Уроки нравственности Мустая Карима

Разделы: Литература


Цели:

  • Изучить биографию и творческий путь М.Карима.
  • Извлечь нравственные уроки из стихотворений народного поэта Башкортостана.
  • Привить учащимся чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.
  • Выработать оптимистический настрой ко всему окружающему.

Оборудование: Портрет М.Карима, выставка книг М.Карима, карта Башкортостана на фоне «березового листа», афоризмы М.Карима (в виде плакатов), у каждого ученика распечатки стихотворений поэта.

Ход урока

1. Организационный момент

Организуем «Круглый стол».

2. Вступительное слово учителя

На доске:

«Один человек – а сколько огня и света оставил!» (М.Карим)

Учитель. О Мустае Кариме можно слышать теплые отзывы во всех краях нашей огромной многонациональной Родины, его имя звучит с самых высоких трибун, ибо его стихи идут в десятках театров, его светлая и мудрая проза благодаря посредничеству великого русского языка стала достоянием миллионов читателей на всех континентах Земли.

Сегодня отмечается 92-летняя годовщина со дня рождения великого поэта Республики Башкортостан.

3. Знакомство с жизнью и творчеством М.Карима

Родился Мустафа Саффич Каримов 20 октября 1919 года в д. Кляшево, распложенной на берегах прекрасной реки Дёмы (ныне Чишминский район), в 30 км от столицы нашей республики. В своем роду писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. В 1941 г. Мустай Карим окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института. С первых дней Великой Отечественной войны и до Побед наш поэт был на фронте – служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона. Был тяжело ранен, по излечении работал корреспондентом фронтовых газет. После войны всецело отдался творческой и общественной деятельности.

М.Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 г. вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся», в 1941 г. – вторая книга «Весенние голоса».

С тех пор им было опубликовано более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений. Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира. За многие произведения великий поэт был удостоен множеством наград и ему были присуждены премии как республиканского, так и российского масштаба.

Наиболее известные произведения:

  • сборники стихов и поэм «Черные воды», «Возвращение», «Европа – Азия», «Времена»;
  • пьесы: романтическая драма «Страна Айгуль»(1967), веселая комедия «Похищение девушки» (1957), трагедии «В ночь лунного затмения» (1963), «Салават» (1971), «Не бросай огонь, Прометей!»;
  • повести «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое – долгое детство».

4. Анализ стихотворений М. Карима

1) Многолик, многогранен и многокрасочен мир, выраженный в художественной картине произведений выдающегося мастера слова. В ней извечные понятия любовь и верность, долг и честь, жизнелюбие и милосердие, терпение и мужество, решительность и надежность, радость и печаль, раскаяние и ответственность, совесть и скромность, бескорыстие и отзывчивость вырастают живыми травами, цветами и деревьями, поют птицами и напоминают о себе человеческими голосами.

Я иду цветущею долиной
В свой аул из дальнего похода.
Землянику рву и пью горстями
Родников родных живую воду…
Говорят цветы мне:
«Здравствуй, здравствуй!»
Легкие головки наклоняя…
Нет цветов таких на всей планете –
Я прошел по ней, я знаю!

Все поэтические ипостаси животворит и объединяет добродетельная мудрость поэта. Эта мудрость выросла, как зеленый дуб на родной башкирской земле, свободно расправила ветви, напоённая водою российских рек, устремилась вершиной к солнцу общечеловеческого братства.

Мустай Карим является истинным патриотом, благодарным своей Родине.

2) Выразительное чтение учеником стихотворения М.Карима «Я – россиянин» (перевод М.Дудина). (Приложение 1)

(Анализ стихотворения по плану).

План лирического произведения (у каждого ученика на парте)

  1. Тема (о чем говорится)
  2. Идея (что хотел сказать автор)
  3. Лирический герой (образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей)
  4. Основные особенности поэтического языка (художественные средства выразительности)
  5. Какие чувства и мысли у читателя вызывает произведение?
  6. Нравственный урок М.Карима в его стихотворении.

Этой мудрости открылся великий символ нерушимого единства Башкортостана и России, башкирского и русского народов и всех народов России – зелёный листок на белоствольной березе. Стихотворение «О березовом листе» народный поэт Башкортостана написал без малого полвека назад – в 1952 г. Но и сейчас его строки по-прежнему подкупают читателя искренностью и огромной трепетной любовью к своей земле.

3) Выразительное чтение учеником отрывка из стихотворения М.Карима «О березовом листе» (перевод М.Светлова). (Приложение 2)

(Анализ стихотворения по плану).

Мустай Карим – мягкий, задушевный лирик-романтик. Он как бы запрограммирован на добро и красоту. Поэт любит людей. Борется за лучшее в них. И верит им. Он показывает в человеке главное – умение сочувствовать и сорадоваться. «Он видел только таких. Других как-то не запомнил», – как говорил сам поэт. Это взгляд мудреца, который зрит глубже и дальше, чем другие люди в своем ослеплении или повседневной суете.

4) В доказательство прочитаем его стихотворение «Жду вестей» (перевод Е.Николаевской). (Приложение 3)

(Анализ стихотворения по плану).

5. Итоги урока

М.Карим на протяжении всей своей жизни – и в боях, и в мирном труде, и в будни, и в праздники, и в поле, и за письменным столом, и в родной деревне, и в столицах, и на Родине, и за рубежом – всегда оставался простым, добрым и мудрым ЧЕЛОВЕКОМ. Поэтому о нем по праву можно сказать словами одного из его стихотворений: «Один человек – а сколько огня и света оставил он!» («Сэсэн»).