Урок по спецкурсу "Развитие психосоциальной компетенции учащихся на основе интеграции литературы и психологии" "Герменевтика заголовка, или Как научиться принимать решение" (по рассказу Л.Петрушевской "Подснежник") (6-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 6


Характер человека лучше всего познаётся по его поведению в решительные минуты.
С.Цвейг

Ход урока.

I. Релаксационное упражнение «Свеча».

Проводится для снятия напряжения и чувства тревоги, но проводится только при присутствии взрослых. (См. Приложение).

II. Упражнение «Комплимент».

1. Вызываются 2-3 ученика с целью сделать самому себе комплимент. Это может быть задание: продолжи фразу: «Какой я хороший...»

2. Рефлексия. Вопрос к участникам упр.:

-Скажите, легко ли вам было сделать это упражнение при всех? Что мешало?

(Обычно ребята признаются, что очень стеснялись, им мешала застенчивость, робость, неуверенность в себе).

III. Постановка целей и задач урока.

1. Слово учителя:

- А как же стать уверенным в себе человеком и научиться принимать решения самому, не поддавшись чужому влиянию?

Это главный вопрос урока. А ответ на него поможет нам найти рассказ Людмилы Петрушевской и такая наука, как психология.

2. Работа с литературным термином, заявленным в заголовке темы урока.

- Как вы понимаете тему урока, что, по-вашему, нам предстоит сделать, чтобы её раскрыть.

(Желательно учащихся заранее познакомить с этим понятием. Задача урока усложнится тем, что ребятам самим предстоит дать варианты заголовков к рассказу, т.к. текст рассказа читается без названия)

Герменевтика – истолкование, понимание. Значит, задача урока заключается в том, что нам предстоит дать свою интерпретацию заголовка к рассказу Петрушевской, а также попытаться угадать авторский вариант, понять видение проблемы автором и отношение его к ней.

IV. Чтение рассказа с комментарием слов, трудных для понимания.

Поскольку рассказ разбирается на одном уроке, его по возможности сокращаем и адаптируем для понимания шестиклассниками.

(Во время чтения финала рассказа желательно использовать фонограмму - музыку Чайковского «Подснежник»)

V. Выявление впечатлений после прочтения рассказа.

- Что поразило, понравилось, заставило задуматься?

VI. Анализ прочитанного.

- Скажите, почему героиня рассказа убежала с лестницы и не пошла со всеми дальше?

- О чем она догадывалась?

(Она догадывалась, что на чердаке ее ждет что-то очень нехорошее).

- По каким подробностям текста мы об этом догадываемся?

(Соседка Лидка говорила про 14000 рублей, «Столешников переулок – место пороков», пишет автор, Юрка затаился и головы не поднял. «Навстречу грубо хохотнули...»)

- Почему она не захотела стать как другие, другие же тоже наверняка догадывались куда шли? Что спасло героиню, что она не захотела быть сопричастной грязному ремеслу?

(Её спасла музыка. «Я была ушиблена Чайковским», «Я сходила с ума по Чайковскому»)

- Действительно, установлено, что влияние музыки на человека очень велико. Посмотрите об этом презентацию, подготовленную учеником.

VII. Презентация. (см. Приложение)

VIII. Интерпретация заголовка.

1. Озаглавьте рассказ и прокомментируйте свой заголовок. (Были предложены учащимися заголовки: «Грёзы», «Когда исполняются мечты», «Наша нищенская жизнь»)

2. Озвучивание авторского варианта названия текста.

- Попробуем выяснить, почему Людмила Петрушевская назвала свой рассказ «Подснежник».

  • Музыка Чайковского, которая спасла ее.
  • Слово «подснежник» - ключевое слово. Оно красной нитью проходит через весь текст.
  • Неслучайно в портрете тихой Вали мы читаем: «Троечница с волосами цвета льна и с синими как подснежники глазами»

3. Сравнительный анализ.

- Посмотрите на фотографию пробивающегося сквозь грязный снег подснежника, Найдите параллель с героинями рассказа. Сделайте выводы.

(Подснежник – это сама героиня, она тоже пробивается сквозь холод , грязь окружающей ее жизни и остается чистой, мечтающей о светлом и прекрасном будущем).

IX. Выход на психосоциальные компетенции. Работа по второй части темы урока -«Как научиться принимать решения».

- Что, кроме музыки, ещё спасло девочку? Благодаря чему она смогла не пропасть и не потеряться в водовороте разврата Столешникова переулка?

(Это целеустремленность, желание добиться своей цели, упорство, воля и решительность.

- Найдите доказательства из текста)

X. Д.С.Лихачев о влияниях на человека, хороших и плохих:

«Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддаётся дурному влиянию, он сам выбирает себе путь».

XI. Вывод.

- Напишите вывод, заложенный в авторском заголовке к рассказу.

- Что помогает человеку не поддаться дурному влиянию?

  • Сопричастность прекрасному: музыке, поэзии, живописи, природе.
  • Умение ставить перед собой благородную цель и не отступать от нее.
  • Воспитать в себе волю, чтоб не поддаться дурному влиянию.

XII. Психологические тренинги на преодоление неуверенности в себе.

(См. Приложение - памятку)

  1. Тренинг «Лучшие воспоминания».
  2. Тренинг ««Заякорим» неуверенность в себе»

Презентация.

Буклет.