Раиса Петровна Шарина
|
Темы Открытых уроков автора
-
Уроки исследования "Душа грустит о небесах…" Поэма С.Есенина "Микола". 11-й класс 2014
Уроки посвящены знакомству и исследованию поэмы С.А .Есенина «Микола», являющейся ярким образцом отношения поэта к миру, истории Отечества и традиционной вере народа. В материалах уроков использованы «Примерная схема анализа поэмы» и компьютерная презентация.
-
Занятие посвящено единственному в своем роде гению человечества – М.В. Ломоносову, Академии наук России во времена Ломоносова, трудам ученого в области русского языка и литературы, мозаичным панно Ломоносова и его мастерской, строительству МГУ, данным психологов-ученых о возможностях человеческого мозга и памяти. Сопровождается презентацией и инсценировкой отрывков из поэмы А.Маркова «Михайло Ломоносов».
-
Поэма "Божественная комедия". Песнь пятая 2011
Знакомство с жизнью и творчеством итальянского поэта Средневековья Данте Алигьери, его поэмой «Божественная комедия. Песнь пятая», интересом к ней в России. Использование при подаче урока материалов документального фильма: подтверждение содержания произведения данными современных ученых: физиков, математиков, медиков, психологов, философов. Учащиеся дальше учатся делать анализ произведения, выделять исторические прототипы героев поэмы, развивают навыки работы над сочинением-рассуждением.
-
Перевод романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на якутский язык". 9-й класс 2011
Материал урока-исследования по литературе формирует знания учащихся о значении поэзии А.С. Пушкина в развитии якутской литературы; знакомит с историей перевода романа «Евгений Онегин» на якутский, с системой требований к профессиональному переводчику; учит навыкам сопоставительного анализа отрывков текста-оригинала и текста-перевода.
-
Через эвристическую методику КСО учащиеся знакомятся с СПП с несколькими придаточными, учатся отличать союз от союзного слова, развивают навыки выступления перед аудиторией, навыки работы с текстом.
-
Медиаурок внеклассного чтения "Сонеты о любви" 2008
Урок может быть проведен как предметный или как внеклассное занятие, на котором учащиеся знакомятся с сонетами, созданными в течение целого тысячелетия самыми замечательными поэтами незабываемых эпох.
-
Интегрированный медиаурок внеклассного чтения "Чтоб в XXI век вошла моя Россия возрожденной". (Духовные основы русской классической литературы и якутской национальной культуры) 2007
соавтор: Слободчикова Тамара ЕгоровнаСодержание урока построено с учётом того, что наши дети по национальности якуты, живут в улусном центре, где нет православной церкви и часовни. Православие - яркая примета российской культуры. Один из основных акцентов урока - рассказ о возникновении в России в конце XIX века удивительного феномена - русской религиозной философии и её влиянии на многих думающих людей. Другой акцент содержания урока - христианские мотивы в русской поэзии XIX–XX веков, начиная с Пушкина и кончая поэтами Серебряного века.
-
Тема урока: "Философские взгляды на мир народа саха" 2007
соавтор: Слободчикова Тамара ЕгоровнаУрок состоит из двух частей: теоретическая часть содержит тексты материалов по философии народа саха, практическая часть снабжена цветными фотографиями, рисунками народных художников, мастеров народного творчества; каждый слайд имеет свой стиль, содержание, свою музыку. В структуре урока также использована авторская работа моего ученика Павлова Ивана, одиннадцатиклассника Майинской гимназии.
Работы учеников
Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:
-
В центре внимания работы – два поэта двух веков и двух народов России, русского и якутского, – Мей Л.А. и Слепцов И.Е. (Арбита). Два поэта со схожими одаренностью, масштабом лирики и в какой-то степени творческой судьбой… В работе прослеживаются их литературные судьбы; рассматриваются творчество в контексте эпохи, жанровое богатство; выясняется причина обращения поэтов к античной теме и проводится сопоставительный анализ отрывков "Галатеи" Л.Мея и их переводов на якутский язык И.Арбиты.
-
"Жить не по лжи, а по вековой мудрости". (Ключевые слова в любимых пословицах А.И. Солженицына)
Жизнь А.И. Солженицына, совпавшая с трагическими событиями истории России, притягивает наше внимание. Мы задаемся вопросом, как же ему удалось выстоять в таких условиях? Возможно, ему помогли в этом его верные друзья и советчики — любимые пословицы. Они ему подсказывали, что ключевыми в жизни человека должны быть слова: "жизнь", "ум", "Бог", "работа". Автором проведен анализ семантики и этимологии ключевых слов в подборке любимых пословиц писателя; установлена взаимосвязь этих слов с человеческими качествами А.И. Солженицына.
-
Два образных центра в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"
В работе проведен цитатный сравнительно-сопоставительный анализ главных героев рассказа. Рассматривается связь имен главных героев рассказа, Матрёны и Фаддея, с библейскими именами. Рассмотрен вопрос образа праведника в литературе.
-
Сегодня для читателей важен объективный взгляд на жизнь и творчество А.И. Солженицына. Это подразумевает, в частности, прочтение его произведений в контексте православной веры. В работе представлены опыты интерпретации образов главных героев, «древней старухи», животных и предметов, окружающих Матрёну.
-
Сборники «Крохотки» А.И. Солженицына в контексте философских мыслей о русской душе А.И. Ильина
Работа представляет собой опыт исследования философских мыслей циклов «Крохотки» А.И. Солженицына и их рассмотрения в контексте концепции духовности философии И.А. Ильина. Работа знакомит с жизнью и деятельностью А.И. Солженицына и с философскими концепциями И.А. Ильина. Проведен анализ образов главных героев произведений А.И. Солженицына; анализ изобразительно-художественных средств; оценка значения творчества А.И. Солженицына для современного читателя.
-
Духовные основы поэзии Ивана Арбиты (опыт исследования)
Работа представляет собой опыт обобщения семнадцатилетнего исследования учащимися лицея первых сборников поэзии Ивана Арбиты, ставшего одной из жертв сталинских репрессий. Проведен опыт осмысления поэзии Арбиты в контексте духовной основы русской классической литературы, а также анализ некоторых трудов философа И.А. Ильина и Нобелевской лекции А.И. Солженицына.
-
«Божественная комедия»: взгляд через века и годы
Эта тема у нас появилась после знакомства с двумя поэмами: «Двенадцать» А.А. Блока и «Божественная комедия» Данте Алигьери. Прошло более шести столетий со времени создания "Божественной комедии", и все же поэма Данте дышит такой жгучей страстностью, такой подлинной человечностью, откровенностью, что она и поныне живет как полноценное создание искусства, как памятник высокому гению.