Рассказ И.А. Бунина «Лапти» можно предложить учащимся для внеклассного чтения. Текста в учебнике-хрестоматии нет. Правда, текст рассказа размещен в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 кл.» в разделе «Тексты для подробного или сжатого изложения» № 5 (М., 2004).
Возможно, стоит рассказ прочитать и обсудить на уроке. Предлагаю сделать это по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Основной методический прием – «чтение с остановками». Суть приема состоит в том, что каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, то есть выступают в своем роде соавторами писателя. Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения.
Технологическая карта урока выглядит так:
Вызов |
Осмысление |
Рефлексия |
Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета |
Сопоставление версии с новым фрагментом текста |
Выдвижение новой версии развития сюжета |
Подготовка к уроку.
- Текст рассказа заранее разделить и разрезать на пять частей.
- Записать на доске технологическую карту, правила синквейна.
- Найти в «Толковом словаре» лексическое значение слов: зипун, кнут, отвал (кровати), фуксин, а также слова самопожертвование,
Ход урока
Стадия вызова.
Вопрос к аудитории:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»? (Примечание. Можно задавать на каждой остановке от одного до трех вопросов, но я задаю один и тот же для того, чтобы очевиднее стала для слушателей динамика изменений их предложений).
Дети предлагают свои варианты ответов. Составляем из них первую колонку вариантов предложений: «Речь пойдет о крестьянской жизни». «О том, как плетут лапти» и «как их правильно носить». «Случай о том, как лапти пропали странным образом» или «кто – то потерял лапти».
После этого учащиеся приступают к чтению рассказа до того места, где предполагается сделать остановку. (Чтение вслух, про себя, вполголоса).
Первая часть текста.
«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие–то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, – от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?».
Стадия осмысления и стадия вызова.
Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста.
Учитель. Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет?
- Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги.
- Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.
Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ?
На доске составляется вторая колонка предположений: «Мать сделает что-то, что спасет ребенка». «Случится чудо». «Пурга вдруг закончится и приедет врач».
Вторая часть текста.
«Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…
- Лапти? Что за лапти такие?
- А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит…
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.
На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут, и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море».
Стадия осмысления и стадия вызова.
Вторая остановка в чтении и беседа.
- Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги.
Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ?
Заполняем первую колонку предложений: «Нефед вернется, принесет лапти». «Нефед придет с врачом». «Пока Нефед ходит, ребенку станет легче».
Третья часть текста.
«Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
Стадия осмысления и стадия вызова.
Третья остановка в чтении и беседа.
- Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно.
Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?
Заполняем вторую колонку предложений: «Утром все изменится». «Пурга утихнет». «Придет Нефед».
Четвертая часть текста.
«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».
Стадия осмысления и стадия вызова.
Четвертая остановка в чтении и беседа.
- Утро наступило. Пурга не утихла, но все-таки кто-то добрался.
Версии детей как будто совпали с тем, о чем пишет автор.
Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?
Заполняем вторую колонку предложений: «Наверно, приехал Нефед и привез врача, который вылечит ребенка». «Приехал человек, который спасет мальчика (спаситель)». «Молитвы матери дошли до Бога: случайно забрел человек, который оказался врачом». « Никто не стучал, просто показалось».
Чувствуется ожидание счастливого финала.
Последнюю часть текста лучше прочитать учителю.
Четвертая часть текста.
«Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,- белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, и сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…
Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье…
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».
Тишина в классе. Никто не ожидал такой драматической развязки. И все же задаю детям тот же самый вопрос.
- Нефед замерз, но он достал лапти.
- Мужики заблудились, но нашли замерзшего Нефеда и так спаслись сами.
Стадия рефлексии.
Текст разделен на 5 частей, и каждый раз учащиеся выдвигают свой версии сюжета. После того как прочитана заключительная часть текста, наступает последняя стадия – рефлексия. Можно развернуть обсуждение способности человека к самопожертвованию на примере поступка Нефеда.
Примерные вопросы:
- Какое положение в доме занимал Нефед? Как отнеслась к его идее мать мальчика? Почему же Нефед все-таки пошел?
- Знал ли Нефед дорогу? Почему сбился с пути?
- В чем, по-вашему, смысл смерти Нефеда?
Далее предлагаю письменно ответить на вопросы различной сложности.
Учитель.
- Нефед отправился в страшный путь, чтобы спасти чужого ребенка, но о его судьбе автор ничего не говорит. Как вы думаете, как сложится судьба мальчика?
- Как вы думаете, любой ли человек способен на самопожертвование? Способны ли вы?
- Напишите синквейн.
Ответы детей.
- «Я думаю, что ребенок просто обязан выздороветь, ведь спасая его жизнь, погиб другой, чужой человек. И к тому же исполнилось желание его души: ему принесли новенькие лапти, которые только нужно покрасить фуксином. Душа жива, поэтому ребенок будет жить. Метель утихнет, приедет врач, привезет лекарства. Потом мать расскажет мальчику эту страшную и чудесную историю, а он будет ухаживать за могилой Нефеда». (Ульянкин Женя, 7 б класс).
- «Я думаю, что не всякий человек может совершить такой поступок. Но есть много примеров, когда один спасает другого и погибает сам.
Одно дело, когда мать спасает ребенка от смертельной опасности. Но так поступают и животные. А вот решиться самому, как Нефед спасти другого, жертвуя собой, не каждый сможет. За это ничем не платят, ничего не обещают взамен.
Только сильные спасают, жертвуя жизнью, больных, слабых, беспомощных, тех, кому нужна защита.
Смогла бы я? Не знаю, подумала бы о маме, папе, брате». (Желобовская Анастасия, 7 б класс). - Пример синквейна
Человек,
Обыкновенный и простой.
Живет, думает, делает.
Спасая других, жертвует собой!
Герой.
(Нешатаева Татьяна, 7а класс.)