Урок по роману М.Ю.Лермнотова "Герой нашего времени". Анализ эпизода "В погоне за Верой"

Разделы: Литература


Проблема прочтения текста является одной из центральных в филологическом образовании. Она становится все более актуальной, поскольку в обществе заметно снижается уровень общегуманной культуры.

Анализ эпизода требует от читателя большой творческой работы. Он должен воссоздать в своем воображении картины той действительности, которую рисует автор с помощью поэтического слова, но при этом все время чувствуется присутствие автора, понимать его отношение к изображаемому, его мысли, чувства, нравственные оценки, то есть он должен воспринимать художественный образ как единство формы и содержания.

На это и направлен урок литературы по анализу отрывка из романа “Герой нашего времени”.

Цель:

  • понаблюдать, как раскрывается характер Печорина в данном эпизоде;
  • отметить, какие языковые единицы участвуют в создании образа героя, его переживаний;
  • воспитывать любовь к родному языку, художественному слову.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем работу над образом главного героя.

2. Чтение эпизода “В погоне за Верой”.

(со слов “Солнце уже спряталось в вечерней туче...” до слов “...нам только труднее буде расстаться”)

3. Беседа по прочитанному отрывку.

- Чем объяснить порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры?

- О каких сторонах личности героя говорит искренность этого героя?

- Как особенности языка отрывка помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?

На последний вопрос учащиеся смогут ответить лишь частично.

4. Комментированное чтение отрывка.

“Я скакал, задыхаясь от нетерпения...” до слов “..дороже жизни, чести, счастья”

Вот теперь можно раскрыть содержание вопроса.

Любовь Печорина к Вере большое и искреннее чувство. Сознание того, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать “погибшее счастье”. Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня, определяют характер повествования. Здесь все – движение!

- Обратимся к тексту. Есть ли описания природы в этом отрывке?

Нет. Печорин торопится, волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы.

- Что только волнует его?

Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру.

- Посмотрим, какие языковые средства помогают передать это стремление.

Нет описания нет и прилагательных. Есть действие – значит, есть глаголы.

- Посчитайте, сколько глаголов использует автор?

Текст максимально насыщен глаголами: на пять предложений – тринадцать глаголов со значением движения.

- Обратимся к синтаксису.

Общий синтаксический строй отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин, спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций. Многие предложения оканчиваются восклицательными знаками.

- Проанализируем и лексическую сторону отрывка.

Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: “...одну минуту, еще одну минуту видеть ее..”, “Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья”.

Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания. Таковы существительные: “нетерпение”, “беспокойство”, “отчаяние”, “счастье” и глаголы “проклинал”, “задыхался”, “плакал”, “смеялся”.

- Найдите выразительные средства, используемые в этом эпизоде.

Их нет. Кроме метафорического сравнения: “Мысль... молотком ударяла мне в сердце”.

5. Вывод

Эта сцена очень важна для понимания Печорина.

- Кто же он?

Печорин – не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье.

Таков герой.

6. Домашнее задание.

Литература.

  1. М.Ю. Лермонтов. Избранное.- М.: Просвещение, 1984.
  2. В.Г. Маранцман. Литература. Учеб. пособие для 9 кл.сред шк. – М.: Просвещение. 1995.
  3. З.Я. Рез. М.Ю. Лермонтов в школе. – Ленинград, 1975.
  4. Р.И. Альбеткова. Активные формы преподавания литературы в школе.- М.: Просвещение, 1991.