  • показать автобиографический характер рассказа;
  • отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
  • умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них;
  • определять тему и основную мысль литературного произведения;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе.

Развивающие:

  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • развивать умение вести дискуссию;
  • развивать умение сопоставлять, анализировать.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева;
  • воспитывать патриотизм и любовь к Родине;
  • воспитывать нравственное мировосприятие учащихся.

Оборудование:

  • выставка книг В.П.Астафьева;
  • фотографии, иллюстрирующие жизнь писателя;
  • проектор;
  • презентация к уроку.

Опережающее домашнее задание:

  • рисунки учащихся к рассказу;
  • план рассказа.

Ход урока

1) Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного сибирского писателя В.П.Астафьева, окунемся в мир сибирской деревни 30-х годов прошедшего столетия, попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечные вопросы нравственности и морали.

2) Выступление заранее подготовленного учащегося с небольшим сообщением о жизни В.П.Астафьева.

"Виктора Петровича Астафьева по праву называют истинно русским писателем. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете "Чусовской рабочий" был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева "До будущей весны" (1953)."

- Хочу добавить, что Рассказ "Конь с розовой гривой" входит в сборник под названием "Последний поклон", который писатель создавал на протяжении нескольких лет. Рассказ "Конь с розовой гривой" был опубликован в 1963 году и имеет автобиографический характер.

Итак, а сейчас проверим ваше внимание. Опрос:

- Как называлось село, в котором родился писатель? (Овсянка).

- Совершенно верно. Село Овсянка находится в Красноярском крае, на берегу Енисея, в очень живописном уголке сибирской природы. С этим местом у Астафьева связаны и самые горькие, и самые светлые воспоминания. До последних дней жизни Виктор Петрович не покидал свою малую родину, дарующую ему силы и вдохновение. Давайте сейчас посмотрим презентацию и представим то место, где писатель постигал уроки жизни.

Просмотр презентации.

- Какое настроение возникает при просмотре? Помогают ли зрительные образы постичь смысл произведения?

- Почему детство маленького Вити можно назвать трагическим? (Он рано потерял мать; ему было всего семь лет, когда она утонула в Енисее)

- Какие воспоминания сохранил Астафьев о бабушке Катерине Петровне? (Через всю жизнь пронес писатель самые теплые и добрые воспоминания о своей бабушке. Она оставила неизгладимый след в жизни внука, оказала влияние на формирование самых лучших нравственных качеств. Это истинно русский характер, вобравший в себя все нравственные начала.)

-С каким рассказом Астафьева вы уже познакомились в прошлом году? Чем похожи эти рассказы?( "Васюткино озеро". В обоих рассказах поднимаются нравственные проблемы: становление личности, закалка характера, постижение непростых жизненных истин.)

Вывод: рассказ "Конь с розовой гривой" автобиографичен; через личные переживания писателя воспроизведен рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные годы; именно в такое трудное время ковался народный русский характер, формировались нравственные устои.

3) Давайте обратимся к тексту рассказа и озвучим его план, составленный вами дома.

(Обсуждение плана рассказа). А сейчас на основе вашего плана составьте таблицу-характеристику каждого пункта плана.

Примерный план:

  1. Левонтьевское семейство.
  2. За земляникой (пряник конем).
  3. В лесу.
  4. Ссора.
  5. Жалко ягод.
  6. Шалости на реке.
  7. Санька советует обмануть бабушку.
  8. Кража калача.
  9. Бабушка уезжает на рынок.
  10. Рыбалка.
  11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
  12. Обман раскрыт.
  13. Бабушка простила.
  14. Дивный конь с розовой гривой.
  15. Урок на всю жизнь.

Таблица-характеристика эпизода.

№ п/п ЭПИЗОД ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

( + )

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

( - )

1. Левонтьевское семейство.    
2. За земляникой (пряник конем).    
3. В лесу.    
4. Ссора.    
5. Жалко ягод.    
6. Шалости на реке.    
7. Санька советует обмануть бабушку.    
8. Кража калача.    
9. Бабушка уезжает на рынок.    
10. Рыбалка.    
11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.    
12. Обман раскрыт.    
13. Бабушка простила.    
14. Дивный конь с розовой гривой.    
15. Урок на всю жизнь.    
ВЫВОД

Обсуждение таблицы.

4) Творческая работа - характеристика персонажа.

Класс разделить на пять групп (бабушка, Витя, дядя Левонтий, тетка Васеня, Санька). Представитель группы выбирает карточку с именем персонажа, затем герой рассказа обсуждается в группе. Через 10 минут группа представляет своего персонажа; остальные должны угадать, о ком идет речь.

5) Беседа с классом.

- Какова тема и основная мысль рассказа Астафьева?

- Когда и где происходят события рассказа?

- Кто повествует об этих событиях?

- Почему Витя любил бывать в семье дяди Левонтия?

- Почему бабушка запрещала внуку общаться с левонтьевскими ребятишками?

- Расскажите, какие моменты вы изобразили на своих рисунках. Объясните, почему именно эти эпизоды вам больше всего понравились?

(Учащиеся представляют свои работы)

- Попробуйте сами сформулировать проблемные вопросы к данному рассказу (запись в тетрадях). Учащиеся задают друг другу вопросы.

6) В заключение сделаем выводы о самом главном (по вопросам учебника):

- Каким предстает перед нами герой рассказа? Нарисуйте устно его портрет.

- Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему "пряник конем"?

- Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?

- Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

7) Рефлексия.

Сочини "синквейн" на тему урока. Учащиеся работают 2-3 минуты, затем озвучивают свои "синквейны". Например,

  • Русский характер.
  • Закаленный, истинный, сибирский.
  • Любит, страдает, помнит.
  • Послание будущим поколениям.
  • Астафьев.

8) Заключительное слово учителя.

Мне хочется закончить наш урок словами Виктора Петровича Астафьева:

"И не только в защиту себя, для спасения своей души в этой мятущейся жизни трудится стихотворец, он верит, что слово его спасет мир от бурь и потрясений:И так было всегда - поэзией двигала вера в доброту и милосердие:"

С нами осталось Слово Астафьева, нетленные уроки жизни, которые мы черпаем из его произведений.

8) Выставление оценок.

Домашнее задание.

Письменно составить словарик сибирских диалектизмов, местных слов. Подумать, как эти слова помогают охарактеризовать героев рассказа.