Изучаем рассказ И.С.Тургенева "Бирюк". На предыдущем уроке мы познакомились с биографией писателя, узнали о значении в его жизни Спасского-Лутовинова, где писатель провел детство и еще юношей поклялся бороться против помещичьего произвола и надругательства над человеком. В 1852 году по приказу Николая 1 Тургенев был арестован в Петербурге и сослан в имение Спасское-Лутовиново, перешедшее в его владение после смерти матери. Как известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В. Гоголя, но в действительности, всероссийский самодержец разгневался на Тургенева из-за антикрепостнического духа "Записок охотника".
Ребята прочитали рассказ "Бирюк", получили задание на дом: пересказать близко к тексту портрет главного героя (1 вариант), интерьер избы лесника (2 вариант); определить, какая сцена в рассказе может считаться самой важной, и подготовиться читать ее по ролям.
Начинаем с беседы по содержанию:
- Почему рассказ называется "Бирюк"?
- Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне, И.С.Тургенев делает примечание о том, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого, угрюмого человека.)
- Как Фома стал Бирюком? Почему он суровый и нелюдимый? (Фома отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела", "силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и "вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть не приходится". Герой живет в лесу с двумя малыми детьми, его жена с "прохожим мещанином сбежала".)
Прошу ребят нарисовать словесный портрет героя и сделать вывод об отношении автора к герою. ("Молодец", "плечист и сложен на славу", "могучие мышцы", "суровое и мужественное лицо", глаза "смело глядели" - вcё убеждает нас в том, что и рассказчик, и автор уважительно, с симпатией относятся к герою.)
Далее ребята описывают избу лесника, которая "состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок".
Спрашиваю, разделяют ли ребята чувства рассказчика, который с горечью отмечает: "Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло"?
Здесь же можно обратиться к иллюстрациям в учебнике (автор В.Я. Коровина) и выяснить, такими ли ребята представляют себе героев.
-А чем угощал своего гостя Бирюк? (На этот вопрос ребята не всегда отвечают "с ходу".) Вспоминаем вместе, что кроме хлеба у Фомы ничего нет. "Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет".
- Какая сцена в рассказе является самой острой, кульминационной? (На доске - определение кульминации).
Читаем по ролям диалог Бирюка с пойманным в лесу мужиком. Обращаем внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: "заговорил …голосом глухим и разбитым", "твердил", "повторял с унылым отчаянием".
- Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу "бедняк потупился", а некоторое время спустя "внезапно выпрямился", "глаза загорелись, и на лице выступила краска"? Почему меняется не только тон, но и лексика: "душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь"? Конфликт достигает своей остроты. Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался.
- Ожидали ли вы такой развязки?
- Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? (Здесь ученики должны еще раз вспомнить о том, каким замечательным работником зарекомендовал себя Фома).
- Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели?
Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. "Пришиби - один конец; что с голоду, что так – все едино". К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора.
- Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?
Исправно несущий свою службу ("Я тоже человек подневольный; с меня взыщут"), угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика.
- Как проявляются взгляды автора в рассказе?
Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга ("Записки охотника") послужила делу освобождения крестьян.
- Почему же такое влияние имела на умы, настроения в обществе эта книга? И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ "Бирюк" в деле отмены крепостного права?
Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил".
Действие в рассказе развивается на фоне природы. И.С. Тургенев показал себя мастером пейзажа.
У учеников на столах листки с отпечатанными отрывками из рассказа.
Перед грозой.
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.
Гроза.
Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.
Прошу учеников обратить внимание на выделенные слова и подумать, чем отличаются эти картины природы.
(В первом отрывке выделены прилагательные-эпитеты, определяющие цвет, размер, а во втором отрывке выделены глаголы, передающие движение, динамику картины. Попутно вспоминаем, что такое метафора, эпитет, олицетворение. С их помощью писатель рисует картину природы.)
- Какое значение имеет гроза для развития действия?
Из грозы в свете молнии вырастает "словно из земли" лесник. От такого начала мы ожидаем чего-то необычного, даже фантастического. Трудно понять, как Бирюк мог ориентироваться в лесу ночью, да еще и слышать, как рубят дерево в шуме дождя и ветра.
С описанием грозы мы встречаемся в самом начале, а теперь найдем место в рассказе, где рисуется лес после дождя: "В отдалении еще толпились громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии, но…уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали…очерки деревьев,…обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака".
- Какова связь описаний природы с основным содержанием рассказа?
Отмечаем, что тревожное состояние в природе (гроза, дождь, буря) связано с "тревожным" содержанием рассказа. Пейзаж у И.С. Тургенева "живет" одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
В конце 1846 года, задумав расстаться с литературной деятельностью, И.С.Тургенев отдает как бы "на прощание" небольшой очерк о дружбе двух крестьян в журнал "Современник". Очерк, озаглавленный "Хорь и Калиныч", напечатали в разделе "Смесь". В редакции затруднились определить жанр произведения и снабдили подзаголовком "Из записок охотника". Когда номер "Современника" дошел до читателя, все заговорили о талантливом, проникнутом глубокой симпатией к мужику рассказе неизвестного автора, скрывшегося под инициалами Т.Л.(Тургенев-Лутовинов). Успех возвратил Тургенева к литературе, побудил работать над очерками дальше, и теперь мы можем прочитать книгу "Записки охотника", состоящую из 25 очерков.
Завершаем работу над произведением рекомендацией прочитать рассказы из "Записок охотника": "Хорь и Калиныч", "Касьян с Красивой Мечи", "Певцы".