Тема урока: Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
Цели урока:
- познакомить ребят с личностью и творчеством Марины Цветаевой.
- выработать у учащихся способность погружаться в художественный мир поэта.
- воспитывать у ребят нетерпимость ко всему, что препятствует свободе самовыражения личности.
Оборудование: портреты Цветаевой разных лет, выставка книг Цветаевой и о Цветаевой, запись колокольного звона, романса «Мне нравится, что вы больны не мной…»,, карточки с названием группы: биографы, критики, декламаторы, карта заданий, карта самооценки.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок открытых мыслей.
Продолжительность: 45 минут.
План урока:
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
2. Операционально-исполнительский этап.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
ХОД УРОКА
1. Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)
Учитель: Сегодня наш урок посвящен
Марине Цветаевой. (Запись колокольного звона)
Марина Ивановна Цветаева – имя, которое мы знаем
и помним, любовь к которому теперь навеки
укрепилась, а когда-то была запрещена,
преследовалась, не понималась. Сегодня мы
попытаемся понять судьбу и сложнейший
поэтический мир М.И.Цветаевой. Мы рассмотрим ее
жизнь с разных позиций. И помогут в этом нам
группы экспертов. Сегодня на уроке у нас
присутствуют: биографы, критики, декламаторы.
Каждый расскажет со своей точки зрения о жизни
великого человека. Биографы представят самые
яркие, запоминающиеся страницы жизни
М.Цветаевой, декламаторы расскажут нам
стихотворения поэтессы, а критики дадут оценку
произведениям Цветаевой. Также вам будут
даваться задания на рассуждение, поэтому слушаем
внимательно выступления своих товарищей.
2. Операционально-исполнительский этап (35 мин.)
Задание 1. Каким был мир детства М.Цветаевой?
Биографы: Марина Ивановна Цветаева
родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на
воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном
особняке одного из старинных московских
переулков.
Отец Марины Цветаевой» Иван Владимирович
Цветаев, профессор Московского университета,
искусствовед и филолог, впоследствии стал
директором Румянцевского музея и основателем
Музея изящных искусств.
Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из
обрусевшей польско-немецкой семьи, была
талантливой пианисткой, восхищавшей Антона
Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза
детям на никогда не изменяющее человеку вечное
чудо – природу, одарила их многими радостями
детства, дала им в руки лучшие в мире
книги.
Домашний мир был пронизан постоянным интересом к
искусству, к музыке.
Из воспоминаний М. Цветаевой:
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала» – и тут же принялась учить меня музыке... Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку». Нарекла свою дочь – Мариной, что означает «морская»»
Декламатор: «Кто создан из камня, кто
создан из глины…»
Биографы: Ее не было и года, когда она не
осознанно произнесла слово "гамма". Мария
Александровна обрадовалась и вскоре начала
учить Мусю (так ласково она называла дочь)
музыкальной грамоте: "До, Муся, ре, до " ре,
Мусенька". Позже Марина скажет: "Я родилась
не в жизнь, а в музыку". Детство ее наполнено
музыкой. Засыпали и просыпались с сестрой под
мамину игру. Классику узнавали как мамино.
"Марина будет пианисткой, а Ася художницей",
– говорила мать о дочерях. "Бетховен, Моцарт,
Гайдн, Шуман, Шопен. Под их звуки мы уходили в
сон," – пишет сестра Марины. Не дождалась мать
того времени, когда слово отвлечет ее первенца от
музыки и унесет в мир поэзии. А сама когда-то в
дневнике записала: "4-летняя моя Маруся ходит
вокруг меня и складывает слова в рифмы". М.А.
Мейн свободно владела 4 языками (английским,
немецким, французским, итальянским), вела
переписку мужа. Она "хотела возле
итальянского, как гитару возле рояля, еще и
испанский – для дочерей".
Критик: Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою "работу". Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем – дневники и письма.
Биографы: После смерти матери интерес
к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает,
но появляется новое увлечение – книги и стихи.
Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке,
так на немецком и французском.
Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не
подвергаться влияниям «быть самой собой» –
такою Цветаева вышла из детства и такою осталась
навсегда. Мир детства – это мир музыки, поэзии,
радости, добра.
Задание 2. Какие эпитеты вы подобрали бы, характеризуя мир детства лирической героини в стихотворении «Книги в красном переплете»?
Декламатор: «Книги в красном переплете»
Вывод: Мир лирической героини романтический, фантастический, нереальный.
Биографы: В один из осенних московских дней 1910г. из Трехпрудного переулка, вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова А.И. В руках у нее была внушительная стопка стихов. В этот знаменательный день Марина постучалась в двери русской литературы. Она собрала стопку стихов – исповедь души за последние 2 года, заплатила за печатание 500 экземпляров и через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием "Вечерний альбом".
Критики: На книгу последовали одобрительные отклики Гумилева, Брюсова, Волошина... Так начинались стихи, которыми поэт и критик М. Волошин приветствовал выход в свет первого поэтического сборника 18-летней Марины Цветаевой:
Ваша книга – это весть оттуда.
Утренняя благостная весть!
Я давно уж не приемлю чуда.
Но как сладко слышать: Чудо есть!
Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из сборника «Вечерний альбом» (1910 г.) понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.
Декламатор: «Пусть я лишь стих в твоем альбоме…»
Биограф: Первое выступление Марины состоялось 3 ноября 1911 года в литературно-художественном кружке на Малой Дмитровке в обществе "Свободная эстетика". Марина читала свои стихи не одна, а с сестрой Асей, потому что была стеснительная, читая стихи, они держались за руки. И вот триумф. Аплодисменты.
Биограф: Сестра Марины вспоминает: "Был один миг тишины после нашего последнего слова, и аплодисменты рухнули в залу – как весенний гром в сад! Запрещенные в этом доме аплодисменты. Это был первый вечер начинавшейся известности. Триумф.
Критик: Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью.
Критик: В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о не состоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей: Ты все мне поведал – так рано!
Декламатор: «Я все разглядела – так поздно!»
Критик: В ее стихах появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" – это скрытое посвящение. Перед каждым разделом – эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии.
Задание 3. Каковы основные мотивы в этом стихотворении?
Декламатор: «Молитва».Вывод: Нет, она вовсе не хотела умереть в этот момент, когда писала эти строки; они – лишь поэтический прием. Марина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней! ") . Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.
Критик: В стихотворении "Молитва" скрытое обещание жить и творить: "Я жажду всех дорог! ". Они появятся во множестве – разнообразные дороги цветаевского творчества.
Биографы: Вскоре произошло событие в
жизни М.Цветаевой, которое в дальнейшем
определит всю ее судьбу – это встреча с Сергеем
Эфроном.
Встретились два одиночества. Сергей болен
туберкулезом, в прошлом году потерял мать. В
стихах Марины он понимал каждую строчку, каждый
образ. Казалось нелепостью, что они жили врозь до
сих пор.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились
5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу.
«Заглянув в его глаза и все прочтя наперед,
Марина загадала: если он найдет и подарит ей
сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же,
сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не
отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27
января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на
внутренней стороне которого была выгравирована
дата свадьбы и имя Марина.
Задание 4. Какие чувства показаны в стихотворении?
Декламатор: «Я с вызовом ношу его кольцо!»
Биографы: Вспоминает Анастасия Цветаева: "Она не сводила с него глаз. Каждый миг с ним было познание и любование. В его взгляде, на нее устремленном, было все ее будущее".
Биографы: Из воспоминаний Анастасии Цветаевой: "Я никогда за всю жизнь не видела такой метаморфозы в наружности человека, какая происходила в Марине: она становилась красавицей. Кудри вскоре легли кольцами. Глаза стали широкими. Марина была красавицей лет с 19 до 26. До разлуки, разрухи, голода".
Критик: Как поэт и как личность Марина
Цветаева развивалась стремительно.
За «Вечерним альбомом» последовали еще два
сборника стихов: «Волшебный фонарь»
(1912 г.) и «Из двух книг (1913 г.), изданные при
содействии Сергея Эфрона.
Задание 5. Какие образные выражения использует поэт, чтобы показать сущность своего творчества?
Декламатор: «Моим стихам, написанным так рано…»
По словам Марины, вся ее жизнь ее это "роман с собственной душой".
(Песня «Мне нравится, что вы больны не мной»)
Декламатор: «Мне нравится, что вы больны не мной…» (чтение стихотворения на марийском языке)
Биографы: М. Цветаева принадлежала к
людям той эпохи, которая была необычна сама по
себе и делала необычными всех живущих в ней.
Цветаева была знакома со многими поэтами начала
XX века. Она восхищалась стихами Брюсова и
Пастернака, Маяковского и Ахматовой. И посвящала
им стихи. Но ее поэтическим кумиром был Александр
Блок.
Цветаева видела его дважды, во время его
выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое
преклонение перед поэтом, которого она называла
«сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю
свою жизнь.
Задание 6. Как вы думаете, почему Цветаева пишет про Блока – 5 букв, ведь в его фамилии – 4?
Декламатор: «Имя твое – птица в руке…»
Вывод: Раньше писалось на конце всех слов «ер».
Биографы: Революция – событие,
которое отложило отпечаток на творчество многих
поэтов. М.Цветаева не осталась в стороне от
событий в стране.
1913—1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья,
любимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия
рассказывает: «Это было время расцвета Марининой
красоты... Ясная зелень ее глаз, затуманенная
близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся,
имеет в себе что-то колдовское... Она знает себе
иену и во внешнем очаровании, как с детства знала
ее – во внутреннем».
Биографы: Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. Война и революция изменили жизнь Цветаевой. Три года прожив в Москве, потеряв ребёнка, ничего не зная о муже, она находила мужества писать, ежедневно шла к письменному столу, как рабочий идет к станку. Революция разбросала многих по свету. Потеряли друг друга и Марина с Сергеем.
Декламатор: «Рябину рубили зорькою…» (на марийском языке)
Критики: Стихи Марина продолжает писать. Но о публикации их не может быть и речи. Любители поэзии не знали, что с Цветаевой. Одни думали, что она умерла, другие – эмигрировала за границу. Цветаева не приняла революцию и в 1922 году, с разрешения Советского правительства, выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону, участнику белого движения, к тому времени находившемуся в эмиграции (учился в университете в Праге).
Биографы: Эмиграция – один из тяжелых
моментов в жизни поэта.
В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает
за границу к мужу, который был белым офицером. За
рубежом она жила сначала в Берлине, потом три
года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в
Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая.
Приходилось жить в пригороде, так как в столице
было не по средствам. Эмиграция встретила
Цветаеву как единомышленницу. Но затем все
изменилось.
Критик: Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «... Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят...» {Из воспоминаний М. Цветаевой}.
Декламатор: «Расстояние: версты, мили?»
Биографы: Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменилась. Прежде всего, для Цветаевой наступило жесткое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных "фракций" и "партий", сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведения годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора.
Задание 7. Послушайте стихотворения “Лучина”,1931 г. и “Родина”, 1932г. Какими едиными чувствами наполнены они? Какие новые качества человека М.Цветаевой раскрываются в них?
Вывод: искренность, патриотизм, национальная гордость… Но такая ли Россия ждёт по возвращении поэта?
Учитель: Давайте послушаем о том, как Цветаева возвратилась в Россию.
Биографы: 1939 год, возвращение в Советскую Россию с сыном Георгием. Муж с дочерью вернулись в Россию раньше. Трудно перелистывать трагические страницы жизненной поэмы великой поэтессы: каторжно-суровый быт времен гражданской войны, заграничные мытарства и возвращение в кощеево царство сталинщины, арест мужа и дочери, разлад с сыном. В Советской России ее стихи не печатали. Жить она могла только переводами. Она не понимала, как можно переводить с языков, которых не знаешь (грузинский, татарский и др.)
Критик: Жаловалась Борису Пастернаку,
что делает только 20 строк в день, а потом их еще
четыре дня переделывает. Книгу стихов Марины,
которую готовили к печати в Советской России,
запретили в последний момент. Своей знакомой она
однажды сказала: "Человек, признавший эти
стихи как формализм, просто бессовестный. Я это
говорю вам из будущего".
А Борис Пастернак писал когда-то: "... утренняя
дымящаяся моя душа Марина. Какие удивительные
стихи вы пишите! Вообще – вы возмутительно
большой поэт".
Биограф: В Елабуге Цветаева оказалась в полной духовной изоляции. В Чистополь, в который были эвакуированы писательские семьи, приехать ей не разрешили. Тренев и Асеев испугались, что их обвинят в контакте с эмигранткой, в помощи ей.
Критик: Еще в феврале этого года она писала: "Каждый раз, когда узнаю, что человек меня любит, – удивляюсь, не любит – удивляюсь, но больше всего удивляюсь, когда человек ко мне равнодушен".
Задание 8. Почему поэтесса говорит про голос из-под земли?
Декламатор: «Идешь на меня похожий…»
Вывод: М.Цветаеву долго не признавали, не признавали ее творчество, но она была убеждена, что, что настанут лучшие времена. Ведь она обращается с любовью.
Биографы: Марина Ивановна Цветаева
ушла из жизни 31 августа 1941 года. "В одном
рассказе М. Цветаевой есть строки: "Я хотела бы
лежать на тарусском хлыстовском кладбище. А если
это несбыточно, если и кладбища того нет, я бы
хотела, чтобы на одном из тех холмов поставили с
тарусской каменоломни камень: "Здесь хотела бы
лежать М. Цветаева".
Исполнить завещанное удалось лишь 4 года назад. И
с тех пор каждую осень отметить день ее рождения
приезжает множество людей со всей России.
Приезжают, собираются вокруг цветаевского
костра – символа любви к "маленькой милой
Таруссе", всю жизнь озарявшей душу поэта.
4. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.)
Викторина:
- Что в переводе означает имя Марина?
- Где и когда родилась М.Цветаева?
- Как звали родителей Цветаевой?
- Какая атмосфера царила в доме Цветаевых?
- Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева цикл стихов?
- Как назывался первый альбом поэта?
- Кто дал высокую оценку первому сборнику стихов Цветаевой?
- В каком году Цветаева издает второй сборник стихов?
- Где и когда произошла встреча Цветаевой с С.Эфроном?
- Как звали детей М.Цветаевой?
Использованы материалы сайта: http://www.uroki.net/br/adclick.php?n=a398794c