Урок по рассказу Н.С.Устиновича "Лебединая дружба". Рассказ о дружбе, верности и преданности

Разделы: Литература


Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с рассказом,
  2. Помочь разобраться в прочитанном.

Задачи:

  • образовательные: определить идею произведения, уметь анализировать рассказ;
  • развивающие: развитие эмоционального восприятия художественного текста, формирование навыков сравнительного анализа, творческого воображения;
  • воспитательные: воспитание вдумчивого читателя, любящего произведения родного края.

Оборудование:

  1. Компьютеры: использование ИКТ как форма активизации обучения.
  2. Портрет писателя.
  3. Красная книга Красноярского края.
  4. Толковые словари

Виды деятельности:

  1. Аналитическая беседа по вопросам.
  2. Выразительное чтение, краткий пересказ.
  3. Сравнительный анализ.
  4. Иллюстрирование (обложка для книги).
  5. Тестирование

Раздаточный материал: Буклет “Пусть летят по небу лебеди…”

Метод обучения: Частично-поисковый.

Вид контроля: Самостоятельная работа, тестирование.

Формы работы

  1. Индивидуальная
  2. Коллективная
  3. Групповая

Ход урока

I. Слово учителя с элементами аналитической беседы:

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией нашего сибирского писателя Николая Станиславовича Устиновича и его рассказом “Лебединая дружба” (см. слайд №1из презентации).

2. Звучат слова песни в исполнении С. Ротару “Лебединая верность” - (Приложение №1, в это же время появляется слайд №2 из презентации).

  • Какие чувства возникли после прослушивания песни?
  • Какое впечатление произвел на вас рассказ?
  • Как вы можете соотнести слова песни с рассказом “Лебединая дружба?” (рассказ заранее прочитан дома).
  • Что вы знаете об этих удивительных птицах?

II. Сообщение учащегося: описание лебедя (сведения из Красной книги Красноярского края. Перед уроком ребятам раздали буклеты, см. приложение №2).

III. Проверка домашнего задания: комментированное чтение с элементами викторины, сжатый пересказ.

Викторина:

Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие?

Когда происходит?

Зачем нам об этом рассказал автор?

1. Какова основная мысль текста? Найдите ключевые слова, подтверждающие основную мысль.

2. Почему лебеди остановились на тихом таежном озере, чего раньше никогда не происходило?

3. Почему зазимовала лебёдка, и остался зимовать здоровый лебедь?

IV. Работа в группах:

1 группа: напишите отзыв о рассказе Н.С. Устиновича “Лебединая дружба” (слайд №3 из презентации)

2 группа: составьте в тетради план рассказа Н.С. Устиновича “Лебединая дружба”.

3 группа: дайте характеристику бакенщику. Как относился Никита Семенович к птицам? За что любил их? (запись в тетрадь).

4 группа: найдите и зачитайте описание природы. Какой предстает природа Сибири?

V. Физминутка.

VI. Анализ отрывка К. Воробьева “Гуси-лебеди” (читает учитель).

Отрывок из рассказа Константина Воробьева “Гуси-лебеди”.

- Прилетели они по зорям. Сядут на середину озера, обнимутся шеями и плавают, а белые как снег. Ну, полюбуются, помилуются, а как солнце взойдет повыше - снимутся и улетят. Бабушка, бывало, говорит: “Храни тебя Бог, Данилыч, от причинения обиды птицам. Не тронь их”. А дедушка…не стерпел. Подкараулил он их в одно прекрасное утро и полыхнул с берега, И убил самого. А лебедка осталась. Подплыл он на лодке, хочет взять убитого, а она прикрыла его крыльями, сипит на убийцу и норовит клюнуть…Насилу отнял, а ее пожалел, улетела…Прошел день, другой- всякое ведь дело забывается. Но вот на четвертую зорю на озеро прилетела лебедка- растрепанная, исхудавшая…И начала она метаться: то на воду сядет, то вынырнет, то взовьется. И стонет, в жизни я не слыхал такого крика - одна живая боль! И так каждое утро. Сторожка наша у самого берега стояла - слышно все, и бабушка захворала, не вынесла лебединой тоски. А дед…он тоже переживал, как от зубной боли. Как-то с ночи собрался в обход будто, а сам залез в кусты на берегу озера и дождался лебедку… Выпалил он по ней, да не попал - руки, верно, тряслись. И вот что получилось. Взвилась лебедка над озером и стала чуть заметной, а потом сложила крылья и камнем прямо на деда, на ружье…

Задание:

  • Чем схожи рассказ Н.С.Устиновича и отрывок из рассказа К. Воробьева?
  • В чем их отличие?
  • Как вы понимаете крылатое выражение “лебединая верность?”
  • Как вы думаете, осталась жива лебедка?

VII. Работа за компьютером по группам (1 группа).

Найдите в рассказе выразительные средства языка, характеризующие красоту лебедей (слайд №4 из презентации).

Как в русских сказках изображали лебедей? (Как лебедушка плывет).

VIII.Работа в тетрадях (2 группа)

Объясните, пользуясь толковым словарем, значение слов (слайд №5 из презентации).

Примечание: после выполнения работы группы меняются.

IX. Заключительное слово учителя.

- В рассказе “Лебединая дружба” показана преданность, верность, дружба птиц. Дружба птиц находит горячий отклик в душе бакенщика – Никиты Семеновича. “Грустно опустив голову, стоял он над замерзшими птицами…”

- “ Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни ”, - писал Леонид Андреев.

Как вы понимаете высказывание Л. Андреева?

X. Домашнее задание: (на выбор)

Написать сочинение-миниатюру по одной из предложенных пословиц (слайд №6 из презентации)

Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Лебединая дружба”.

Сведения для учителя: в зависимости от подготовленности класса предлагается использование теста в Ixsel (см. приложение №3).