Цели:
- познакомить ребят с философской сказкой А. Де Сент-Экзюпери “Маленький принц”;
- развивать творческие способности учащихся, развивать речь учеников.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- аналитическое чтение,
- защита творческого мини-проекта,
- работа над словесным портретом героя,
- выразительное чтение,
- инсценировка.
Оборудование: портрет А. Де Сент-Экзюпери, стенгазета о жизни писателя, реквизит для инсценировки, плакаты с высказываниями А. Де Сент-Экзюпери, магнитофон, аудиозапись песни “Нежность”.
Предварительное домашнее задание: разделить класс на 5 групп, каждой группе придумать форму для планет Короля, Честолюбца, Географа, Фонарщика, Пьяницы и изготовить модели; подготовиться к защите мини-проекта; выписать в тетрадь фразы, особенно запомнившиеся во время прочтения книги; написать творческую работу “Словесный портрет Маленького принца”.
ХОД УРОКА.
1. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы познакомимся с небольшим
произведением, которое написал А. Де
Сент-Экзюпери. Мы с вами много знаем о жизни этого
замечательного человека. Он был разносторонним,
одаренным, с детских лет увлекался рисованием,
музыкой, стихами и техникой. Он был писателем и
летчиком одновременно. А когда его спрашивали,
что он предпочитает: писать или летать, Экзюпери
отвечал: “Не понимаю, как можно разделить эти
вещи, тем более противопоставлять. Для меня
писать и летать – одно и то же”. На вопросы о
своей жизни и о себе он отвечал: “Ищите меня в
том, что я пишу”.
И действительно, ничто так не раскрывает нам
этого человека, как его письма, рукописи, романы.
Давайте ещё раз вспомним, что же он писал о себе.
2. Чтение высказываний.
Учитель: Всё это были мысли, высказанные в разные периоды его жизни, а сегодня мы поговорим с вами о книге, которую Экзюпери написал за несколько месяцев до смерти. Это книга “Маленький принц”, которая стала его писательским завещанием. На первый взгляд, это – обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но это не так. А вот что хотел сказать нам автор этой книгой, какое завещание он нам оставил, мы узнаем на сегодняшнем уроке.
3. Аналитическая беседа по тексту: Автор посвятил эту книгу Леону Верту, своему другу, с которым он часто спорили по разным жизненным вопросам. Но посвящение это немного необычно. Давайте с ним познакомимся.
Учитель читает посвящение.
“…Во Франции холодно и голодно…” Почему во Франции холодно и голодно? Когда пишется книга? (Франция оккупирована фашистами.)
“Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью… В мире, где воцарился бы Гитлер для меня нет места… Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям”. (А. Де Сент-Экзюпери)
– Почему книга посвящена ребенку?
– Каковы взрослые по мнению автора?
– Почему Экзюпери так ценит мир детства? Давайте вспомним, как автор познакомился с Маленьким принцем.
4. Инсценировка “Встреча летчика с Маленьким принцем”
Учитель: Вот так и мы с вами познакомились с Маленьким принцем. Каким же он предстал перед вами? Я просила вас дома подготовить словесный портрет Маленького принца. Какой же образ вы нарисовали в своем воображении?
5. Чтение творческих работ “Словесный портрет Маленького принца”:
– Почему Маленький принц появился именно рядом с автором?
– Чем отличается автор от других взрослых?
– Как жил Маленький принц на своей планете?
6. Рассказ о планете Маленького принца:
– Итак, каждое утро Маленький принц приводил в порядок свою планету. Давайте вспомним в каком году Экзюпери пишет “Маленького принца”? (1943 г. – идет война.)
– Что же делают взрослые со своей планетой? (Своей алчностью и жаждой власти губят красоту жизни.)
– Что можно сказать о характере Розы?
– Какое качество помогает Маленькому принцу все капризы Розы?
– Маленький принц решил путешествовать. Почему? (Конец VIII главы).
– Давайте и мы отправимся в путешествие с Маленьким принцем и попадем с ним на первую планету. На первой планете жил король.
7. Рассказ о героях по плану:
1. Характеристика героя.
2. Отношение Маленького принца к герою.
3. Защита макета своей планеты.
(2 – Честолюбец, 3 – Пьяница, 4 – Деловой человек, 5 – Фонарщик, 6 – Географ).
– Чем отличается Фонарщик от остальных героев?
– Кого из героев Экзюпери описывает несколькими словами, а кому дает более развернутую характеристику? Почему?
– Когда Маленький принц разочаровался в Географе? (Сидит на месте, не выходит из кабинета.)
– Кто из героев был интересен Маленькому принцу, а на чьей планете он даже не задержался?
– Географ посоветовал Маленькому принцу отправиться на землю. Что это за планета?
8. Рассказ о земле:
– Встреча с этой планетой разочаровала Маленького принца, принесла ему не радость, а огорчение. Почему? Кто утешил Маленького принца? (Лис.)
– Маленький принц провел с Лисом совсем немного времени, но за это короткое время принц очень изменился и открыл для себя много нового. Чему же научил Лис принца? (XXI глава).
– Что значит приручить? (По тексту)
– Легко ли это сделать? (Нет. Нужно запастись терпением. Для чего? Для ежедневного труда. А что трудится: руки, ноги? Нет. Душа. Любовь и дружба – это труд души. Каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой души.)
– “Если ты меня приручишь, моя жизнь точно светом озарится”. Почему? (Он будет не одинок. У него появится друг–человек, который будет радоваться его успехам и сопереживать его неудачам.)
“Друг – это прежде всего тот, кто не берется судить. Говорю тебе, это тот, кто открывает дверь путнику и находит место его костылю или его посоху и, чтобы судить о нем, не заставляет его плясать. И если путник рассказывает о весне на дороге, друг тот, кто принимает в нем весну. А если он рассказывает об ужасах голода в деревне, из которой он идет, друг переживает вместе с ним муки голода. Ибо я сказал тебе: друг в человеке – это его часть, предназначенная для тебя, она открывает тебе дверь, которую, может быть, никому больше не откроет. И твой друг – настоящий, и все, что он говорит, – правда, и он любит тебя. Дружба – это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам”. (А. Де Сент-Экзюпери)
– Как вы понимаете слова: “Мы в ответе за тех, кого приручили”? (Нельзя забывать тех, кого любишь. Нужно быть верными в любви и дружбе.)
– Какой секрет открыл Лис Маленькому принцу? Как вы его понимаете? (“Зорко бывает одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь”.)
– В конце книги Маленький принц покидает летчика. Легко ли автор расстается с ним? Почему?
– Кем был Маленький принц для автора?
– Если автору так тяжело расставаться с принцем, может быть, лучше было с ним не встречаться?
(“Душа обязана трудиться”. Н. Заболоцкий. “Лечите душу ощущениями” О. Уайльд.)
9. Анализ домашней работы с текстом:
– Я просила вас читать эту книгу очень внимательно и записывать в тетрадь те строчки, которые вам запомнятся, заставят задуматься над произведением. И теперь я прошу вас поделиться с нами тем, что вы записали.
Чтение высказываний.
– Спасибо. Вы знаете, я очень рада, что вы так внимательно читали это произведение, и многие из вас не прошли мимо строк, над которыми задумывалась я, задумывались, может быть, ваши родители, читая эту книгу, и тысячи других ее читателей. К тому, что писал о себе Экзюпери, мне хочется прибавить и эти строки: “Зорко бывает одно лишь сердце”, “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
Плакаты с цитатами вывешиваются на доску.
10. Заклчительное слово учителя:
– Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери? Какие мысли? (Надо уметь быть верными в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться ко злу, каждый человек в ответе не только за свою судьбу.)
– Я открою вам один секрет. Читать эту книгу
можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок
воспринимает ее как сказку. Мы с вами сейчас
увидели, что она заставляет нас задуматься над
очень серьезными жизненными вопросами, мимо
которых не пройдет ни один человек. Если вы
прочитаете ее через некоторое время, когда
станете старше, эта книга откроется вам
по-другому.
Все это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже
полюбил Маленького принца, как и мне, это
совсем-совсем не все равно: весь мир становится
для нас иным оттого, что где-то, в безвестном
уголке Вселенной, барашек, которого мы никогда не
видели, быть может, съел незнакомую нам Розу.
Взгляните на небо и спросите себя: “Жива ли та
Роза или ее уже нет? Вдруг барашек съел ее?” И вы
увидите, все станет по-другому…
Песня “Как ты там, малыш…” или “Нежность”.
11. Домашнее задание:
– Сочинение на тему: “Над чем заставила меня задуматься книга А. Де Сент-Экзюпери”? или “Завещание А. Де Сент-Экзюпери своим читателям”.