Урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель:

  • Познакомить учащихся с первой главой романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
  • Выделить главные образы первой главы; определить черты сходства и различия между Евгением Онегиным и лирическим героем романа (автором).
  • Познакомить учащихся с приемами анализа лиро-эпического произведения.
  • Формировать навыки синтеза и анализа литературно-художественного материала
  • Учить школьников чувствовать и любить поэтическое слово.

Оборудование:

1. Репродукция портрета А.С.Пушкина художника О. Кипренского

2. Иллюстрации к роману "Евгений Онегин" художника К. Рудакова

3. Виды Санкт-Петербурга

4. Репродукция гравюры Е.И. Гейтмана с оригинала А.В. Нотбека "Евгений Онегин и Александр Пушкин"

Эпиграф:

"Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь".
Б.Пастернак

Этюд урока

"Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы:"

Начало урока: слово учителя Мы с вами изучили лирику А.С.Пушкина. Каким человеком показался вам поэт в своих стихах?
Предполагаем ответы: Он показался мудрым, любящим, умеющим дружить
Читается посвящение - первая страница романа (в полном объеме) Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя.
:
Прими собранье пестрых глав.
:
И сердца горестных замет.
Слово учителя Пушкин посвятил роман своему другу М. Плетневу, постоянному и преданному поверенному поэта во всех литературно-издательских делах (Русские писатели. Биографический словарь/ под. ред. П.А. Николаева. - М., 1990. - с 137). Какой подарок! Сердце, молодость, ум, весь талант свой вложил А.С.Пушкин в свой роман. В 1823 году поэт начал писать "Евгения Онегина", работал над ним 7 лет 4 месяца 17 дней.
На доске чертится схема 7 лет 4 месяца 17 дней

Кишенев - Болдино

9 мая 1823 год - 25 сентября 1830 год

Слово учителя Сегодня мы читаем первую главу романа. Тема урока "Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы:". Обозначая тему урока, мы определим предметы нашего исследования - Онегин, молодой человек 20х годов 19 века. Лирический Герой, автор романа; Петербург, "город белых ночей".
Читается отрывок из стихотворения С.Я. Маршака Опять стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится невский,
Весь Летний сад - "Онегина" глава:

(в процессе чтения стихотворения на экране проецируются (или выставляются на доске) виды Санкт-Петербурга: набережная Невы, Елагин дворец, Канал Грибоедова, (Банковский мостик), Центральная аллея Летнего сада и др.)

Ключевые вопросы для беседы и анализа текста первой главы романа "Евгений Онегин" А.С.Пушкина

1. Что вы можете сказать о названии романа?

2. Как называет автор Евгения Онегина?

3. Расскажите и подтвердите текстом, какое воспитание и образование получил Евгений Онегин. Каково их влияние на формирование личности героя?

4. В чем причина разочарования Онегина?

5. Что сближает Автора и Онегина?

6. В чем между ними разница?

В ходе ответов и анализа текста романа на доске и в тетрадях появляются записи.

Цитатный план сравнительной характеристики главных героев первой главы романа; комментированное чтение отрывков романа.

1. Отношение автора к герою:

"Онегин, добрый мой приятель:"

2. Воспитание и образование:

Онегин Автор
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно:

Имел он счастливый талант
Без принуждения в разговоре
Коснуться до всего слегка
С ученым видом знатока:

Он знал довольно по латыни,
Чтоб Эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить uale,
Да помнить, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха:

Мы все учились по-немногу
Чему-нибудь и как-нибудь:

(Пушкин окончил Лицей в Царском Селе - одно из лучших учебных заведений России)

3. Склад ума, миропонимание:

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить,
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита
И был глубоким эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны:

Автор - величайший поэт России - "Солнце русской поэзии!"

Отношение к миру искусства:

Онегин:
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;:
И молвил:
"Всех пора на смену;
балеты долго я терпел,
но и Дидло мне надоел"
Волшебный край!...
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись:
Мои богини!...
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?

Герой и свет:

Ему наскучил света шум:
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели:
:разлюбил он наконец
и брань, и саблю, и свинец:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд:

Герой в мире людей:

:рано чувства в нем остыли
:друзья и дружба надоели:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей:

Но Пушкин чрезвычайно человеколюбив, гуманен, искренен в любви и дружбе

Причина отъезда из Петербурга:

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу:
...вреден север для меня
(Южная ссылка)

Возраст героев:

Приблизительно одинаков - "Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал из Петербурга тогда же. До этого "убил восемь лет" в свете - значит, появился в обществе примерно в конце 1812 года. Сколько же лет могло быть Онегину в то время? В пушкинских черновиках сохранилось прямое указание на этот счет: Онегин "шестнадцать не больше лет" появился в свете. Значит, Онегин родился в 1796 году, он старше Пушкина на три года:" (Н.Долинина. Прочитаем "Онегина" вместе. - Л., 1917. - с. 81)

Вопрос: Почему именно эти строки прозвучали в начале нашего урока?
Предполагаем. ответы Место действия романа - Петербург, и на фоне Петербурга мы знакомимся с автором и его героем
Слово учителя Приступаем к анализу образов Лирического Героя (автора романа) и Евгения Онегина

Вопрос:

Что движет героями в жизни?

На доске и в тетрадях схемы:

Онегин Пушкин
СКУКА

"ХАНДРА"

ЖАЖДА ЖИЗНИ

РАДОСТЬ ЖИЗНИ

Учитель:

Прочитаем сорок пятую и сорок восьмую строфы и рассмотрим гравюру Е.И.Гейтмана с оригинала А.В.Нотбека. Что, по мнению Пушкина, роднит лирического героя и Евгения Онегина?

Вопрос: Возможно ли "возрождение" героев, возможно ли рассеять онегинскую "хандру" и укрепить пушкинскую жажду жизни? Ответы на эти вопросы мы получим при анализе последующих глав романа.

Итог урока:

Сегодня мы лишь приоткрыли первые страницы романа;

  • выделили образы главных героев;
  • нашли в их судьбах и характерах сходство и различие;
  • окунулись в атмосферу Петербурга того времени. Мы читали роман:

И было сердцу ничего не надо,
Когда пила я этой жизни зной.
"Онегина воздушная громада,
Как облако, стояла надо мной:
(Анна Ахматова)

Домашнее задание:

Прочитать вторую главу романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", определить главных героев этой главы.