Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.
обучающая: познакомить обучающихся с
проблематикой, композиционными и сюжетными
особенностями рассказа;
развивающая: развитие логического и
образного мышления;формирование диалогических
умений;
воспитательная: на примере образа
главной героини формировать активную жизненную
позицию, гражданское мужество.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок-диалог, один учебный час с использованием компьютерных слайдов.
Межпредметные связи: история и литература, изобразительное искусство и литература.
Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный, практический.
Оборудование: раздаточный материал: карточки для индивидуальных заданий, информационные листы.
Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация, репродукция картины “Христос в пустыне”.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Слово учителя.
В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
II. Определение темы, постановка цели.
1. Как проявляются качества героини рассказа?
1) Почему рассказ называется “Песчаная
учительница”?
2) Чему подчинена композиция рассказа?
3) Какие проблемы поднимаются в произведении?
- Как, исходя из этого, можно сформулировать тему урока? (слайд 1)
- Сформулируйте свои цели.
- Работа с эпиграфом (слайд 2):
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.
Из сборника сказок А.Платонова
Чтение, выделение основной диалогической пары “сердце – разум”
III. Исторические справки
(работа с информационными листами).- Насколько в рассказе отражены особенности времени?
- Охарактеризуйте исторический отрезок 1917-1927 годы (информационный лист 1)
Вывод: Платонов решает скорее общечеловеческие проблемы, чем конкретно исторические. Но он не абстрагируется от своего времени, а пытается раскрыть свое понимание жизни человека в условиях современной ему исторической ситуации.
IV. Работа в режиме диалога.
Анализ основных проблем в режиме диалогических пар философии А.Платонова (слайд 3).
Ознакомление детей с основной схемой (приложение 1).
Составить схему диалогических пар на основе посылок из текста. (Слайд 4).
|
|
Работа по исследованию текста.
События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.
- Работа с картиной “Христос в пустыне” ( информационный лист 2)
Лирическому герою стихотворения А.С.Пушкина “Пророк” вдохновение в образе Серафима также является в пустыне:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Изображение пустыни.
- Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?
- Астраханская пустыня и среднеазиатская пустыня: в чем их отличие.
- Причины использования терминов “ландшафт”, “солонцы”, “лессовая пыль”, “барханы”
- Роль выразительных средств: сравнения (пылающие костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок, “дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный воздух, наполненный песком, буря в пустыне, “когда яркий день кажется мрачной ночью”.
- Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов?
- Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в двух описаниях пустыни первое высказывание не содержит негативной оценки, которая есть во втором эпизоде.
- Соотнесите описание зимней пустыни с душевным настроем героини.
- Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы.
- Сообщение: изображение душевного состояния героини:
- в начале рассказа – “пейзажный характер описания”
- душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.
Проведите мини-исследование по предложенным вопросам и предложите вопрос другой группе.
- Заслушивание индивидуального задания (анализ образа главной героини по заданной схеме) схеме (слайд 5)
В начале повествования мы видим героиню и ее окружение таким:
Пустыня |
Душа |
Мечты |
Дела |
Прикаспийская |
“Треплет ветер и землетрясения роста” |
О счастливой, спокойной жизни, о работе, приносящей только удовлетворение |
Учеба |
Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли
Среднеазиатская |
Душа |
Мечты |
Дела |
Целые сугробы мельчайшего беловатого песка |
… и еще больше заневестилась лицом |
О лучшей жизни в пустыне |
Зеленели посадки |
Каждый ученик выбирает себе траекторию, по которой строит свое продвижение на уроке
- В чем заключается Поступок героини?
Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья.
- Выделение “Ценности” – служение людям.
Обучающиеся выделяют свое (современное) понимание данной ценности, а также то, другое понимание.
(Пафос и ирония.)
- Работа обучающихся в диалоговом окне “Диалог с Героем” (приложение 2).
Вопрос: В чем смысл служения людям?
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл.
- Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней
- Не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами.
- Решила пожертвовать собой ради спасения своего
села.
11. Ответ: Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.
Такие люди, как Мария нужны. Вспоминаются слова Н.А. Некрасова:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру -
Заглохла б нива жизнь...
Героиня достигает результатов, но какой ценой?
“Вернулась 70-лет старухой, но…”
Примириться с пустыней | Принять идеи кочевников | Изменить себе | Попытаться изменить окружающее общество |
– Оцените поступок героини. Ваша задача – попытаться встать в позицию героини, как бы поступили вы?
Предложите другое развитие сюжета, например,
- Героиня не соглашается ехать на новый подвиг
- Развитие действия, поиск иного смысла “служения человечеству”
- Заполните пустые клетки таблицы.
V. Региональный компонент.
1. Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т.д.
V. Подведение итога урока, оценки.
VI. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе”.