Литература
-
Человек и природа в творчестве В.Н. Федорова (на примере работы с повестью "Звезда голуболикой Жаннет") 2013
Цель урока: вызвать интерес к жизни и творчеству писателя-земляка В.Н. Федорова; выявить главную проблему повести; ознакомить с трагической судьбой экзотической обезьяны, главной героини повести «Звезда голуболикой Жаннет».
-
Человек и природа в творчестве М.Пришвина 2017
Произведения М.Пришвина чрезвычайно современны, больше того, они тесно связаны с проблемами научно-технической революции: в них автор утверждает мысль о том, какими должны быть отношения человека и природы. Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается своё окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту. Понимание может расти вместе с читателем и год от года существенно изменяться.
-
Человек и природа. В.П. Астафьев "Царь-рыба". 11-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с автором, Человеком и Гражданином и его произведением "Царь-рыба". Совершенствуют умение анализировать ключевые сцены. Понять позицию автора в произведении.
-
Человек на войне. По роману-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон" 2011
Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично выражать свои мысли. На заключительном этапе работы обязательно читается опорный текст, что даёт возможность подвести итоги работы с произведением, проверить знания, способствует развитию речи и творческих способностей учащихся.
-
"Человек на войне. Проблема свободы и несвободы личности" (по повести Д.Гранина "Клавдия Вилор"). 11-й класс 2013
Урок литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой, проведен как открытое мероприятие в школе. Цель: формирование представления о проблеме «человек на войне» в литературе 50–70-х годов, в военной повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор», чувства патриотизма и гражданской ответственности.
-
Человек на войне. Урок литературы в 9-м классе 2020
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с «Фронтовой тетрадью» и стихами о Великой Отечественной войне писателя-фронтовика Морхаджи Нармаева; развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи; воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи; развитие навыков выразительного чтения стихов; подвести учащихся к выводу о том, что одной из главных составляющих нашей Победы в Великой Отечественной войне была нравственная сила защитников Отечества, их высокие жизненные идеалы.
-
"Человек спасается достоинством" (Ж.Нива). Средства создания образа героя в повести А.Солженицина "Один день Ивана Денисовича" 2009
На уроке раскрывается сущность образа Ивана Денисовича с помощью основных элементов художественного стиля Солженицына; показана принципиальная новизна героя для русской литературы XX века и важнейшие особенности языковой манеры писателя.
-
"Человековедение Чехова" 2010
В статье рассматриваются: постановка вопросов этики, философии и религии в творчестве Чехова; факторы, обусловившие его творческую позицию; творческая манера письма Чехова.
-
"Человеком надо быть всегда" (по рассказам Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро" и В.Н. Крупина "А ты улыбайся!") 2010
Содержание урока построено на анализе двух рассказов, ребята находят в произведениях художественные средства выразительности, стилистические фигуры. Предметом анализа являются нравственные и этические проблемы нашего времени. Форма проведения – урок-дискуссия.
-
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г.Паустовский). Урок-исследование, урок литературы в 11-м классе 2023
Цель: формирование умения анализировать художественный образ, сравнивать литературные произведения с целью воссоздания образа Родины. Как к человеку приходит чувство Родины?
-
Чем жив человек? (Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека") 2011
Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» учит постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путем анализа текста. Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»; развивать навыки анализа художественного произведения; показать роль детали в тексте; воспитывать неприятие войны.
-
Чем отличается пословица от поговорки? 2019
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».
-
Через краски к чувствам 2003
Одна из задач учителя - привитие у учащихся интереса к поэзии. Для этого при работе с текстом используется особый прием - изображение в цвете собственного понимания лирического произведения, как первый этап на пути его анализа. Обобщен опыт работы в этом направлении в средних классах, представлены материалы уроков: А.С. Пушкин "Няне" (5-й класс). Сравнительный анализ стихотворения "Узник" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (8-й класс). Любовная лирика А.С. Пушкина (9-й класс).
-
«Черновик семейного романа». Идеи и сценарии для постановки литературных спектаклей учителем-словесником. Сценарий литературного спектакля как текстологическая задача 2010
Сегодня актуальной является проблема семьи как одной из главных ценностей народа. Спектакль, где на первый план выдвигается тема семьи, поставлен по произведениям русских классиков. Главная мысль спектакля – способность построить счастливую семью зависит от степени зрелости человека, от того, насколько он готов учитывать интересы другого.
-
"Черный человек" Сергея Есенина 2010
Урок литературы, посвященный анализу произведения и его значения в творчестве и жизни поэта.
-
"Черты характера героя и его поведение в лесу" (по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2009
На уроке идет знакомство с творчеством В.П. Астафьева; обогащение духовного мира школьников. Проводится аналитическая работа с текстом и его осмысление.
-
Черты христианства в произведении А.С. Пушкина "Маленькие трагедии" 2008
-- О духовном образовании и воспитании в школах. Понятие "светскости". Иной взгляд на изучение "Маленьких трагедий" А.С.Пушкина. Трагедия "Скупой рыцарь". Не только о скупости. Трагедия "Моцарт и Сальери". Не только о зависти. Трагедия "Каменный гость". Не только о прелюбодеянии. Трагедия "Пир во время чумы". Расплата за все грехи.
-
Черты художественного образа 2003
После чтения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" учитель может провести литературную викторину по прочитанному, чтобы проверить, как усвоен художественный текст. Правильные ответы на все вопросы будут свидетельствовать о качественном прочтении романа.
-
Четвертый сон Веры Павловны – реальность или утопия? 2014
Урок строится на основе слайдов по желанию учителя. Справочный материал включает в себя раскрытие незнакомых слов и терминов.
-
Чехов и театр 2009
Урок «Чехов и театр» дается перед изучением пьесы «Вишневый сад» в 10-м классе. Цель его: дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «новой драмы», помочь почувствовать художественное своеобразие пьес. Оживить облик мастера слова, вызвать интерес к его личности, его взглядам, помогла компьютерная презентация, иллюстрирующая основные положения лекции, подготовленная учениками.
-
"Чехов улыбается, Чехов смеется, Чехов издевается… Почему чиновник умер?" (По рассказу 1883 г. "Смерть чиновника") 2010
Урок по рассказу А.П. Чехова рекомендую проводить в 10-м классе, изучая раннее творчество писателя. Работа над произведением позволяет продолжить обучение сравнительному анализу произведений и сравнительной характеристике героев.
-
Чи уыдысты нæ рагфыдæлтæ? 2024
Урочы ахуырадон фæстиуджытæ. Текстæн йæ сæйраг хъуыды сбæрæг кæнын, анализæ скæнын. Тексты структурæ зонын, архайды æрфыст, куыстæн аргъ кæнын зонын, аразын хи радзырд – æрфыст текстмæ гæсгæ.
-
"Чин и человек в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»" 2014
Урок содержит учебную информацию в доступном для учащихся виде, знакомит с содержанием и художественными особенностями рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
-
"Чингиз Айтматов – духовная опора народа". Методическая разработка урока по современной литературе в 11-м классе 2007
Чингиз Айтматов – писатель ближнего зарубежья, но его произведения – самые современные, самые актуальные. Проблематика романов ("Плаха", "И дольше века длится день", "Тавро Кассандры", "Плач охотника над пропастью") – крик души человека, понимающего, у какой пропасти стоит человечество. Методическая разработка "Чингиз Айтматов – духовная опора народа" поможет учителю ввести учащихся в художественный мир писателя.
-
Чистопольские страницы русской литературы. Урок "Письма войны" в 11-м классе 2006
Познание универсального всегда начинается с вглядывания в близлежащее. Что окружает моих учеников? Что они видят, проходя по улицам родного города, лишенного, с точки зрения многих из них, значимости, затерянного в провинциальной глуши? Я решила поделиться с ними своим увлечением литературным краеведением, открыть им город, который они не знают, город Пастернака и Исаковского, Петровых и Леонова, Бокова и Асеева... "Письма войны" - один из уроков, построенных на краеведческом материале, знакомящих с чистопольскими страницами истории русской литературы.
-
Читаем вместе 2019
Задача приобщения ребенка к чтению в последнее десятилетие значительно усложнилась - родители, учителя, в один голос говорят: дети не хотят читать. Один из путей решения проблемы - пригласить родителей в союзники и читать вместе. Мы проводим совместные уроки чтения и обсуждения книг, ищем активные и интерактивные формы, потому что решили: не стоит заставлять ребенка читать, а стоит прочитать с ним вместе, помочь ему встретиться с книгой, познакомить его с любимыми книгами разных поколений.
-
Читаем всей семьей: нестандартные формы работы учителя литературы с родителями и детьми 2010
Работа школьного учителя не должна ограничиваться рамками урока и программными произведениями: поддержка интереса к печатному слову, поиск, разработка и внедрение эффективных технологий развития творческого семейного чтения – это только совместная деятельность: учитель – библиотекарь – ученик – родитель.
-
Читаем классику. ""Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"" 2013
Материалы можно использовать на заключительных уроках по изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10-м классе, при подготовке к контрольному сочинению по творчеству писателя.
-
Читайте книги Светланы Лавровой! 2014
Летом, когда я просматривала подростковую литературу, работники детской библиотеки обратили мое внимание на книжки в ярких обложках - сказочные повести екатеринбургской писательницы Светланы Лавровой. Полистала - хороший язык, юмор... В сентябре принесла эту стопку книг в 6-й класс со словами: "Это книги нашей уральской писательницы. Фэнтези. Знаю, что молодые читатели сегодня любят этот жанр. Но я воспитана на другой литературе и прочитать книги Лавровой не смогла. Однако, если вы, прочитав повести, убедите меня, что это интересно, обещаю книгу прочитать".
-
Читательская грамотность как главная составляющая функциональной грамотности 2022
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдалось снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменился. Проблема чтения находится до сих пор в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и реализована «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Но проблема чтения так и остается актуальной на сегодняшний день.