Урок по региональному компоненту "Экологические проблемы в произведениях кузбасских поэтов"

Разделы: Литература


Цель урока: знакомство с творчеством кузбасских поэтов и их отношении к экологическим проблемам области.

Задачи:

  1. Показать эволюцию взаимоотношений человека и природы, приведенную к их современному противостоянию, к предельному обострению экологических проблем.
  2. Воспитание любви к природе, родному краю.
  3. Развитие речи, внимания.

Оборудование:

  • портреты поэтов;
  • музыкальные произведения;
  • видеоролик «Природа Кузбасса»;
  • репродукции картин.

Приемы:

  • рассказ учителя;
  • выразительное чтение стихотворений;
  • работа с текстом произведения;
  • монологический ответ учащихся;
  • комментированное чтение;
  • беседа по вопросам.

Ход урока

Но среди журавлиных рыданий
Не впервые расслышал я речь:
Мы родные просторы и дали
И любя не умеем беречь…
И.Киселев.

1. Организационный момент.

Учитель: Что означает слово исповедь?

Покаяние в грехах. В каких же грехах, нам, живущим в 21 веке необходимо покаяться? Эта мысль хорошо раскрыта в эпиграфе к уроку-поэтических строках Игоря Киселева. (Читаю.)

Да, мы любим природу, но часто наносим ей вред. И сегодня на уроке мы покаемся в грехах, которые называются «антропогенное воздействие на природу».

(Показываю на доске.)

Покаемся словами замечательных кузбасских поэтов: Геннадия Юрова, Игоря Киселева, Любови Никоновой, Валентина Махалова.

2. Основная часть.

Звучит «Лунная соната». Зажигаем свечи.

Учитель: Итак. Геннадий Юров.

Ученица 1: Книга поэм Геннадия Юрова не для легкого чтения. Ее волнующая сила, стержневой мотив определены бурным временем, судьбой родного края. Это – переживание натуры впечатлительной и беспокойной. Это печальная песня, в которой ничего мелкого, суетного, малозначащего, потому что жизнь героя поэм, во многом – самого автора, тесно подключена к большой и сложной жизни общества, окружающей нас природы.

Например, отрывок из поэмы «Планета-Кемерово».

Ученик 1:

Мы строили – мы брали уголь в спешке.
Земля вначале с доброю усмешкой
Следила за игрой своих сынов.
Пускай потешатся! –
Наивно полагала
И даже, как умела, помогала,
Нам, открывая в берегах и скалах
Естественные выходы пластов.

Ученица 1: И далее земля показана как живой образ, способная переживать, горевать, беспокоиться.

Когда взметнулись взрывы по отрогам,
Земля смотрела с болью и тревогой.
Огни горели яростно в ночи
Потом смотрела с горечью и страхом.
Шла под застройку, как идут на плаху,
В черте разрезов становилась прахом,
Теряя колки, речки, кедрачи.

Учитель: В поэмах Юрова рядом с мотивами вины, укора, протеста, какой-то неясной обиды, гораздо сильнее все-таки мотивы исповедальности, покаяния и надежды.

Ученик 2:

Я создаю портрет родного края.
Черты меняются,
Застыть не успевая.
Уже не Уголь, Химия, Металл –
Как три кита – свою диктуют волю.
Китами стали
Лес, Река и поле.
Отныне наши радости и боли
Подвластны, будут этим трем китам.

Ученица 2: Он не пытается решать экологические проблемы, поэтическая строка, к сожалению, не имеет никакой дерективы. Экология у него – экран для показа нашего нравственного неблагополучия.

Ученик 3:

Я летописец истины жестокой.
Я шел с рекой до устья – от истока
Дорогою содеянного зла.
Для нас погасла сказка поколений.
Стрела смертельно ранила оленя.
И вещая сова молчит в смятении.
И музыка долины умерла.

Ученица 3: Хороший крупный поэт, он словом своим стремился будить нашу совесть, взывает к доброте и благоразумию. Нам всем – печатать душевной непрестанной работы, маяты, тревог, волнений. Не зря в название своей книги поэт вынес «Лирические поэмы».

Ученик 4:

Друзья мои!
Теперь необходим
Последний пик – заботы человечной
О бабочке, живущей день один,
О воздухе, которым дышим
…Пик совести.
Любви взаимной пик,
Пока природа верить нам согласна,
Пока в душе не высушен родник,
Не смят росток
И слово не погасло…

Ученица 4: Юров много пишет о нашей реке Томи. В одном очерке он делится своими раздумьями, наблюдениями за теми процессами, которые происходят в долине реки Томи. Тема все та же: наше отношение к окружающей природе.

О милости река взывает к нам.
От ужаса стремнина помутнела.
Как ящерица,
С хрустом, пополам
Разрублено реки живое тело.
Чего долине стоит наш восторг?
Тогда турбины мощные запустим,
Река совсем утратит свой исток
Или, напротив, – потеряет.

Учитель: Совершенно четко обозначившийся берег разлада – это утрата природных ценностей в результате хозяйственной деятельности человека. Для индустриальной долины реки Томи она приобрела размеры катастрофические.

Люди для хозяйственных и промышленных целей гребут экскаваторами щебенку и песок в любом месте Томи, без предварительных экспертиз, анализов – какие будут последствия. И вот на глазах одного поколения кузбассовцев обмелели реки, в том числе и Томь, исчезли хвойные массивы на водосборной площади, большие территории нарушены горными работами, исчезли родники и малые реки, водный бассейн загрязнен выбросами промышленных предприятий. И от имени реки, которая не может кричать о той боли, которую ей причиняют люди, Юров обращается к читателям, показывая и свое назначение:

Песня «Любэ» «Ты неси меня, река».

Я – зов к людскому разуму и воле.
Я – боль реки и врачеватель боли.
Тоска реки и жертва той тоски.
Живу одним из данных мне напутствий:
Ее – форелевую – сохранить до устья…
Тогда отпустит боль.
Я – сын реки.

Ученица 5: Геннадий Юров подчеркивает, сто наше антропогенное влияние на природу имеет необратимые последствия:

Я создаю портрет родного края.
Черты меняются,
Застыть не успевая.
Уже не уголь, Химия, Металл –
Как три кита свою диктуют волю.
Китами стали
Лес, Река и Поле.
Отныне наши радости и боли
Подвластны будут этим трем китам.

Учитель: У Геннадия Юрова спрашивали: «Почему вы не скажете прямо, где же выход из создавшегося экологического тупика и как нам спасти гибнущую природу?» На что он отвечал: «Вот вы и укажите выход. Я жду решения проблемы от вас.»

Ученик 5:

Вот снова в землю семена легли.
Но нужен век, чтоб лесом стали всходы…
Грядет эпоха
Лекарей Земли,
Искусных врачевателей природы!

Восстановить во всех правах своих
Планеты нашей расщепленный атом
Они придут.
Мы будем славить их,
Как чествуем сегодня космонавтов.

И волю дав приветственным речам,
Под музыку торжественного толка
Отпразднуем открытье кедрача,
Досрочный пуск
Березового колка…

Ученица 6: И снова это стремление ощутить, как «берег родника перерастает в берег океана». Так случилось, что все происшедшее со страной в последнее десятилетие для него замыкается на судьбе родника- исконного, изначального. Родника на Красной Горке.

Какие катастрофы нам нужны,
Чтоб уяснить сознанья потрясенным:
Высокий уровень грунтовых вод страны
Определиться родником спасенным?
Какою будет новая беда,
Чтоб нам осмыслить время и пространство
От разоренья птичьего гнезда
до вести о распаде государства?

Учитель: А вот строки, написанные в период строительства Крапивинского гидроузла с водохранилищем:

Дарующие свет горды судьбой.
Их труд заслуженно отмечен орденами…
Я так скажу:
Источник света – боль,
Природе причиняемая нами.

Даются болью уголь и руда.
Прострелы скважин иссушают поле.
Встают на этой боли города.
Заводы подымаются на боли.

Вы видите:
Горят огни в ночи
В долинах рек,
В распадах гор и выше-
Земля растерзанная
Боль свою лучит.
Она кричит,
Да только мы не слышим.

Друзья мои!
Процесс не обратим.
Природа возвращение осудит.
Не будет ликвидации плотин.
И возрожденья мамонта не будет.

Ученик 6: А в конце своей поэмы «Планета Кемерово» поэт говорит с горькой-горькой укоризной:

Я речь о том веду,
Моя эпоха,
Как плохо нам,
Когда природе плохо,
Что мы оставим нашим сыновьям?
А может, этот край отдать машине
И сразу вскрыть пласты по всей долине,
Чтоб был, разрез в Кузнецкой котловине-
Беспощадный последний котлован?

Учитель: И призыв ко всем, кто осваивает угольные разрезы:

Земля Кузнецкая прекрасна.
Не мучайте ее напрасно.
Берите бережнее пласт.
Она сторицею воздаст.

Песня «Березовый сок».

Ученица 7: Кузбасс – это «индустриальное сердце» Сибири. В нашей области уже в 1960 году работали многочисленные металлургические и химические заводы «Азот», «Карболит», коксохимический завод, Кузнецкий металлургический комбинат, Новокузнецкий химкомбинат, разрезы, шахты. Эти объекты цивилизации оказались губительными для природы Кузбасса. Поэтому нет ничего удивительного, что поэты Кузбасса забили тревогу.

Тема природы, ее осложнившихся отношений с человеком в эпоху научно-технической революции занимала большое место в творчестве Игоря Киселева в последние годы, и это не было данью моде. Читатели, пожалуй, могут усмотреть некое противоречие в позиции поэта. В самом деле: с одной стороны – «Возьми меня, Запсиб, в ученики!». Или – гимн родному городу, который видится Игорю Киселеву «шахтером, химиком, врачом», а более всего – «прорабом в брезентовом дождевике».

Ученик 7: А с другой:

Бредут в метель устало, сводя тебя с ума
Квадратные кварталы,
Квадратные дома…
Простора сердце просит.
Простора…
Но увы:
Все круче нас уносит
От почвы и травы…

Ученица 8: Противоречие налицо. А как бы вы хотели? Может ли сколько-нибудь значительный поэт без внутренних противоречий, без душевной борьбы, без поиска истины? И разве не те же самые противоречия терзают сегодня любого из нас? Всем нам дорога красота созидания, получившая свое наивысшее воплощение в великих стройках нашего времени. И всех нас беспокоят непредвиденные последствия глобального вмешательства в дела природы. Успокоительная «золотая середина» еще не найдена!

Ученик 8: Игорь Киселев подчеркивает мысль о том, что и он, и все человечество – не хозяева природы, а лишь ее частичка. Он приходит в упоение оттого, что видит, слышит, чем дышит. И как бы дает клятву, что никогда не обидит это «окружение». Грусть – самое естественное и устойчивое состояние духа в лирике Киселева. В его стихах у грусти много названий. И много оттенков.

Все тревожней человеку стало
Ждать, откуда свалится беда:
Наводненья, оползни, обвалы,
Зной, землетрясенья, холода.

Не предвидя тяжести расплаты –
А она придет, и поделом! –
Мы в природе – словно оккупанты
В городе, что сдался нам в полон.

Без раздумий силы тратя щедро, –
Что и говорить, богатыри! –
Мы планете взламываем недра:
Посмотреть, что у нее внутри.

И планета в ссадинах и шрамах,
Сердится все чаще и сильней
На своих пытливых, и упрямых,
И неосторожных сыновей.

Ученица 1: Для его стихов характерно осознание себя равноправной частью и леса, и птиц, и травы. Он просил прощения у них за то, что «натворило» человечество.

Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ и Благородство, и Природа.
Прости, Земля!
Пьянея от побед,
Мы мало ценим твой высокий свет.
Без нас жила ты миллионы лет –
Мы без тебя не проживем и года.

Ученик 9: Если вдумчиво прочитать стихотворения Любови Никоновой из цикла «Грани экологии», можно отметить, что и подбор стихотворений и композиция сборника отвечают главной цели: показать путь человеческой души, русской души. Лирический герой наблюдает «судороги смрадных душ», не справляющихся с низким и темным в себе. И в первую очередь, его отношение к природе. Что он с ней сделал, «разумный человек».

Пролетела небесная птица
Над землею, светла и бела.
А земля продолжала дымиться.
А земля вся изрыта была.
Посерела небесная птица.
И потом она стала черна.
Но, рискуя вот-вот задымиться,
Над землею зависла она…

Учитель: Люди захламили природу! Бездуховность – всюду, нет от нее спасения ни птицам, ни земле, ни цветами…

И земля под ржавеющим ломом
Как бы чем-то прониклась в ответ –
И в цветке отразила лиловом
Весь свой трепет, и боль, и секрет.

Он стоял среди дыма и бедствий,
Необычно красив, одинок,
Ах, цветок, колокольчик, бубенчик.
Сиротинка. Лиловый цветок…

Ученик 10: Несмотря на мрачные картины в стихотворениях данного цикла, Любовь Никонова не теряет надежды на лучшие времена, когда настанет единение человека с природой. Она как бы призывает природу не терять эту надежду:

Ты раздольная ширь, ты былая,
Одолей свой недуг, отзовись!
И раскинется вновь голубая
Над тобою пречистая высь!

Песня «На дальней станции сойду».

Ученица 2: Поэзия Валентина Махалова жизнеутверждающая. В ее основе – любовь ко всему доброму, по-настоящему красивому на земле.

Я любуюсь веселою стайкой,
И душа доброты не таит.
Вы почаще ко мне прилетайте,
Зорегрудые птицы мои.

Ученик 1: Кроме этого подчеркивается большая человеческая совестливость, нравственная чистота. Например, в стихотворении «Весна в тайге» он не просто любуется картинами весенней природы:

У тайги сто цветов,
Но наступи весна,
И тайга зашумит
Зеленым-зелена.
И опять – весела,
И опять – молода,
Как девочка в свои
Золотые года…

Ученица 3: Но и призывает беречь эту первозданную красоту:

Каждой струйкой поет,
Каждой веткой цветет,
Берегите ее!
Не губите ее!

Звучит песня «Деревья».

Ученик 2: Много стихотворений у В. Махалова о доверии, о доверии зверя человеку. Например, стихотворение «Голуби».

Что они наворкуют друг другу,
Я, видать, никогда не пойму.
Ходят голуби, словно по кругу.
Приближаясь к окну моему.
В этом трепетном птичьем доверии
Мне счастливые дали видны.

Учитель: Стихи Кузбасских поэтов заставляют нас более вдумчиво относиться ко всему окружающему, взвешивать свои поступки, задумываться над понятиями «гуманизм», «милосердие», «поступок», «защитник природы», «моральные и нравственные ценности». Только тогда и мы, и наши потомки смогут увидеть небо голубого цвета, безоблачную синь, цветы, не редкие, не исчезающих, животных, доверчиво идущих к человеку…

И в завершении урока пусть прозвучит клятва от нас, выраженная в стихах Игорем Киселевым:

Ученик 3:

Благодарю, Земля, благодарю!
За то, что видел озеро, зарю,
За все вокруг, что знаю, слышу, вижу.
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви.
Ни словом, ни поступком не обижу

Учитель: Спасибо за урок.

Итоги.

Домашнее задание.

1 группа: прочтите стихотворение «Я – сын реки», выпишите примеры художественных тропов.

Я – сын реки,
Чей берег стал жестоким.
Я говорю – чисты мои истоки.
Я говорю – светлы мои ростки.
Не нужно безысходности в укоре,
От одного произрастают корня
Слова «река» и «речь».

2 группа: составьте ребусы о Кузбассе.

3 группа: выполните сопоставительный анализ изобразительно-выразительных средств в лирике И. Киселева и Г. Юрова. По результатам работы заполните таблицу.

Аспекты анализа Лирика И.Киселёва Лирика Г.Юрова
Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
   
Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.    
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.    
Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
   
Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.    
Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет).    
Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.