Цели:
Познавательная:
- познакомить учеников с новым понятием “анималистическая сказка” и ее жанровыми особенностями;
- продолжить формирование умения производить анализ литературного произведения на доступном для учащихся данного возраста уровне;
- продолжить формирование литературоведческих знаний, умений и навыков, таких, как: давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
- умение отвечать на проблемные вопросы на конструктивном и творческом уровне;
- определять тему и основную мысль литературного произведения; работать с текстом художественного произведения.
Развивающая:
- развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся продолжить формирование предметного тезауруса; владения литературоведческой терминологией; умения вести дискуссию;
- развивать логику, мышление, воображение, умение сопоставлять, анализировать.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению, творчеству Р.Киплинга;
- формировать высокий уровень учебной мотивации учащихся, объективную самооценку, вежливость, дисциплину, адекватную реакцию на успехи и неудачи своих одноклассников и свои собственные.
Оформление доски: портрет Р.Киплинга; рисуночное письмо из сказки “Как было написано первое письмо”, понятие “анимализм”, тема урока, рисунки к сказке, выполненные учениками, пословицы (скрыты)
Ход урока
- Организационный момент.
Мотивация учащихся.
Слово учителя. Расшифровать рисуночное письмо. Вспомнить автора и название сказки.
- Что вы узнали об Р.Киплинге из статьи учебника? (Ответ ученика. Пересказ статьи учебника.).
- Какие еще сказки этого писателя вы знаете? (“Маугли”).
У Киплинга очень своеобразные, необычные сказки, и необычны они прежде всего тем, что их главные герои - люди и животные - сосуществуют как равные, равноправные жители планеты Земля.
Кроме того, эти сказки необычны еще и тем, что в них поднимаются очень важные, философские, совсем не сказочные вопросы, такие, как, может ли выжить человек в обществе животных, лишенный человеческого общества, ( не зря же детей, которых вырастили животные, с легкой руки Киплинга, ученые всего мира называют “маугли”) или вопрос о том, как появилась письменность на земле, как было написано первое письмо.
И сегодня мы снова вернемся в детство человечества, в то время, когда люди только начинали обживать бескрайние просторы земли, создавать свой быт, строить свой уклад жизни.
Как это происходило, как вырастало человечество из детских штанишек, и рассказывается в сказке “Кошка, которая гуляла сама по себе”.
Постановка цели урока:
- Узнать, что такое “анималистическая сказка” и каковы ее особенности.
- Познакомиться с художественным миром сказки, глубоко в нем разобраться, узнать, каковы персонажи данной сказки, какие из них и чем похожи между собой, а какие нет, и какова же она, “кошка, которая гуляла сама по себе”.
- Каков философский смысл сказки, чему она нас учит?
- Подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала
- Знакомство с понятием “анимализм”, отличие фольклорной сказки о животных от анималистической литературной сказки.
- Актуализация знаний, повторение.
Со сказками о животных мы знакомились, изучая фольклор. Что вы знаете о сказках о животных?
- Работа с новым понятием. Словарная работа.
Сегодня мы знакомимся с новым видом литературной сказки – анималистической сказкой.
Анимализм (работа со словарем учебника).
-В чем отличие фольклорной сказки о животных от литературной анималистической сказки?
Вывод: Животные в анималистической сказке изображаются такими, какие они в жизни, рисуются их характер, повадки, привычки, и ни в коем случае под ними не подразумеваются люди – в этом главное отличие данных сказок от фольклорных сказок о животных.
- Введение нового материала, применение ЗУН при решении практических задач. Анализ сказки. Эвристическая беседа с элементами дискуссии и пересказа.
Название сказки “ Кошка, гулявшая сама по себе”. Следовательно главным героем сказки является кошка.
Кошка – необычное животное, так, в Индии, где жил Киплинг, она являлась священным животным, а в Египте – даже была богиня Бастет, которая изображалась в виде женщины с головой кошки.
Какова же кошка в нашей сказке? Обратимся к названию. Как вы его понимаете? Что значит “гулявшая сама по себе”?
Кроме кошки в сказке действуют и другие животные. Все они оказываются в пещере,так же, как и кошка. Как это произошло, чем кошка отличается от других животных и в равных ли условиях, на равных ли правах они живут в этом доме?
Обратимся к содержанию сказки. Зачитаем начало сказки. (До слов “костер”). Сказка начинается с обращения к слушателю.
- Зачем нужно это обращение? (Доверительность тона, иллюзия того, что автор ведет разговор один на один с читателем, обращается к конкретному человеку, играет роль присказки).
- Какое слово чаще всего повторяется в начале сказки? (Дикий)
- Подберите к нему синонимы. (Неприрученный, неодомашненный)
- Антонимы. (Прирученный, одомашненный).
- Цель колдовства Женщины?
- Зачем понадобилось женщине приручать животных?
- И действительно происходит приручение.
- С помощью каких художественных средств автор подчеркивает переход от одного уровня взаимоотношений животного и человека к другому? (Дикие животные получили имя, заключили договоры с женщиной).
Запись на доске:
- Дикая собака - Первый Друг
- Дикий конь – Первый Слуга
- Дикая корова – Подательница Хорошей Еды.
- Дикая кошка -
(Пересказ эпизодов)
- Кошка тоже заключила договор с Женщиной. Какой? (пересказ)
- Почему Женщина похвалила Кошку, хотя и не хотела этого делать?
- Почему Кошка начала действовать лишь тогда, когда узнала о появлении в пещере младенца? (С)
- Следовательно, Кошка какова? (мудра, хитра, умна, ловка)
То есть, между Женщиной и Кошкой происходит своеобразный поединок. Но поединок может быть только между равными по силе и свободными партнерами.
- Что же общего у Кошки с Женщиной и чем они отличаются? (С) (Женщина тоже умна, хитра, мудра, смела, но женщина – хранительница домашнего очага, мать, и главное для нее ребенок, семья, в этом ее сила и в этом ее сила).
И кошка знала об этом и воспользовалась этим.
- Так чем Кошка отличается от других животных?
- Что больше всего ценит Кошка? (Свободу) (Можно еще раз обратиться к тексту. Автор говорит: “Кошка бродит, где вздумается и гуляет сама по себе”. Как вы теперь понимаете смысл этих слов?)
Дискуссия: Как вы думаете. Быть “самим по себе” — это всегда хорошо, всегда плохо или как-то иначе?
- Изменилась ли Кошка после того, как приобрела право жить в пещере? Зачитать конец сказки.
- Какие художественные средства использует автор, чтобы подчеркнуть это? (Кошка не получает имени, как остальные животные, и вновь автор использует слово “дикий”, когда говорит о Кошке)
- Мы обо всем поговорили, но забыли о Мужчине? Какова его роль в сказке? (добытчик)
- Тема? (В иносказательной форме рассказать об одомашнивании животных)
- Идея? (только кошку нельзя одомашнить до конца, полностью приручить, т.к. это животное больше всего любит свободу)
- Подведение итогов
Доказано, что кошки - единственные животные, которые почти не поддаются дрессировке. И хотя сказка написана англичанином, большую часть жизни прожившего в Индии, но кошки везде одинаковы.
И у русского народа есть много пословиц, посвященных кошке, рисующих ее характер и повадки. Вы должны были найти их. Послушаем. Я тоже приготовила для вас пословицы. (Заранее на доске). Какая из них отражает основную мысль нашей сказки?
- КОШАЧЬЯ ЛАПКА МЯГКА, ДА КОГОТОК ВОСТЕР.
- КОШКА ДА БАБА ЗАВСЕГДА В ИЗБЕ, А МУЖИК ДА СОБАКА ЗАВСЕГДА НА УЛИЦЕ.
- КОШКА НА ПЕЧКЕ, ПЕС НА КРЫЛЕЧКЕ.
- КОШКУ ПРОТИВ ШЕРСТИ НЕ ГЛАДЯТ.
Каково философское звучание сказки? (Природа не всегда подчиняется человеку, и человек должен уметь уважать ее и сотрудничать с ней.)
- Домашнее задание
- Уровень А – тест в тетради на печатной основе
- Уровень В – написать отзыв о данной сказке
- Уровень С – написать мини-сочинение “Как я понимаю фразеологизм “Кошка, которая гуляет сама по себе”