Цель: подвести учащихся к пониманию философского смысла романа; показать противоречие между гуманизмом и “наполеонизмом” Раскольникова; продолжить внимательное обращение со словом Достоевского.
Оборудование: слайды с иллюстрациями к роману (Раскольников. Художник Д. Шмаринов, Раскольников в своей комнате. Художник И. Глазунов.), кадры из документального фильма “Памяти Достоевского”, раздаточный материал: выдержки из статьи Макса Штирнера “Единственный и его собственность”, из книги Наполеона, высказывания о романе кинорежиссера Л.А. Кулиджанова, актера Г. Тараторкина, Ф.М. Достоевского из “Речи о Пушкине”.
Ход урока
Главное – люби других, как
себя, вот, что главное. |
1. Вступительное слово о жанре романа.
Между детективным романом и “Преступлением и
наказанием” есть внешнее сходство. В чем оно?
Но можно ли считать “Преступление и наказание”
детективом?
Акценты расставлены совсем необычно. Мы никак не можем сказать, что в центре романа – борьба Порфирия Петровича и Раскольникова, и что наш интерес основан на том, как постепенно следователь выясняет, кто убийца. Ход рассуждений Порфирия Петровича скрыт и от читателя, и от Раскольникова и лишь во время последней встречи сам Порфирий Петрович излагает, каков был путь его анализа. До этого у Порфирия-Петровича с Раскольниковым было 2 встречи. В романе они занимают важное место, но интерес сосредоточен не только на них.
На чем? Что для нас составляет тайну?
Таким образом, в основе романа лежит
философская и психологическая тайна (почему
убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли
преступник?)
Т.е. в центре внимания автора и читателя
внутренний мир преступника.
Как раскрывается внутренний мир героя? Какие средства использует автор?
2. Лингвистический анализ внутреннего монолога Раскольникова.
Найдите первую фразу Раскольникова.
Что вы слышите в этой фразе? Как Раскольников оценивает человечество? Что необычного в построении фразы? Каким мы представляем Раскольникова по его отрывочному монологу?
3. Раскольников давно уже пришел к мысли, что человек – “подлец, потому что ко всему привыкает”. И жизнь все время подтверждает эту аксиому. Но человек не может все время ощущать себя рабом, не может чувствовать себя “подлецом, подчиняющимся обстоятельствам, иначе он, может быть, и жить-то не захочет.” Вспомним, к какому выводу приходит герой после размышления о том, что человек – “подлец, ко всему привыкает”?
Но, может быть, существует компромиссный вариант, который не видит или не хочет видеть герой Достоевского? Что же его толкает на страшный шаг? Живет же в этом мире его друг Разумихин, учится, дает уроки, как-то зарабатывает себе на жизнь. Почему Раскольников не желает следовать этому разумному примеру?
4. Таким образом, герой приходит к страшной мысли убийства.
Каковы же социальные факторы, толкнувшие Раскольникова к преступлению?
Пока ребята называют и обосновывают факторы, один ученик у доски располагает события в хронологическом порядке, (события написаны на отдельных листочках). Проверка.
5. На экране через мультимедиапроектор проецируются иллюстрации к роману, созданные художниками Ильей Глазуновым и Дементием Шмариновым и изображающие Раскольникова в своей каморке во время обдумывания своей идеи. Учащимся предлагается вопрос: иллюстрация какого художника более близка их восприятию героя? Аргументируйте свой ответ.
6. На экране через мультимедиапроектор спроецированы слова Д.И. Писарева: “Причина преступления Раскольникова “не в мозгу, а в кармане”; теоретические убеждения Раскольникова не имели “заметного влияния на совершение убийства”; “настоящей и единственной причиной” преступления являются “тяжелые обстоятельства”.
Согласны ли вы с Писаревым?
7. Как сам Раскольников в разговоре с Соней объясняет причины убийства старухи. Работа с таблицей, выполненной дома. Обращаем внимание на авторское слово. (Таблица спроецирована через мультимедиапроектор на экран, по мере того, как учащиеся называют причины, на экране появляются строчки таблицы)
причина, названная героем | авторская ремарка | реакция Сони |
Итак, главная причина названа. Какова она?
8. Раскольников основывается на своей теории. Сущность теории Раскольникова раскрывается во время первого разговора с Порфирием Петровичем.
Выдумал ли Раскольников свою теорию?
Раскольников говорит, что написал статью “по поводу одной книги”.
Какие книги имеет в виду герой?
Работа с раздаточным материалом. Прочитайте выдержки и сделайте выводы.
(Ребятам предлагаются выдержки
- из статьи М. Штирнера: “Победить или покориться – таковы два мыслимых исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побежденный обращается в подвластного...я... не стану бояться мысли, как бы дерзка и “демонична” она ни была, потому что в моей власти уничтожить ее, если она мне станет представляться неудобной... Сознай, что ты сильнее и властнее, чем ты себя считаешь, и тогда ты будешь властнее и сильнее. Сознай, что ты больше и ты будешь больше... Я не испугаюсь и деяния, в котором обитает дух безбожия, безнравственности, беззакония.”
- из книги Наполеона: в предисловии книги проводилась мысль, что действия людей обыкновенных судят по одной логике и одним законам, действия же “героев”, “мировых гениев” – по другой логике и другим законам; в книге обосновывалось право “гения” на преступление, доказывалась, что ему “все дозволено”.).
Встречались ли вы с подобными идеями?
Чтение учащимися диалога Порфирия Петровича и Раскольникова.
Прав ли Порфирий Петрович, когда разъясняет основную мысль статьи Раскольникова? В чем он расходится с автором статьи?
В чем объективный смысл теории Раскольникова? Что она оправдывает?
9. Итак, преступление совершено. Во время спора со следователем Разумихин говорит Раскольникову: “Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...”
Но Раскольников не может понять этой очевидной, казалось бы, истины.
Почему официально можно истреблять тысячи и миллионы людей, и это деяние не считается преступлением в глазах людей, а убийство им жалкой, ничтожной старушонки, зловредной, пьющей людские соки, в глазах той же толпы – преступление?
Учащиеся просматривают кадры из фильма “Памяти Достоевского” и отвечают на вопрос, который задает себе Раскольников.
10. Работа с раздаточным материалом (ребятам предлагаются размышления о преступлении Раскольникова:
- кинорежиссера Л.А. Кулиджанова: “ История Родиона Романовича Раскольникова представляется мне историей человека, пытавшегося преступить предел дозволенного, нравственно возможного якобы ради утверждения своей человеческой личности... “Тварью дрожащею” быть недостойно человека, а надобно быть Наполеоном, чтобы владеть всем этим людским “муравейником”, считает он. Надо подчинить его себе, а для этого все средства не только дозволены, но и хороши... Но здесь-то и оказывается, что Раскольников не утверждает свою личность, а разрушает ее...”
- актера Г. Тараторкина: “ Мы живем в сложное и драматичное время.. .в мире кровь льется направо и налево. Как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, исключительность, раскольниковское право на насилие. В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности...”
- Ф.М. Достоевского из “Речи о Пушкине”: “Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой” при условии, “что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо? Вот и вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастье, если в фундаменте его заложено страдание?”)
С кем бы вы согласились? Как бы ответили на вопрос Ф. М. Достоевского?
Обращение к эпиграфу урока.
11. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: “Можно ли построить счастье тысяч людей, пожертвовав жизнью одного человека?”
Литература.
- Болдырева С. Тема покаяния в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” // Литература. 1997. №15 с.4.
- Гройсман В. Религиозные символы в романе “Преступление и наказание” // Литература. 1997. №44 с.5-9.
- Ирмияева Т. В чем состояла идея Раскольникова? // Литература. 1996. №14 с.2-3.
- Романичева Е. Работа с эпизодом на уроках повторения // Литература. 1998. №21 с.5-6.
- Свердлов М. В чем преступление и в чем наказание Раскольникова? // Литература. 1998. №21 с.7-9.
- Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон “я” и “закон любви”. // Литература в школе. 2006. №4 с.26-33.
- Фомичева А. Обретение веры. По роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Литература. 1997. №15 с.2-3.
- Шелепин В.А. Опыт современного прочтения романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Литература в школе. 2007. №2 с.96-106.
- Щенников Г.К. Изучение романа Достоевского “Преступление и наказание” в средней школе. Ученые записки УрГУ. №121. серия филологическая вып.19. с. 134-151.