Эпиграф
“Шинель” - гротеск и мрачный кошмар.
В.Набоков
Цель: разоблачение гоголевского мира абсурда (чиновничьего Петербурга).
Задачи:
- проследить процесс “растворения” личности;
- понять идейный замысел автора.
Оборудование: текст, медиаматериалы, иллюстрации, изображение шинели(проект), раздаточный материал.
Ход урока
I. Слово учителя
Представьте себе люк, который открылся у вас внезапно под ногами. Рывок и парение, чтобы не оказаться в дыре, а рядом еще открытый люк.
- Ситуация абсурдна?
- В чем абсурд?
- Еще раз уточним значение слова “абсурд”.
Пожалуйста, ассистент.
(ученик-ассистент дает толкование данного слова):
Абсурд – нелепость, бессмыслица. (Довести свою мысль до абсурда)
II. Ролевая игра (разговор чиновников)
1-й чиновник:
Я, господа, готов продолжить тему абсурда. Однажды при Гоголе рассказали о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией скопил он немалую по тем временам сумму в 200 рублей. Именно столько стоило лепажевское ружье, предмет зависти каждого заядлого охотника. Счастливый обладатель ружья выплыл на лодке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Каков же был его испуг, когда обнаружилось, что ружье которое он бережно положил на носу, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом. До позднего вечера он пытался отыскать ружье. Шарил по дну в тростниковых зарослях. Ружье, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива.
Чиновник возвратился домой, лег в постель, его схватила жестокая горячка. Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружье. Все смеялись, за исключением Гоголя.
Мечта жизни, смысл - ружье. Это я считаю абсурдом.
2-й чиновник:
Я, М. Девушкин из романа Достоевского “Бедные люди”. Смерть Акакия Акакиевича я тоже считаю абсурдной. А лучше всего было бы не оставлять его умирать, а сделать бы так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее о его добродетелях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло было бы наказано, а добродетель восторжествовало бы, и канцеляристы товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал…
1-й чиновник:
Да и само положение Акакия Акакиевича абсурдно.
III. Учитель
Постановка проблемы
Я готова продолжить тему абсурда.
Итак, я приглашаю вас разобраться в этой проблеме: кто или что абсурдно в гоголевском мире, отраженном в повести “Шинель”
На доске обозначена проблема
1) Жизнь Акакия Акакиевича наполнена глубоким смыслом или абсурдом?
Акакий Акакиевич- человек или призрак?
Результатом работы явится решение проблемы.
Какое утверждение первично, а какое вторично?
(Дискуссия)
IV. Анализ
Задание:
Составить визитную карточку Акакия Акакиевича с точки зрения абсурда.
Найти элементы абсурда в происходящем, в жизни, поведении, речи.
Выделить и записать ключевые понятия:
а) один чиновник (типичность)
б) абсурд в выборе имени (судьба предопределена)
в) в отношении с сослуживцами (не надо меня обижать)
г) в любви к отупляющей работе (служил с любовью, ревностно)
д) отношение к окружающему миру (не видел ничего)
е) речь (изъяснялся наречиями, предлогами, частицами)
ж) абсурдная мечта (новая шинель)
Вывод:
- Почему Акакий Акакиевич такой?
(мир абсурден, а люди в нем тихопомешанные) Доказательство: анализ эпизода с табакеркой.
Учитель:
- У Гоголя понятие абсурда граничит с понятием трагического или смешного?
(трагического, т.к. в этом мире достичь нравственного все равно, что изменить звездную орбиту. Перед шинелью преклоняют колени и заказчики, и портные)
V. Работа с ОСК
Учитель:
Что является миром для Акакия Акакиевича? (захолустная снимаемая комната, узор букв)
-Как визуально можно представить мир (внутренний и внешний) Акакия Акакиевича?
(сужающаяся улица: вдали огонек (цель) - шинель, и этот огонек заводит в тупик, ведет к трагедии.)
Задание:
Двигаемся по улице и отмечаем основные этапы движения к заветной цели.
Схема: <Рисунок1>
Работа с проектом
I этап
Учитель:
Акакий Акакиевич на первом этапе убеждает себя, что нужна новая шинель. Убедить нас и Акакия Акакиевича вы можете, защитив проект (изображение шинели, выполненной учеником, которое должно передать черты характера героя).
(Ученик отмечает ветхость, обилие заплаток, неопределенность цвета, что свидетельствует о том, что Акакий Акакиевич забитый “маленький человек”)
II этап
Какова должна быть новая шинель?
Защита проекта: вещь, отражающая характер “маленького человека” (д/з учащегося)
Качество ткани определяется прежде всего насыщенным цветом. Из-под отвернувшейся полы видна хорошая подкладочная ткань. Портной не экономил, поэтому шинель получилась просторная с претензией на определенный стиль, о чем говорит покрой модели. Воротник пусть не из дорогого меха, но он своей пышностью не портит фасон шинели.
Таким образом, новая шинель должна показать, что Акакий Акакиевич – личность, которой необходимо тепло, уют; человек, который имеет свои определенные понятия о красоте.
Работа с ОСК
-Каким “путем идет” далее Акакий Акакиевич?
(свернул с привычного пути; выражает протест: срывает шинель)
Вывод:
1) - На что похожа схема? (шинель, плащ, фигура человека , но без лица)
2) - Какой процесс мы увидели? (растворение человека, превращение его в призрак в мире несправедливости и обмана)
- Когда начинается этот процесс? (задолго до шитья, когда родилась эта абсурдная мечта)
Запись под схемой:
Призрак - это реальная ипостась его существа.
VI. Работа с иллюстрациями
см. <Рисунок2>
- Какие эпизоды нашли отражение на этих иллюстрациях?
- На какой предмет обратить внимание?
(на шинель)
-Что общего в этих иллюстрациях?
(отсутствуют лица, т.е.доказательство того, что процесс растворения человека произошел)
Работа с медиаматериалом:
- Скажите, как можно голосом выразить чувства человека? (крик, шепот, возглас, бормотание)
- Прослушаем фрагмент музыкального произведения(по выбору учителя; произведение, отражающее идею повести).
Отражает ли оно идею повести?
Покажите, как развивается рассказ, если выразить чувства голосом, выделив основные сюжетные моменты: служба, мысль о ветхости шинели, мечта, накопительство, облачение, потеря шинели, появление призрака.
(бормотание - шепот - бормотание - бормотание - возглас - крик - многоголосье)
VII. Решение проблемы
Задание (работа в группах):
Выстроить цепь из понятий: порожден миром абсурда, Акакий Акакиевич абсурден, человек, трагичен.
(Акакий Акакиевич абсурден > порожден миром абсурда > трагичен.)
- Что выпало из схемы?
(человек, т.к. он растворился, превратился в призрак)
Вывод:
- Кто шалит на мосту?
Против кого выступает и кого защищает Гоголь?
(Против мира чиновников, где все построено на абсурде. Гоголь защищает “маленького человека”)
- Работа с эпиграфом.
Учитель
- Как эпиграф отражает идею произведения?
(Действительно, события в повести вымышлены и преувеличены. Но этот гротеск показывает степень абсурда чиновничьей системы России первой половины 19в. Кошмар состоит в том, что маленький человек задавлен этим абсурдным миром).
VIII.Д/з Анализ эпизода: Акакий Акакиевич у чиновника.
Составить проект: что надо сделать, чтобы вернуть Акакию Акакиевичу человеческую ипостась.