Урок по русской литературе в 8-м классе. Нравственные уроки рассказа А.С.Грина «Зеленая лампа»

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: Чтение с остановками, А.С.Грин «Зеленая лампа»


Цели урока:

  • познакомить учащихся с рассказом А.Грина «Зеленая лампа» с помощью приёма «чтение с остановками»;
  • стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица»;
  • способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.

Оборудование урока: различные иллюстрации к рассказу, раздаточный материал.

I стадия. Вызов

Подготовка к изучению новой темы.

  • ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «зеленый» (краски, растения, листья, жизнь)
  • а символом чего, по вашему мнению, может быть слово «лампа» (свет, надежда, всё видно…)
  • какие мысли у вас возникают от словосочетания «зеленая лампа»? (предмет, который дает свет, надежду, известное литературное общество 19 века - ответы принимаем любые)

II стадия. Осмысление

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.С.Грина «Зеленая лампа»

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?(Записываем предположения учащихся на доске).

- После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.

«Чтение с остановками». Читает учитель 1 часть.

Анализ 1 части

Ребятам раздаются листы, где напечатаны вопросы для обсуждения, после этого ребята записывают на листе ответы самостоятельно, каждый может записать тот ответ, который он считает для себя верным. В конце урока учитель собирает эти листы и может поставить отметку за выполненную работу (здесь проверяется логичность изложения мысли, наличие грамматических и стилистических ошибок).

- Кто главное действующее лицо?

1. Охарактеризуйте Стильтона.

2. Кто стал жертвой жестокого замысла Стильтона?

3. Как он принял предложение Стильтона?

4. Какова роль третьего персонажа - Реймера?

5. Как Реймер отнесся к задумке Стильтона?

6. Как вы поступили бы на месте Реймера в такой ситуации?

7.Какой урок вы извлекли для себя, оценивая поступок Реймера?

Анализ 2 части

- Как вы думаете, что произойдет во 2 части с нашими героями? (Записываем предположения учащихся на доске).

Чтение учителем второй части.

1. Как называет Джон Ив поступок Стильтона при встрече через несколько лет? (ответ запишите цитатой из текста)

2. Что необычного в этом словосочетании? Если ребята не смогут дать ответ, можно помочь им дав следующую информацию.

(Такой приём в художественной литературе называется оксюморон - стилистическая фигура, сочетание внутренне противоречащих друг другу понятий, он используется для того, чтобы привлечь внимание, показать необычность явления, например: звонкая тишина, живой труп, горячий снег).

3. С какой целью оксюморон использован для характеристики поступка Стильтона? (В вопрос сложный, поэтому даю ответ: Внешне - совершил благородный поступок, на самом деле, хотел насладиться своей властью, позабавиться, показать, что в поступке Стильтона переплелось добро и зло)

4. Удался ли замысел Стильтона? Как вы думаете, почему злая шутка не получилась?

5. Итак, от чего зависит судьба человека?

6. Чему научил вас главный герой Джон Ив своим примером?

7. Итак, Джон Ив стал хорошим хирургом. Какими душевными качествами должен обладать врач?

8. Есть ли они у героя? Докажите!

9. Какой урок мы можем извлечь для себя, оценивая душевные качества героя?

10. А почему уверенный в себе Стильтон вдруг так опустился, стал бродягой?

11. Какую важную мысль хотел донести до нас автор, превратив богача в бродягу? О чём он хотел нас предупредить?

12. Большую роль в рассказе играет композиция, она помогает понять основную мысль рассказа.

13. В чём особенность построения сюжета (композиции) рассказа?

14. Как называется приём противопоставления в литературе?

15. А вы ожидали такой финал? Посмотрите, какие предположения мы записали на доске.

Д/З. Самостоятельная работа с текстом:

1. Найдите в тексте противопоставления, запишите их:

- С какой целью автор использовал антитезу?

2. Важную роль в раскрытии авторского замысла играет название рассказа. Как вы думаете, что символизирует зеленая лампа?

3.Давайте подведем итог. Какие нравственные уроки, вы извлекли из рассказа «Зеленая лампа»?

4. Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного, что вас удивило в рассказе, какие строки вам запомнились?

5. Что стало первым помощником Ива на его трудном пути? Чем стала книга в жизни Джона Ива?

Вы находитесь в начале жизненного пути, и у каждого из вас, надеюсь, будет своя зеленая лампа - надежда, мечта, которая поведет вас по жизни. Найти свой путь, свою мечту вам помогут книги, наши добрые и верные друзья.