Цели урока:
- Образовательная: формирование навыков осмысленного выразительного чтения, обучение навыкам анализа художественного произведения.
- Воспитательная: постижение художественного мира А.С.Пушкина, решение нравственно–этических, нравственно-эстетических проблем, решение вопросов общечеловеческого звучания.
Тип урока: постановки и решения учебных задач (урока усвоения новой темы и закрепления), анализ текста путём акцентного вычитывания с учётом отбора эпизодов для подробного изучения, анализа ключевых сцен. Формирования знаний о литературе осуществляется путём повторения сведений по теории литературы (применение ранее открытых теоретических понятий: род, жанр, тип рассказчика.)
Изучение сведений об авторе осуществляется путём определения места произведения в творчестве писателя истории его создания; путём выявления отношения рассказчика к героям и событиям; авторской позиции в тексте.
Анализ произведения по картинкам, художественным образам осуществлён методом научного исследования, путём разложения и синтеза получаем целостное представление о художественном тексте.
Развитие речи на уроках представлено формированием навыков осмысленного чтения, обогащение словаря, лексического комментария, работой над ответами учеников.
На данных уроках использован репродуктивный метод, метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, метод эвристической беседы. Метод творческого чтения даёт возможность использования всех видов речевой деятельности: слушания говорения чтения письма.
Беседа на уроке рассчитана на развития мысли ученика: делать свои выводы, сопоставлять, сравнивать героев, заключения.
Ход урока
Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью рифму гонят.
А.С. Пушкин
Примечание: согласно рекомендациям З.Н.Кудиной, Г.Н.Новлянской, предлагаемое акцентное вычитывание довольно подробно. Если учитель почувствует угасание интереса детей, лучше сократить работу, остановившись на вычитывании лишь самого существенного для понимания характеров: главных героев. Если же интерес детей будет довольно высок то, наоборот, можно вычитать и те моменты, которые в данных разработках не акцентированы.
Урок 1: Повесть «Гробовщик»
Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:
- Определить род, жанр произведения и тип рассказчика.
- Как рассказчик характеризует Адрияна? Вечно угрюмый и задумчивый.
- Какой цвет и зачем в повести повторен многократно? Выражает авторское отношение - иронично - снисходительно, возможно с оттенком брезгливости.
- "… Конечно, мой товар не то что ваш: живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не живет". На что намекает реплика Шульца? Жизнь каждого из горожан замкнется, в конце концов, на гробовщике»
- Как характеризует Адрияна его ответ Шульцу. "Сущая правда, однако ж, если живому не на что купить сапог, то не прогневайся, ходит он и босой, а нищий мертвец и даром берет себе гроб".
Его натура сумрачная, подозрительная, жадная. Какими изображали своих гробокопателей Вальтер Скотт и Шекспир.
- О чем думает гробовщик, на что надеется? О переезде и о близкой смерти купчихи Трюхиной.
- С каким словом гробовщик отправился на кровать и скоро захрапел. "Ей богу, созову… тех, на которых работаю: мертвецов православных … у меня попировать …"
- Почему Адриян всю жизнь помнит отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина? Память о первом, обманном гробе никогда не стиралась.
- "Что ты, батюшка? не с ума ли спятил. Али хмель вчерашний у тебя не прошел? Какие были вчера похороны? Ты целый день…пировал у немца - воротился пьян, завалился в постелю, да и спал до часа …"
Учитель: К какому роду литературы относится этот жанр? Почему?
Дети: Относится к эпосу, потому в нем раскрываются характеры героев в оценке рассказчика - повествователя. А это как раз и есть задача эпоса.
Учитель: Эта задача сближает повесть с другими эпическими жанрами с рассказом, сказками, повестями, романом ("Дубровский" изучен). А чем же повесть отличается от других эпических жанров?
Примечание: Чтение повестей предваряется небольшим вступительным словом об истории создания "Повестей Белкина". (В.П.Полухина. Методические рекомендации к учебнику хрестоматии "Литература" 6 кл. Стр.22). В качестве индивидуальных задач можно предложить одному из учеников подготовить сокращенный художественный пересказ вступления "От издателя".
Учитель: Можно ли отождествлять Пушкина с Иваном Петровичем Белкиным. Для каких читателей Пушкин писал повести: для взрослых или детей? А трудно ли вам читать повести? Все ли понятно? Вот и проверим, выросли ли вы как читатели? Можно ли вам читать эти повести?
Учитель: Кто герой повести "Гробовщик"?
Каков он?
О каких чертах характера говорит его поведение?
В чем рассказчик видит причину такого поведения?
Как рассказчик относится к своим героям?
В тексте можно найти много таких указаний на отношения рассказчика.
Итак, в основе повести лежит одно событие - сон.
Сюжет незамысловатой повести: преддействие - переезд Адрияна в желтый домик, "давно соблазнявший его воображение и "наконец купленный им за порядочную сумму" (авторская усмешка), праздничный обед у нового приятеля - сапожника Шульца; завязка - приглашения Адрияна спьяну к себе на новоселье "мертвецов православных"; вершина - устрашающие объятия скелета Петра Петровича Курилкина; развязка - благополучное пробуждение Адрияна.
Учитель: "Гробовщик" стал началом, которое поворачивало русскую литературу к прозе жизни.
Возможно, не случайно поэт выбрал для первой повести случай с гробовщиком.
Казалось бы, всякое занятие почтенно. И не хоронить же покойника без гроба. Но что-то не лежит душа к этому добропорядочному ремесленнику, строящему свое благополучие на чужих смертях.
Автор показывает грубую житейскую правду, с которой сталкивается человек в своей жизни.
Переживания клиентов Адрияна остались в стороне. Главным в повести оказывается он сам, угрюмый - вечный сосед живущих…
Подтвердите текстом.
Дети: "Он разрешал молчание разве только для того…"
В центре повести незамысловатый эпизод, происшествия, забавный случай.
Что же приключилось с мрачным Адрияном?
Дети: …
Учитель: Пушкин обстоятельно описывает переезд Адрияна в желтый домик, но не утомляет читателя подробностями; мы хорошо все видим и улавливаем авторскую …
Дети: Усмешку.
Учитель: Эта усмешка и в адрес каких героев?
Дети: Самого Адрияна, его нового приятеля - сапожника Шульца, будочника - Чухонца Юрко, который двадцать лет расхаживает около своей будки «с секирой и в броне сермяжной».
Усмешка - и в адрес сложившихся в литературе правил.
Дети: "Не стану описывать ни русского кафтана Адрияна Прохорова, ни европейского наряда Акулины и Дарьи, отступая в сем случае от обычая, принятого нынешними романистами…"
Учитель: Обратите внимание на цвет шляпок у дочерей гробовщика. Обратите внимание на многократное повторение желтого и красного цвета.
Эти детали лукаво "вспыхивают" на протяжении всей повести.
Найдите их.
Дети: Дом, шляпки, будка Юрко, лица покойников.
Учитель: Создается живописная картина быта и нравов горожан - сапожников, булочников, будочников, портных.
Однако в центре - гробовщик. В том смысле, что жизнь каждого из горожан замкнется, в конце концов, на гробовщике.
На это намекает реплика Шульца…
Дети: Читают. "… конечно, мой товар не то что ваш…"
Адриян отвечает Шульцу по-своему: "Сущая правда…"
Учитель: В этих словах выражается его натура: сумрачная, подозрительная, жадная.
Почему он думает о близкой смерти купчихи Трюхиной?
Дети: "Надеется выместить убыток…"
Учитель: Лукавый строй сюжета пушкинской повести заключается в том, что читатель не замечает границы между явью и сном.
С каким словом Адриян отправился на кровать и скоро захрапел.
Дети: "Ей-богу, созову тех, на которых работаю: мертвецов православных"
Учитель: На дворе еще было темно, как Адрияна разбудили. Купчиха Трюхина скончалась.
Вот так мы и незаметно оказались в ином измерении, за пределами яви.
С этого момента начинается новый, "страшный" поворот в сюжете.
Дети: Читают о том, как Адриян, к своему ужасу, видит полную комнату мертвецов.
Учитель: Здесь вся социальная лестница первопрестольного града Москвы.
Все, как в жизни. От "смиренного" бедняка до богатых купцов "в праздничных кафтанах" и важных чиновников в мундирах.
Почему Петр Петрович Курилкин никогда не умирал в памяти гробовщика?
Отношение рассказчика к этому?
Дети: Память о первом обманном гробе никогда не стиралась. И в этом лукавая усмешка Пушкина.
Учитель: После страшной сцены доверчивому читателю уготовано благополучное пробуждение.
Это тоже лукавый прием Пушкина, который хорошо знает законы "романтической" прозы.
Какие чувства испытывает Адриян, проснувшись?
Что возвращает его к реальной жизни?
Дети: … Работница, раздувающая самовар.
Учитель: Воспитанный на романической литературе читатель мог счесть себя обманутым. Мало того, что герои - какие-то ремесленники, но и захватывающая дух сердцевина повести оказалась лишь сном. Не посмеялся ли над нами автор?
Может быть, приглашая смеяться вместе над очевидной нелепицей или предрассудком.
Пора перестать верить в эту загробную чертовщину. Пора взрослеть и в жизни, и в литературе.
Однако, СОН не теряет своего значения и смысла.
Вернемся к эпиграфу повести. Что он гласит? Откуда взят?
Дети: "Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной".
Из оды Державина "Водопад".
Учитель: Строка из высокопарной, глубокомысленной оды философичной оттеняла житейский, ироничный характер произведения о человеке, который сопровождал умерших ко "гробовому входу" и не худо зарабатывал на этом.
Немаловажной особенностью в "Гробовщике" являются четыре рисунка Пушкина.
Они помогают уловить ироничный характер повести и ее стройную композицию.
На первом изображено чаепитие Адрияна и Шульца.
Слева курносый "открытого нрава" сапожник. Справа "угрюмый и задумчивый" Адриян.
В рукописи рисунок помещен в конце эпизода с чаепитием и приглашением отобедать у Шульца "по-приятельски". Здесь читатель вместе с рассказчиком должен сделать паузу, прежде чем перейти к событиям другого дня.
Там, в конце эпизода шумного застолья на серебряной свадьбе сапожника красуется второй рисунок - рюмка.
Она как бы служит знаком, который отделяет эту сцену от следующих событий.
В них пьяному Андрияну приснились похороны купчихи Трюхиной – третий рисунок с удивительной динамикой передает эту мечту мастера похорон: похоронный картеж.
Четвёртый рисунок был помещен после абзаца, в котором шла речь о появлении отставного сержанта гвардии. Это событийная кульминация всей повести.
Своим рисунком Пушкин, как умелый художник-иллюстратор, задерживает на ней наше внимание. Мастерские штрихи передают малопривлекательную суть того, что выражено словами: "Клочки светло-зеленого и красного сукна и ветхой холстины кое-где висели на нем, как на шесте, кости ног бились в больших ботфортах, как пестики в ступах".
Он, без сомнения, отвратителен, этот скелет, но и чем-то комичен точно как в повести - с этими ботфортами и костями-пестиками.
Справа и слева от него помещены вполне серьезные зарисовки: распятие, свеча и два профиля. Один из них имеет некоторое сходство с покойным дядюшкой Пушкина, Василием Львовичем…
В повести, оконченной через пять дней после "Гробовщика", подобных рисунков нет. В черновике лишь один раз поверх зачеркнутых строк перо Пушкина наметило беглый абрис какого-то пейзажа.
Изучение повести А.С Пушкина «Выстрел»
Отдельные вопросы к повести "Выстрел" могут быть использованы до анализа и чтения произведения в классе, и для анализа произведения в обобщающей беседе после чтения всей повести.
- Кто основной рассказчик в повести "Выстрел'? (Рассказчик-герой – молодой офицер, впоследствии небогатый провинциальный помещик).
- Назвать двух других центральных героев повести? (Граф и тот, кто в повести назван Сильвио)
- К какой одной среде принадлежали герои в течение недолгого срока? (Армейскому, гусарскому братству)
- По каким общим законам для всех его членов живёт армейское братство? (Офицерской чести, удали, карточной игры и т. д.)
- В каком монологе Сильвио рисуется "идеал" этого поведения? ("В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом. Товарищи меня обожали…")
- К чему он сильно привык? (Он привык "первенствовать смолоду", что было в нём "страстию")
- Какой "тип" гусара являет собой рассказчик - герой? (Рассказчик-герой помоложе, не столь опытный в дуэлях и кутежах, более скромный)
- Какой третий "тип" гусара, представляет собой человек, появившийся однажды рядом с Сильвио? ("Вообразите себе молодость, ум, красоту, весёлость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым не знал он счёта и которые никогда не переводились…")
- Почему Сильвио его возненавидел? (Первенство его поколебалось)
- Почему рождается злоба Сильвио? (Граф знатен и богат) Что, по мнению рассказчика, свидетельствует о том, что Сильвио беден? "Холил вечно пешком, в изношенном чёрном сюртуке, а держал открытым стол для всех офицеров нашего полка. Правда обед его состоял их двух или трёх блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось притом рекою".
- Почему автор взял два эпиграфа? Как они связаны с содержанием повести? Строчка из поэмы Баратынского "Бал": "Стрелялись мы …" и фраза из произведения другого писателя-романтика Александра Бестужева "Вечер на бивуаке": "Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался ещё мой выстрел)".
- Как и почему ведут себя герой во время первой и второй дуэли? Кому принадлежало право первого выстрела?
- Почему Сильвио уступил графу в первый раз? В первый раз "волнение злобы" было в нём столь сильным, что он "не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время, остыть, уступил ему первый выстрел".
- Какая черта проявляется в этом признании? (Честность Сильвио: он не прячет истинной причины своего "благородства")
- Почему во второй раз Сильвио уступает графу первый выстрел, вновь склонив его бросить жребий? Как изменился Сильвио? Каков теперь его мотив? ("Мне всё кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык целить в безоружного. Начнём сызнова; кинем жребий, кому стрелять первому".)
- Почему граф оба раза не соглашается бросить жребий"? Это было не "по правилам" дуэли.
- Почему Сильвио предаёт графа его совести? Почему считает это более сильным наказанием, чем сама смерть? (В обоих случаях Сильвио принудил графа Полунин лишний шанс. Граф не должен был стрелять в Сильвио. Это противоречило понятиям дворянской чести. Но граф выстрелил. Сильвио вправе был предполагать, что позже, когда граф придёт в себя, мысль об этом станет для него своеобразным возмездием: "Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести".)
- Прав ли Сильвио. когда говорит о том, что видел робость графа? (Робости не было. Граф не менее храбр, чем Сильвио. Когда - то тот сам признавал, что в графе "храбрость была самая беспечная")
- Почему в столкновении именно с такой личностью, как граф резче проявляется натура Сильвио? (Безупречен). Каково отношение автора к этому герою? (Симпатичен). Проверим это.
- Как автор показывает безупречность графа на всём протяжении сюжета? (Вначале, в полку, обольщённый славой Сильвии, ищет его дружества: затем не терпит с его стороны грубой выходки, не соглашается переигрывав право выстрела. В иных обстоятельствах демонстрирует свою любезность воспитанного, радушного человека в общении с рассказчиком, небогатым, робеющим в его присутствии дворянином).
- Какое "оправдание" находит Сильвио в последних строках повести? ("Сказывают, что Сильвио. во время возмущения Александра Ипсиланти предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении пол Скулянами".) Таким образом, смерть героя во имя великого дела - освобождения греческого народа от турецкого владычества - искупала всю его сложную жизнь.
- Каковы его отношения с Сильвио и графом? (Тот и другой поведали ему "свои " части дуэльной истории. С Сильвио он вместе служил. Тот отличил, молодого в ту пору И Л.Б.? Именно с ним поделился своей тайной. С графом ему суждено по-соседски жить в деревне.)
- Кто ближе подполковнику: слишком богатый граф или небогатый Сильвио? (Сильвио. хотя так и остался для него загадкой). Своим существованием в повести подполковник помогает читателю лучше понять главных героев.
- Как с помощью своего рассказчика автор осуществляет важную сюжетно - композиционную задачу? (Он сообщает рассказанные ему дуэльные истории Ивану Петровичу Белкину, то есть соединяет два рассказа вместе.)
- Перескажите первую и вторую части с помощью 5-10 предложений. (Таким образом, можно составить план)
- Рассказ о странном поведении вышедшего в отставку Сильвио.
- Ссора и дуэль.
- Внезапный отъезд.
- Встреча подполковника с графом в деревне.
- Сообщение о втором "акте" дуэли.
- Раскрытие "тайны" Сильвио.
- В чём мастерство сюжета? Почему автор именно в этом порядке излагает события? (До самого конца она держит читателя в напряжении, как в лучших романтических сюжетах.)
- Когда происходит действие и какова среда, изображённая писателем? Что сообщает в начале повести рассказчик, сразу знакомя нас с обстановкой? "Жизнь армейского офицера известна…" Мы увидели, до каких уродливых размеров может вырасти мстительная идея в подобной обстановке. К тому же Сильвио не служит и. значит, не несёт полковых обязанностей, которые хоть как-то занимают внимание и время.
- Как во второй части рисуется обстановка другого захолустья – поместного. (Дети считывают)
- Что автор сообщает о судьбе рассказчика? Каков он в начале повести и в конце? (В начале это молодой пылкий человек. Затем, вынужденный выйти в отпуск и поселиться в деревне, он «простой и добрый барин», изнывающий от деревенской скуки, но не ставший "пьяницею с горя", наподобие кое-кого из соседей. Холостяк. И это тоже «помогает» его одичанию в деревенской глуши, усиливает робость, которая охватывает! его в роскошном доме графа, в присутствии красавицы графини…
Прочитаем об этом:
"Я его возненавидел, Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. Я стал искать с ним ссоры; на эпиграммы мои отвечал он эпиграммами, которые всегда казались мне неожиданнее и острее моих и которые, конечно» не в пример были веселее; он шутил, а я злобствовал"
Вскоре после ссоры с графом поселился в бедном местечке. Приехал к графу в дорожной телеге.
На первых страницах повести рассказчик настраивает нас на романтическую историю, любимую читателям пушкинской эпохи. А эпиграфы нацеливают на восприятие главного героя, как типичного персонажа романтических историй: характер сильный, страстный, странный, загадочный.
Какими словами о главном герое рассказчик направляет нас в это "романтическое" русло? ("Какая- то таинственность окружала его судьбу").
Однако по мере развития событий открывалась вполне реальная жизнь. Попробуем понять противоречивый характер Сильвио и житейские мотивы его странного и загадочного поведения.
Сильвио. Он был оскорблён (граф дал ему пощёчину) и поэтому получал первый выстрел.
За кого боится граф? (За жену. «…А вы, сударь, перестанете ли издеваться мая бедной женщиной? Будете ли вы стрелять или нет?»
Итак. Сильвио не всегда прав и не во всём безупречен. Его вызывающее поведение по отношению к графу определено социально. Всё его повеление - от зависти и мести графу до «бедной и расточительной» жизни в захолустном местечке является следствием чего? (Того общественного положения, которое он занимает). Ещё раз убеждаемся, что поступки героев в этих повести Пушкина определяло место людей в общественной структуре эпохи. Такое понимание зависимости личной судьбы человека от его положения в обществе, от обстоятельств жизни было новым в прозе пушкинского времени. Такое' поведение А.С. Пушкин назвал в "Евгении Онегине " «кипение в действии пустом''. И это не вина, а беда человека.
Рассказчик этой повести - третий её герой - фигура тоже типичная для военной и помещичьей среды.
План первой части:
План второй части:
Так этот милый и трогательный прямодушный человек приоткрывает для читателя завесу над провинциальной, поместной Россией начала XIX века.
Изучение повести А.С.Пушкина «Барышня–крестьянка»
Вопросы для письменной проверни домашнего чтения:
- Кем рассказана Белкину эта повесть? («девицею К.И.Т.," т.е. провинциальной барышней»).
- Каковы впечатления автора об уездных барышнях. "Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни. Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жил ни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам… Конечно всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность…"
- Какие правила учредил в доме сумасбродный отец, помещик-англоман'/ (Мисс Жаксон должна была сделать из Бетси чопорную англичанку)
- Что говорит читателю автор своим сюжетом с переодеванием? Главный вывод: Как нетрудно таким вот уездным барышням крестьянки, и войти в эту роль, и даже заставить без памяти влюбленного дворянина принять нешуточное, тоже по-своему самобытное решение. Переодевание крестьянкой, затеянное как шалость, вдруг обнаруживает в этой девушке ее национальную сущность. Ей, оказывается, легко и весело ощущать себя крестьянкой. (Русская душой).
- Что внушает Алексею Берестову его новая знакомая? (Я простая крестьянка, дочь Василия-кузнеца. Я красива, необыкновенно мила и отнюдь не простодушна)
- Какая романтическая мысль приходит ему в голову? ("Романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами'', "и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нём благоразумия")
- «Он написал Акулине письмо самым чётким почерком и самым бешеным слогом объявлял ей о грозящей им погибели, и туг же предлагал ей… (свою руку.)»
- Какую роль разыгрывает до поры до времени Алексей Берестов? (Тоже "переодевание", роль байронического героя.)
- "Вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от… пугливости куцей кобылки". (Т.е. какой сущий пустяк примирил заклятых врагов?).
- Каковы взаимоотношения между дворовой девушкой Настей и ее госпожой Лизой? Тончайший и точнейший психологизм.
Ответ выясняется детьми после обсуждения в группах.
Он первым явился в кругу наших барышень.
Каким? "Мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мёртвой головы."
Учитель: Авторская ирония, блестящая, многогранная.
Со своей крепостной девушкой, поверенной в её сердечных делах,обращается она достаточно самовластно - тут нет особой сердечности.
Вопрос трудный, вызывает споры. Лучше детям обсудить в группе. Выводы о характере героев можно записать в тетрадь:
Берестов | Лиза |
---|---|
Сквозь «душевный маскарад» пробивается другой человек. «В самом деле молодец.» Приходит совсем не к ироничному, нешуточному итогу. |
Резва, шаловлива, самобытная, прелесть, русская душою. Умение перевоплощаться. |
Алексей Берестов с его отчаянным решением жениться на крестьянке и жить своими трудами - образ новый в литературе, необычный. Наверное, для таких решений ещё не пришла историческая пора.
Учитель: Не так проста эта "пасторальная" повесть, повторяющая как бы "навыворот" один из популярнейших сюжетов мировой литературы - сюжет Ромео и Джульетты. Там тоже любящие сердца и непримиримые семейства. Но там трагедия. У Пушкина всё наоборот. Герои остаются живы, А российские Монтекки и Капулетти мирятся.
Сцены переодевания, примирения в центре анализа позволяют обнаружить авторскую иронию. А вообще, справедливо замечает Игорь Смольников. В литературном шедевре всё главное. Из такой повести, как "Барышня-крестьянка", невозможно устранить, отодвинуть на второй план ни один эпизод, ни один образ.
Учитель: Повествование идёт от лица "девицы К.И.Т.", но в нём слышны отголоски впечатлений главного рассказчика, когда он вместе с Лизой любуется наступившим утром: "Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце, как царедворцы ожидают государя ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек, наполнили сердце Лизы младенческой весёлостью," (Фрагменты текста читают дети).
Или когда сообщают о её чувствах в момент ожидания незнакомого ещё ей Алексея.
"Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть."
И в том случае, когда Лиза вошла в сумрак рощи и "глухой, перекатный шум её приветствовал девушку".
Всё это видит и слышит Пушкин, а не девица К.И.Т и не И.П. Белкин.