Уроки истории, литературы, искусства как уроки нравственности. Конспект интегрированной лекции в 7-м классе при изучении повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Разделы: Литература


Цели лекции:

  1. показать, как можно использовать знания из разных областей науки для создания целостной картины мира;
  2. проследить преемственность, продолжение традиций истории и культуры древнейших времен во времени новом (новое время будем называть период с XV по XVII века.);
  3. найти объединяющее начало в дисциплинах гуманитарного и естественно-научного циклов;
  4. дать образец монологического ответа на предложенную тему.

Лекция носит практический характер. Предполагается обратная связь. Проблемные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения на тренингах и семинаре.

Основные понятия:

человек        
окружающий мир   пространство
время
традиция    
вера    
нравы    
обычаи    
свобода    
воля    
единение    
братство    
товарищество   делимое
неделимое

План лекции:

  1. Традиции УНТ и древнерусского искусства в искусстве нового времени.
  2. Социально-политические и религиозные изменения в Европе XIV-XVII веков.
    «Трудное, бранное время»
  3. Освободительная борьба русского народа. Вольное общество – Запорожская Сечь.
    «Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»
  4. «Это был тесный круг школьных товарищей».
    Картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».  

Ход лекции

«После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя».
В.Г. Белинский

Историю мало знать  – ее надо уметь чувствовать, переживать нравственно и эстетически. Нравственные идеалы нельзя верно оценить вне связи с историей.

История нашей земли необычайно богата событиями, которые повлияли на последующее развитие государства, на формирование национального русского характера. « …Русь! Русь!.. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?..» Н.В. Гоголь.

После распада Киевской Руси возникает целый ряд проблем, на которые не могло не откликнуться искусство. Поэтому уже на заре мифологического сознания возникали образы героев-защитников. Сказочный Иванушка идет сражаться с нечистой силой ,охраняя свой дом, семью; былинный богатырь стоит на страже у русских границ, бесстрашно сражаясь с врагами; князь Владимир Мономах призывает объединиться русских князей, ибо только в единстве – сила.

Исторический комментарий и работа с картой.

В 14 веке с юга-востока на Европу началось наступление сильного и опасного врага - турок-османов. Османские завоевания в Европе несли не только порабощение многим народам, но и вызывали изменения в отношениях между государствами.

Завоевав Константинополь, турки-османы при Мехмеде II подчинили себе Крым. Крымские татары признали себя вассалами турецкого султана. При его поддержке они постоянно устраивали опустошительные набеги на польские, украинские и русские земли. Завоеватель Константинополя Мехмед II говорил: «Сабля и религия неразлучны». Во время вторжений османы производили страшные опустошения, убивали и угоняли в рабство множество людей. Народы Османской империи испытывали жестокий гнет завоевателей. Все не мусульмане вносили в казну высокий подушный налог с каждого мужчины независимо от возраста. Кроме того они должны были бесплатно работать на строительстве крепостей, дорог, мостов и мечетей. Им запрещалось ездить верхом, носить оружие, строить дома выше, чем у турок. Несмотря на тяжелый гнет завоевателей, славянские народы хранили свою культуру, обычаи, язык.

После распада Киевской Руси ряд ее земель попал под власть Речи Посполитой. Жители будущих Украины и Белоруссии продолжали считать себя Русью, называя так земли, где они проживали, и самих себя как народ. Со временем углублялись различия, но память о едином происхождении никогда не покидала людей.

После Брестской Унии 1596 года для православного населения украинских и белорусских земель наступили тяжелые времена. Национально-религиозный гнет усилился. Вдобавок польские дворяне стремились захватить на новых территориях и крестьян, в чем преуспели.

В ответ во многих городах возникли так называемые братства, отстаивавшие веру и культурно-бытовой уклад жизни от посягательств католической и унитарной церкви, польского засилья. Но ударной силой освободительной борьбы стали запорожские казаки, которые в низовьях Днепра на островах создали свое вольное сообщество – Запорожскую Сечь.

Запорожская Сечь – организация украинских казаков в XVi-XVII вв. за Днепровскими порогами.

Название происходит от главного укрепления (Сечи). До 1654 г. казачья республика, верховный орган Сечевая Рада Возглавлялась сечевыми атаманами, делилась на курени, возглавляемые куренными атаманами. Вела борьбу с крымскими татарами и турками, польско-украинскими феодалами. Сыграла крупную роль в освободительной борьбе украинского народа в XVI-XVII вв.

«Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников, когда лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось казачество,-широкая, разгульная замашка русской природы…
Это было, точно, необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед».

Запорожская Сечь – уникальное явление. Не имеющая постоянного места жительства, никогда, никем не охраняемая, пожалуй, и выражала ту идею вольности, которая сфокусировалась в каждом казаке. «Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

Когда мы произносим слова «казак» и «Запорожская Сечь», то невольно рождаются ассоциации с другими образами: степь и дорога. Описывая бесконечную, вольную и прекрасную степь, Гоголь воскликнул: «Черт возьми, степи, как вы хороши!»

Степь, дорога, небо, песня, пляска, битва, товарищество можно отнести к неделимым явлениям пространства. Если сложить эти слагаемые, то в сумме получается казак, казачество. Гоголь так описывает боевую удаль и веселый нрав казаков, что мы не только можем их представить, но еще услышать звуки старинной казацкой песни, топот ног, задорно отплясывающих казачок, свист пуль, проносящихся над головой в страшной, смертельной битве. (Звучит украинская песня о бандуре). «Но что было бы с миром, если бы не было тебя, музыка!» Н.В. Гоголь ст. «Живопись, скульптура, музыка».

Звучит не только гоголевский текст, но полна разнообразных звуков и картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Художнику удалось передать самобытный, огневой характер украинских казаков, воплотить главную идею повести Гоголя- идею братства, товарищества. Гоголь называл запорожцев « тесным кругом школьных товарищей», которые были едины в своей вере, помыслах. «Нет уз святее товарищества!»  – скажет Тарас Бульба и своей жизнью подтвердит это.

Глядя на картину, слушая украинские песни, вспоминая героев повести, представляя бескрайние степи, произносишь вместе с Гоголем: «Да разве найдется на земле такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»

План семинара по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 

  1. Художественное пространство и время в повести. Работа с фрагментами из статьи Ю.М. Лотмана «Художественное пространство в прозе Гоголя».
  2. «Званье вершить ратные дела». «Богатырь Бульба со своими могучими сыновьями». Монологический ответ.
  3. Колдовская сила гоголевского слова. И. Золотусский.

Ю.М. Лотман «Художественное пространство в прозе Гоголя» (фрагмент статьи)

  1. В места,отмеченные*, вставьте доказательства-цитаты из текста повести.
  2. Определите тезис полученного вами текста.
  3. В качестве доказательств используйте цитаты из повести.
  4. Каков главный вывод текста?
  5. Подготовьте текст к пересказу.

Запорожская Сечь  – фокус пространственной конструкции повести  – не имеет закрепленного места. Тарас и сыновья прибыли на остров Хортица, «где была тогда Сечь, так часто переменявшая свое жилище». На Сечи нет не только оград, но и постоянных жилищ.* Не случайно стены появляются лишь как враждебная запорожцам сила.*

Стены – не защита, а враг. Другой враг – это вещи. Их бьют, ломают.*

В вещах и деньгах-добыче запорожцев – подчеркивается любопытная черта: добыча – не собственность. Ею уже владели многие, она прошла через десятки рук.*

Таким образом, вещи и право собственности перестают быть неподвижной, разгораживающей категорией. Понятие границы и отграниченного пространства вводится лишь затем, чтобы его нарушить и сделать переход не просто движением, а освобождением, актом воли.*


  1. В места, отмеченные*, вставьте доказательства-цитаты из текста повести.
  2. Поразмышляйте над тем, как пространство влияет на формирование характера.
  3. Объясните, как вы поняли неделимые явления, входящие в понятие «пространство».

Характерно, что миру вещей противопоставляется небо и степь. Степь и небо противостоят дому и вещам еще по одному признаку – как неделимое делимому. В понятие пространства входят и такие неделимые явления, как музыка, пляска, пир, битва, товарищество, соединяющие людей в непрерывное, недробимое целое.

Особое значение для понятия пространства в «Тарасе Бульбе» имеет подвижность входящих в него людей и предметов. Безграничность пространства строится так: намечаются некие границы, которые тотчас отменяются невозможностью их преодоления. Пространство неуклонно расширяется. Так, все походы запорожцев – это выход пространства за свои пределы.

Здесь мы вновь встречаем прием вынесения точки зрения вверх. Так строится описание поездки Тараса и сыновей на Сечь. Чем быстрее движение, тем выше выносится в пространственном отношении точка зрения наблюдателя*

Все это позволяет сделать вывод, что поведение персонажей в значительной мере связано с пространством, в котором они находятся, а само пространство воспринимается не только в смысле реальной протяженности.