Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"

Разделы: Литература


Тип урока: проблемный диалог с учащимися на нравственную тему «Отцы и дети».

Цель урока: поразмышлять над содержанием рассказа, поведением героев и понять основную мысль, сделать для себя определенные выводы.

Ход урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о душе человеческой, о любви к близким и еще об одной вечной проблеме. В чем она, эта проблема, вы мне скажете в конце урока.

А урок я начну с рассказа об одном замечательном Человеке, Учителе с большой буквы, Отце большого семейства, 90-летие которого будем отмечать в этом году. Это Спиридонов Дмитрий Спиридонович, проработавший директором только в одной нашей школе 30 лет. Послушайте слово об отце, написанное его дочерью Агнией Дмитриевной (ученица читает отрывок из воспоминания по книге «По зову сердца и души»). (Во время чтения проецируется фильм о семье Спиридоновых) (слайд 2,3)

«Наш дорогой папа, отец…Сейчас у нас, его взрослых детей, это слово вызывает чувство преклонения перед его огромной, действенной отцовской любовью. И ныне, когда его нет с нами, мы продолжаем ощущать невидимую силу его отцовской любви; он всегда был и остается бесконечно дорогим человеком, память о котором никогда не померкнет.

Утро в детстве начиналось с папиного бодрого:»Просыпайтесь, …как чудно солнце встает, …вперед заре навстречу!», и мужская половина детворы по-армейски выбегала во двор на зарядку. А в воскресные утра отец бесшумно подходил к каждому, слегка дернув одеяло, так по родному поцеловав, будил: «Пора, дети мои». Из кухни шел запах любимого лакомства – горячих жареных ломтиков хлеба, посыпанных сахаром. В редкие минуты папиного отдыха, мы и сами старались побаловать его, прося, чтоб он еще немного повалялся в постели, подавая ему уже его любимое лакомство – бруснику в молоке с сахаром. Сколько помним, мы для отца были самыми интересными, желанными спутниками, собеседниками, просто близкими друзьями».

А теперь, пожалуйста, заполните таблицу, но только графу «Спиридоновы»

Как дети относятся к своим родителям?

Спиридоновы

Настя из рассказа «Телеграмма»

 

 

 

 

 

 

 

 

А в жизни иногда бывает так, что родители наши остаются совершенно одни при живых детях. Один, одинокий, одиночество, одинокая старость…, к сожалению, есть и такие слова (слайд 4).

Об одной такой одинокой матери и рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Эпиграфом к уроку я взяла пятую заповедь Божию: «Чти отца своего и матерь твою да благо ти будет, и долголетен будеше на земле». Что такое ЧТИ? (уважай, почитай, люби). Пожалуйста, напишите тему и эпиграф. (слайд 5)

(слайд 6) Учитель: Живет в маленьком глухом селе одинокая старушка Катерина Петровна. Дочь Настя вот уже четвертый год не приезжает – забыла мать. Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи, что у молодых свои дела, свое счастье. Лучше не мешать. Поэтому она очень редко писала дочери, но всегда думала о ней. Однажды даже ей почудилось, что кто-то стучится в давно уже заколоченную калитку. Она поспешно оделась, шаркая ногами вышла на улицу, подошла к калитке и тихо спросила: - Кто стучит? Но никто ей не ответил. Тогда она побрела обратно в дом и решила написать дочери письмо (далее аудиозапись письма Катерины Петровны).

(слайд 7) 1 ученик читает: «Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая – решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

2 ученик читает: Настя вернулась домой, в свою старинную комнату на Мойке, с лепным золочëным потолком, и только тогда прочла письмо Катерины Петровны. – Куда там сейчас ехать! – сказала она и встала. – Разве отсюда вырвешься! Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о скуке сельских дней – и положила письмо в ящик письменного стола.

(Слайд 8) Учитель: Выставка художника Тимофеева, над которой Настя возилась две недели, прошла успешно. Все хвалили, говорили, что такой молодой скульптор незаслуженно забыт. И в это время (далее – аудиозапись о телеграмме).

Ученик: Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. «Ненаглядная моя, - вспоминала Настя недавнее письмо. – Ненаглядная!»

Настя села на скамейке в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. «Поздно! Маму я уже не увижу, - сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама» (на слайде 9 печатается это слово и могильный крест).

Учитель: «Мама! Что же это, мама! Что? Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила». Она опоздала. Билетов уже не было. Но сердобольная кассирша ей помогла (далее аудиозапись – заключение).

Вот мы, хотя и вкратце, прочитали рассказ «Телеграмма». О чем он? (ответы учащихся). Дайте оценку Насте как дочери (ответы учащихся сверяются по таблице слайда 10). Ваше отношение к ней?

А теперь давайте вернемся к сравнительной таблице «Как дети относятся к своим родителям?». Вы написали отношение детей Спиридоновых к родителям, оно получилось у вас положительное. Можете ли эти слова вписать во второй столбик – отношение Насти к матери? (ответ детей отрицательный).

Вот мы с вами сравнили две семьи, отношения детей к родителям в них. Скажите, на каких понятиях – столпах должны строиться эти отношения? А теперь внимание на слайд.

(слайд 11) Да, как правильно вы сказали, действительно, только взаимозабота, взаимолюбовь, взаимопонимание, взаимоуважение помогут в отношениях отцов и детей.

(слайд 12): Как назовем наш урок? (варианты ответов учащихся) (Берегите своих близких!)

Какова проблема данного рассказа? (Человек может остаться один)

В чем его основная мысль? (Надо любить родителей, заботиться о них)

К какому выводу пришли в конце урока? (Страшно, если останешься один на старости лет)

(слайд 13): Рассказ наш называется «Телеграмма». А почему Паустовский так его назвал?

Эту телеграмму писатель адресовал молодому поколению, т.е. вам

«Будь человеком! За добро плати добром!» (проецируются на слайде 13)

Берегите себя и своих близких! Спасибо всем!

Архив с презентацией