Цель:
- Познакомить учащихся с первой главой романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
- Выделить главные образы первой главы; определить черты сходства и различия между Евгением Онегиным и лирическим героем романа (автором).
- Познакомить учащихся с приемами анализа лиро-эпического произведения.
- Формировать навыки синтеза и анализа литературно-художественного материала
- Учить школьников чувствовать и любить поэтическое слово.
Оборудование:
1. Репродукция портрета А.С.Пушкина художника О. Кипренского
2. Иллюстрации к роману "Евгений Онегин" художника К. Рудакова
3. Виды Санкт-Петербурга
4. Репродукция гравюры Е.И. Гейтмана с оригинала А.В. Нотбека "Евгений Онегин и Александр Пушкин"
Эпиграф:
"Другие по живому следу пройдут твой путь за
пядью пядь".
Б.Пастернак
Этюд урока
"Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы:"
Начало урока: слово учителя | Мы с вами изучили лирику А.С.Пушкина. Каким человеком показался вам поэт в своих стихах? |
Предполагаем ответы: | Он показался мудрым, любящим, умеющим дружить |
Читается посвящение - первая страница романа (в полном объеме) | Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя, Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя. : Прими собранье пестрых глав. : И сердца горестных замет. |
Слово учителя | Пушкин посвятил роман своему другу М. Плетневу, постоянному и преданному поверенному поэта во всех литературно-издательских делах (Русские писатели. Биографический словарь/ под. ред. П.А. Николаева. - М., 1990. - с 137). Какой подарок! Сердце, молодость, ум, весь талант свой вложил А.С.Пушкин в свой роман. В 1823 году поэт начал писать "Евгения Онегина", работал над ним 7 лет 4 месяца 17 дней. |
На доске чертится схема | 7 лет 4 месяца 17 дней Кишенев - Болдино 9 мая 1823 год - 25 сентября 1830 год |
Слово учителя | Сегодня мы читаем первую главу романа. Тема урока "Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы:". Обозначая тему урока, мы определим предметы нашего исследования - Онегин, молодой человек 20х годов 19 века. Лирический Герой, автор романа; Петербург, "город белых ночей". |
Читается отрывок из стихотворения С.Я. Маршака | Опять стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится невский, Весь Летний сад - "Онегина" глава: (в процессе чтения стихотворения на экране проецируются (или выставляются на доске) виды Санкт-Петербурга: набережная Невы, Елагин дворец, Канал Грибоедова, (Банковский мостик), Центральная аллея Летнего сада и др.) |
Ключевые вопросы для беседы и анализа текста первой главы романа "Евгений Онегин" А.С.Пушкина
1. Что вы можете сказать о названии романа?
2. Как называет автор Евгения Онегина?
3. Расскажите и подтвердите текстом, какое воспитание и образование получил Евгений Онегин. Каково их влияние на формирование личности героя?
4. В чем причина разочарования Онегина?
5. Что сближает Автора и Онегина?
6. В чем между ними разница?
В ходе ответов и анализа текста романа на доске и в тетрадях появляются записи.
Цитатный план сравнительной характеристики главных героев первой главы романа; комментированное чтение отрывков романа.
1. Отношение автора к герою:
"Онегин, добрый мой приятель:"
2. Воспитание и образование:
Онегин | Автор |
Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно: Имел он счастливый
талант Он знал довольно по латыни, |
Мы все учились по-немногу Чему-нибудь и как-нибудь: (Пушкин окончил Лицей в Царском Селе - одно из лучших учебных заведений России) |
3. Склад ума, миропонимание:
Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить, Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита И был глубоким эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет: |
Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны: Автор - величайший поэт России - "Солнце русской поэзии!" |
Отношение к миру искусства:
Онегин: Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам;: И молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел" |
Волшебный край!... Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись: Мои богини!... Услышу ль вновь я ваши хоры? Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет? |
Герой и свет:
Ему наскучил света шум: Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели: :разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец: |
Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Но если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил. Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд: |
Герой в мире людей:
:рано чувства в нем остыли :друзья и дружба надоели: |
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей: Но Пушкин чрезвычайно человеколюбив, гуманен, искренен в любви и дружбе |
Причина отъезда из Петербурга:
Короче: русская хандра Им овладела понемногу: |
...вреден север для меня (Южная ссылка) |
Возраст героев:
Приблизительно одинаков - "Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал из Петербурга тогда же. До этого "убил восемь лет" в свете - значит, появился в обществе примерно в конце 1812 года. Сколько же лет могло быть Онегину в то время? В пушкинских черновиках сохранилось прямое указание на этот счет: Онегин "шестнадцать не больше лет" появился в свете. Значит, Онегин родился в 1796 году, он старше Пушкина на три года:" (Н.Долинина. Прочитаем "Онегина" вместе. - Л., 1917. - с. 81)
Вопрос: | Почему именно эти строки прозвучали в начале нашего урока? |
Предполагаем. ответы | Место действия романа - Петербург, и на фоне Петербурга мы знакомимся с автором и его героем |
Слово учителя | Приступаем к анализу образов Лирического Героя (автора романа) и Евгения Онегина |
Вопрос:
Что движет героями в жизни?
На доске и в тетрадях схемы:
Онегин | Пушкин |
СКУКА "ХАНДРА" |
ЖАЖДА ЖИЗНИ РАДОСТЬ ЖИЗНИ |
Учитель:
Прочитаем сорок пятую и сорок восьмую строфы и рассмотрим гравюру Е.И.Гейтмана с оригинала А.В.Нотбека. Что, по мнению Пушкина, роднит лирического героя и Евгения Онегина?
Вопрос: Возможно ли "возрождение" героев, возможно ли рассеять онегинскую "хандру" и укрепить пушкинскую жажду жизни? Ответы на эти вопросы мы получим при анализе последующих глав романа.
Итог урока:
Сегодня мы лишь приоткрыли первые страницы романа;
- выделили образы главных героев;
- нашли в их судьбах и характерах сходство и различие;
- окунулись в атмосферу Петербурга того времени. Мы читали роман:
И было сердцу ничего не надо,
Когда пила я этой жизни зной.
"Онегина воздушная громада,
Как облако, стояла надо мной:
(Анна Ахматова)
Домашнее задание:
Прочитать вторую главу романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", определить главных героев этой главы.