Цели урока: воспитывать у учащихся чувства доброты, долга перед людьми, чести, прививать любовь к чтению; развивать критическое мышление, уметь размышлять над прочитанным, делать выводы.
Оборудование: тетради, учебники, доска.
Вид деятельности: эвристическая беседа.
Эпиграф к уроку:
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.Пастернак
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Никто не рождается нищим, так же как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им отрицательного жизненного опыта и под влиянием складывающихся обстоятельств. И как важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью и порождаем. Любить мир именно таким, каков он есть. Не уходить внутрь себя, как улитка в домик, а жить – полноценно, радостно и счастливо.
II. Беседа с учащимися.
- Ребята, что такое нравственность?
- Какого человека мы называем нравственным?
(Запись в тетради: “Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”.
Нравственный человек – это добрый, трудолюбивый, честный человек).
- Легко ли быть нравственным человеком?
(Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других).
- Ребята, кого из героев, прочитанных нами произведений, можно назвать нравственным человеком? Почему?
(Юшку из рассказа “Юшка” А.Платонова. Он нравственный человек. Очень добрый, терпеливый, трудолюбивый. Не отвечал злом на зло, по нему “равнялись”: шёл на работу – значит пора вставать; возвращался – пора ложиться спать.
Воспитывал девочку-сироту, сам не доедал, ходил босой, а на её обучение копил деньги.
Ещё можно назвать нравственным человеком Акимыча из рассказа Е.Носова “Кукла”.
Акимыч был на войне. Видел смерть, наверное, и сам убивал. Но сердце его не зачерствело, в кукле он видит ребёнка и хоронит её как ребёнка).
- Ребята, а много людей встречалось в вашей жизни, о которых вы могли бы сказать: “Это нравственный человек”.
(Дети приводят свои примеры).
- Ребята, вспомните, пожалуйста, 10 Заповедей, по которым должен жить человек.
(Любить Бога, почитать отца и мать свою, не убивать, не лгать, не завидовать, не сквернословить, не обижать младших).
- Правильно. “Побеждай зло добром”, - говорится в Библии. Эти заповеди плохи или хороши? А, как вы думаете, можно жить по этим законам?
(Конечно, можно. Это совсем не трудно).
- А что мы делаем, ребята, если нас обидели, толкнули, обозвали?
(Отвечаем тем же. Толкаем, обзываем, обижаем).
- То есть отвечаем на зло злом. А кто в этом виноват, что мы такие безнравственные: отвечаем на зло злом?
(Сами люди. И мы сами.)
Вспомним Кусаку. Никто из людей не знал, где живёт Кусака, чем кормится. И вот пьяный, которому в тот момент было всё хорошо, хотел пожалеть собаку. Но через некоторое время у него поменялось настроение, он уже ненавидел никого на свете и поэтому ударил носком тяжелого сапога Кусаку.)
- Да, брошенная, побитая, убежала Куска на край поселка, пряталась в глубине сада и зализывала раны. Она боялась людей и в то же время тосковала по человеческой ласке. Но вспомните, как Кусака “всей своей душой расцвела”, когда обрела друзей.
Ребята рассказывают о том, как за короткое время Кусака расцвела, обрела уверенность, спокойствие, изменился даже её внешний вид. “Всею своей собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?
С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими косами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. И когда она от нечего делать выбегала к воротам, становилась у порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.
Но такою гордою и независимою она бывала только наедине. Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела.
Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, - и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, вывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким”, - пишет Леонид Андреев.
-Ребята, обретя однажды человеческую ласку, кусок хлеба, Кусака снова все теряет. “… Когда дача опустела, Кусака поняла, что все кончилось и она осталась одна. Для нее наступила темная, беспросветная ночь, которая уже никогда не кончится. “Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла”.
- Это не предательство ли людей по отношению к Кусаке?
(Собаки – это самые преданные существа. Они привязываются к человеку и бескорыстно служат ему. Они не способны на предательство и готовы отдать жизнь за своего хозяина. А люди часто предают своих верных питомцев. Так случилось и в рассказе “Кусака”. Люди безнравственно поступают с животными. Выгоняют из дома, выбрасывают их ещё маленькими, глумятся над ними. И вот они, бездомные, бегают по улицам, заглядывают жалобно нам в глаза… просят нас о помощи.)
-Значит, все начинается с того, что мы обижаем младших, слабых, беззащитных, которые не могут ответить нам тем же. Вспомните, как дети относятся к Юшке?
(Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Дети не знали другого такого человека. Дети… кидали в него комьями земли,- пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали сердиться. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит… И они сильнее толкали старика и кричали вокруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.)
- А почему дети так к нему относятся?
(Потому что взрослые – жестокие люди, они омерзительны. Они “пугают” детей Юшкой. Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: “Вот ты будешь такой же, как Юшка! Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!”
Взрослые, пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:
- Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?
Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.
- Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!... Ну ладно!
И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его.)
Взрослые вымещают свое горе, обиду на таких, как Юшка, на таких, которые не отвечают на зло злом.
- А почему Юшка уверен, что народ его любит?
(“Он меня без понятия любит, - говорит Юшка. – Сердце в людях бывает слепое”)
- Ребята, когда люди поняли свою ошибку по отношению к Юшке? Когда это произошло?
(После смерти. Им стало очень плохо без него. Его называли Ефимом Дмитриевичем. А тут появился новый человек – приёмная дочь, - который с любовью относится к Юшке и, самое главное, продолжает его дело – делает добро.)
-Это, действительно, произошло после смерти Юшки. Люди поняли свою ошибку, потому что столяр вздохнул и сказал: “Прощай, Юшка, и нас всех прости”. Можем ли и мы, ребята, сказать: “Прости нас, Юшка”?
(Мы обязаны сказать эти слова любому человеку, кому мы сделали или делаем зло).
- Ребята, мы забыли об Акимыче, которого вы тоже назвали нравственным человеком. Почему вы называете его нравственным человеком?
(Прочитав рассказ, я задумалась над тем, что Акимыч, пройдя войну, не озлобился, не стал бессердечным, хотя он видел много горя, человеческого страдания и должен был к этому привыкнуть. “На всю жизнь навидался я человечины”, - говорит он. Но Акимыч остался человеком с доброй душой. Он пожалел куклу, потому что видел в этой кукле ребенка, не мог понять, как можно издеваться над ней. А люди и дети, которые выросли в послевоенное время, оказались жестокими и злыми. И те, кто сделал это, и те, кто проходил мимо, не замечая сделанного. Я думаю, что раз они смогли издеваться над куклой, то они смогут поиздеваться так и над человеком, и над животными)
- Чем является кукла для Акимыча?
(Акимыч видит в кукле “дитя человеческое”: “Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть”.
- Какой урок, ребята, вы извлекли для себя, прочитав рассказ Е.Носова “Кукла”?
(Рассказ Носова показывает нам, что может произойти, если дети будут издеваться над своими игрушками. Сколько зла может причинить жестокая игра с куклой людям. В наше время распространилось насилие, множество убийств. Может быть, именно этот рассказ сможет предотвратить еще одно убийство. Сейчас убивают человека, убивают его подсознание. Разве дети, трясущие и бьющие куклу о диван, не будут также издеваться над своими сверстниками? “Кукла” - это рассказ о людях и куклах, которые могут оказаться на одной чаше весов. Может, человек, прочитавший этот рассказ, задумается над своими поступками?”
- “Всего не закопать”, - говорит Акимыч. Этим высказыванием Акимыч хочет спасти нас от безнравственности, бездушия, бесчеловечности. Он похоронил только куклу, а зло осталось в людях. Надо учиться милосердию и пониманию у Акимыча. О том, насколько современно звучит рассказ Евгения Носова, написанный в 70-е годы, говорит тот факт, что многим ребятам история с куклой напомнила о сегодняшних уже не литературных, а реальных событиях. Одно из высказываний прозвучало так: “Е.Носов в своем рассказе “Кукла” осуждает людей, которые издеваются над куклами, а потом они могут так же цинично и жестоко издеваться над человеком, ребенком. На войне фашисты так же издевались над людьми. И в наше время есть такие “фашисты”, для которых нет ничего святого, которые творят зло. И те, кто не замечет это зло, сами творят его. Дети привыкают к такому злу, и “святотатство” становится нормальным явлением. Но ведь “всего зла” не уничтожить одному. Чтобы все поняли, что так жить больше нельзя, надо каждому измениться к лучшему.
А.П. Чехов писал: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано ли поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других”.
Спешите делать добро, чтобы однажды не оказалось, что вы опоздали.