Урок по современной литературе в 11-м классе. Рассказ Бориса Екимова "Фетисыч"

Разделы: Литература


Цель:

  • познакомить учащихся с рассказом Б. Екимова "Фетисыч";
  • продолжить обучение анализу литературного произведения обратить внимание на своеобразие трактовки темы деревни на примере данного произведения, обратить внимание на позицию автора и средства ее выражения.

Учитель. Ведущей темой писателя Бориса Екимова стала тема современной деревни. Писать начал с 1965 года (рассказ "Товарищи красноармейцы"), Б. Екимова интересует народная жизнь, сильные характеры. По словам В.Астафьева, проза писателя "серьезная, вдумчивая", герои екимовских рассказов нравственно стойкие, цельные люди. Произведения Б. Екимова были отмечены Бунинской премией (1994 г.), премией России (1998 год). Что же такого в рассказах Екимова, что заставляет их читать и перечитывать, сопереживать героям, задумываться самых разных читателей?

Это тема сегодняшнего урока. Тот вопрос , на который хотелось бы получить ваши ответы.

Анализ композиции рассказа.

Что является завязкой в рассказе? О каком времени идет речь? Найти приметы времени, подтвердив свое мнение.

Экспозиция - описание одного вечера в доме Анны и Федора: Яков делает уроки, помогает матери, малая Светланка, "мягко топая", таскает игрушки отцу.

Завязка - "Уроки сделаны, можно и в школу отправляться".

Приметы времени: портрет Шварценеггера на стене, заборов на главной улице не осталось, дома "казенные, брошенные, заборам ли уцелеть", "двери да окна в домах брошенных- настежь, а чаще- чернеют пустыми глазницами", нет клуба уже, разворовали медпункт:

 Позиция автора

Говорит ли автор, что послужило такому разрушению налаженной годами и десятилетиями жизни? Как автор сам относится к тому, что произошло и происходит? Отношение жителей хутора к происходящему?

- Разговор Анны и Федора о том, что пропиты рамы медпункта. Анна: "Все на пропой и на пропой. А нам край надо бы возле кухни затишку поставить, как у кумы Таисы: Люди во двор тянут, для дела , а ты..". Федор: "Пузырь. И все будет!" И авторская ремарка " укоры были те же, что и вчера, и позавчера, и всю долгую осень". Нет впрямую оценочной лексики в авторских словах, все обыденно для хуторян, знакомо, но от этого еще страшней за то, что нам оказали.

* Развитие действия - сборы в школу хуторских детей, их обязанности, отношение к учебе, школе, друг другу, старенькой учительнице Марии Петровне. Смерть учительницы.

Какова роль школы в жизни хутора? "Школа оживала", когда приближалась орава ребятишек, люди выходили глядеть на , казалось бы, привычное зрелище "горделиво несущую пышные былые банты на аккуратной головке" Маринку, на ревмя ревущего , просящегося школу Вовика. А со школой оживал весь хутор.

А вместе с хуторскими любуется детьми и автор, именно этим ребятишкам посвятивший самые поэтические строки в рассказе. Нетороплив и обстоятелен рассказ о школьном жизни: о доброте девочки, помогающей старенькой учительнице не только в школьных делах, но и в домашних, когда Мария Петровна болеет, об официально принятых Яковом обязанностях старосты и помощника старой учительницы, поэтому "чувствовавшим себя в школе свободней, чем дома", о "куликалках", в которые дети будут играть, прячась в пустых классах.

 *Кульминация - Какой эпизод можно считать кульминацией рассказа? Почему? Как в этом эпизоде раскрывается основная идея рассказа?

Кульминация рассказа - выбор Фетисыча: уйти, поменять старую школу на новую, каменную, современную, оставив все, но без него "все прахом пойдет" или взять на себя ответственность за все происходящее  потому что лишь он, Фетисыч, знает как надо, это его Мария Петровна учила.

Развязка - В рассказе нет ответа, что будет завтра, но открытый конец заставляет читателя задуматься над характером главного героя и сделать свой выбор. А у автора на это свой ответ:

11. Задания для самостоятельной работы по группам.

А) Лингвистический анализ . Найти ключевые слова-эпитеты начала рассказа "ни свет, ни тьма, сумерки, пустынно, пустое здание" и др. Настроение, которое они создают?

Проанализировать с точки зрения частей речи и их лексических особенностей словосочетания " школа оживала", "хутор был живой". Почему автор выбрал в конце рассказа именно полную форму прилагательного "живой" для именного сказуемого? (полная форма имеет признаки постоянства, а краткая форма - указывает на временность явления, таким образом читатель "видит" авторскую позицию в рассказе)

 Б) Система образов в рассказе. Выявить взаимоотношения персонажей, сопоставить их, определив в чем проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова и поступки и в конечном счете на окружающую их действительность.

Мир взрослых Мир детей
   

В) Значение пейзажа в рассказе. Найти и проанализировать пейзажные зарисовки. В чем отличие описания хутора в начале рассказа и в конце? Какую художественную функцию вкладывает автор в пейзаж:

- пейзаж лирический,

-пейзаж необходим для развития действия,

- пейзаж-символ

За окнами школы тянется поздняя ненастная осень , долгие утренние и вечерние сумерки, "сеется мелкий дождь на серые хуторские дома, на раскисшую землю", на серые нахохленные дома. Все сидят по домам. "Тихо на хуторе и пустынно". Так же пустынно и в домах, "чернеющих пустыми глазницами". Состояние природы подчеркивают эту "пустоту и серость" жизни хутора, неслучайно эти эпитеты постоянно повторяются на протяжении всего рассказа. Даже зелень сосняка "угрюмая".

В рассказе дан пейзаж - символ: сумерки в природе - сумерки в жизни хутора, но в конце рассказа " за окном менялась погода:к рассвету прояснилось, заря вставала:"

Вывод: жизнь продолжается, несмотря на все трудности, потому что есть Фетисыч с его ответственностью перед собой и перед другими и нравственной стойкостью. "Хутор был живой".