Цели:
- Изучить биографию и творческий путь М.Карима.
- Извлечь нравственные уроки из стихотворений народного поэта Башкортостана.
- Привить учащимся чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.
- Выработать оптимистический настрой ко всему окружающему.
Оборудование: Портрет М.Карима, выставка книг М.Карима, карта Башкортостана на фоне «березового листа», афоризмы М.Карима (в виде плакатов), у каждого ученика распечатки стихотворений поэта.
Ход урока
1. Организационный момент
Организуем «Круглый стол».
2. Вступительное слово учителя
На доске:
«Один человек – а сколько огня и света оставил!» (М.Карим)
Учитель. О Мустае Кариме можно слышать теплые отзывы во всех краях нашей огромной многонациональной Родины, его имя звучит с самых высоких трибун, ибо его стихи идут в десятках театров, его светлая и мудрая проза благодаря посредничеству великого русского языка стала достоянием миллионов читателей на всех континентах Земли.
Сегодня отмечается 92-летняя годовщина со дня рождения великого поэта Республики Башкортостан.
3. Знакомство с жизнью и творчеством М.Карима
Родился Мустафа Саффич Каримов 20 октября 1919 года в д. Кляшево, распложенной на берегах прекрасной реки Дёмы (ныне Чишминский район), в 30 км от столицы нашей республики. В своем роду писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. В 1941 г. Мустай Карим окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института. С первых дней Великой Отечественной войны и до Побед наш поэт был на фронте – служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона. Был тяжело ранен, по излечении работал корреспондентом фронтовых газет. После войны всецело отдался творческой и общественной деятельности.
М.Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 г. вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся», в 1941 г. – вторая книга «Весенние голоса».
С тех пор им было опубликовано более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений. Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира. За многие произведения великий поэт был удостоен множеством наград и ему были присуждены премии как республиканского, так и российского масштаба.
Наиболее известные произведения:
- сборники стихов и поэм «Черные воды», «Возвращение», «Европа – Азия», «Времена»;
- пьесы: романтическая драма «Страна Айгуль»(1967), веселая комедия «Похищение девушки» (1957), трагедии «В ночь лунного затмения» (1963), «Салават» (1971), «Не бросай огонь, Прометей!»;
- повести «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое – долгое детство».
4. Анализ стихотворений М. Карима
1) Многолик, многогранен и многокрасочен мир, выраженный в художественной картине произведений выдающегося мастера слова. В ней извечные понятия любовь и верность, долг и честь, жизнелюбие и милосердие, терпение и мужество, решительность и надежность, радость и печаль, раскаяние и ответственность, совесть и скромность, бескорыстие и отзывчивость вырастают живыми травами, цветами и деревьями, поют птицами и напоминают о себе человеческими голосами.
Я иду цветущею долиной
В свой аул из дальнего похода.
Землянику рву и пью горстями
Родников родных живую воду…
Говорят цветы мне:
«Здравствуй, здравствуй!»
Легкие головки наклоняя…
Нет цветов таких на всей планете –
Я прошел по ней, я знаю!
Все поэтические ипостаси животворит и объединяет добродетельная мудрость поэта. Эта мудрость выросла, как зеленый дуб на родной башкирской земле, свободно расправила ветви, напоённая водою российских рек, устремилась вершиной к солнцу общечеловеческого братства.
Мустай Карим является истинным патриотом, благодарным своей Родине.
2) Выразительное чтение учеником стихотворения М.Карима «Я – россиянин» (перевод М.Дудина). (Приложение 1)
(Анализ стихотворения по плану).
План лирического произведения (у каждого ученика на парте)
- Тема (о чем говорится)
- Идея (что хотел сказать автор)
- Лирический герой (образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей)
- Основные особенности поэтического языка (художественные средства выразительности)
- Какие чувства и мысли у читателя вызывает произведение?
- Нравственный урок М.Карима в его стихотворении.
Этой мудрости открылся великий символ нерушимого единства Башкортостана и России, башкирского и русского народов и всех народов России – зелёный листок на белоствольной березе. Стихотворение «О березовом листе» народный поэт Башкортостана написал без малого полвека назад – в 1952 г. Но и сейчас его строки по-прежнему подкупают читателя искренностью и огромной трепетной любовью к своей земле.
3) Выразительное чтение учеником отрывка из стихотворения М.Карима «О березовом листе» (перевод М.Светлова). (Приложение 2)
(Анализ стихотворения по плану).
Мустай Карим – мягкий, задушевный лирик-романтик. Он как бы запрограммирован на добро и красоту. Поэт любит людей. Борется за лучшее в них. И верит им. Он показывает в человеке главное – умение сочувствовать и сорадоваться. «Он видел только таких. Других как-то не запомнил», – как говорил сам поэт. Это взгляд мудреца, который зрит глубже и дальше, чем другие люди в своем ослеплении или повседневной суете.
4) В доказательство прочитаем его стихотворение «Жду вестей» (перевод Е.Николаевской). (Приложение 3)
(Анализ стихотворения по плану).
5. Итоги урока
М.Карим на протяжении всей своей жизни – и в боях, и в мирном труде, и в будни, и в праздники, и в поле, и за письменным столом, и в родной деревне, и в столицах, и на Родине, и за рубежом – всегда оставался простым, добрым и мудрым ЧЕЛОВЕКОМ. Поэтому о нем по праву можно сказать словами одного из его стихотворений: «Один человек – а сколько огня и света оставил он!» («Сэсэн»).