Литература
-
Урок-размышление по литературе: "Нравственный выбор героев" по произведениям В.Быкова "Сотников", "Обелиск", В.Закруткина "Матерь человеческая" 2010
Основная идея урока - показать истинный облик человека, прошедшего испытания войной, через поступки, действия, мысли. Проследить, как писатели раскрывают правду о человеке на войне. Выбранные произведения представляют своеобразную трилогию, посвящённую проблеме нравственного выбора человека в экстремальных условиях, в трагических ситуациях войны.
-
Урок-размышление по повести А.М. Горького "Детство". Бабушка Алеши. Характер литературного героя 2011
На уроке проверяется знание содержания повести, раскрывается характер героя, даются оценки действиям персонажей, выявляется авторская позиция. Развивается в целом умение анализировать литературные произведения.
-
Урок-размышление по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" 2008
Урок-размышление заставляет учащихся постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли.
-
Урок-размышление по повести В.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.." 2011
Разработка урока в 11-м классе по современной литературе. Рассматриваемая повесть показывает поведение человека далеко от фронта. Было ли здесь место подвигу, предательству, и все ли можно оправдать войной? Эти и другие вопросы решаются в процессе работы над повестью. Используемая организация урока поможет сделать работу продуктивной. Большую роль играют схема, таблица, иллюстрации, которые способствуют более глубокому пониманию текста учащимися.
-
Урок-размышление по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2011
В статье представлен конспект первого урока по повести Л.Андреева «Иуда Искариот». Отличительной особенностью занятия является глубокая исследовательская работа по тексту с опорой на художественную антропологию, которая позволяет развивать навыки осмысления, интерпретации и разноаспектного изучения образов-персонажей.
-
Урок-размышление по рассказам В.М. Шукшина "Билетик на второй сеанс", "Случай в ресторане", "Алеша Бесконвойный" 2014
Урок-размышление в 11-м классе по рассказам В.М. Шукшина расширяет представление об особенностях творческой манеры В.М. Шукшина, помогает формировать у учащихся умение самостоятельно исследовать художественное произведение, развивает навыки творческого чтения литературного произведения, способствует выбору жизненной позиции учащихся.
-
Урок-размышление по рассказу А.Платонова "Юшка" "Без доброты и сострадания нет человека…" 2013
Урок литературы имеет прежде всего большую воспитательную ценность. Размышление учеников над содержанием рассказа, его героями, их взаимоотношениями позволяет задуматься над такими философскими проблемами рассказа, как ценность жизни человека, сокровенность бытия, природа любви к ближнему, добро и зло, жестокость и милосердие.
-
Урок-размышление по рассказу А.Платонова "Юшка", 7-й класс. Тема урока "Жить по законам человечности…" 2008
Предлагаю описание урока-размышления, который поможет учащимся задуматься над такими понятиями, как доброта, милосердие, сострадание, сочувствие, задуматься над смыслом жизни. Урок заявлен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Учащиеся самостоятельно работают с текстом, изучают биографию писателя, анализируют текст, составляют кластеры, синквейны, сравнительные таблицы.
-
Урок-размышление по рассказу В.Распутина "Рудольфио" 2008
Что такое любовь? В чем должно состоять счастье? Всегда ли первая любовь - это счастье? Какова степень ответственности за любимого человека?" Ты всегда в ответе за тех, кого приручил". В век научно-технического прогресса мы всё меньше думаем о Душе. А ведь это она должна создавать законы жизни, чтобы человек жил в согласии с миром и с самим собой. Уже тогда, в 1965 году, писатель В.Распутин увидел эту проблему. И странно, что эта проблема не только не потеряла своей актуальности, а, наоборот, стала ещё значимее.
-
Урок-размышление по рассказу В.Солоухина "Мститель" 2009
На уроке литературы в 6-м классе используются формы и приемы технологии развития критического мышления. Данный урок создает учащимся условия для формирования умений высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, способствует гуманному и позитивному отношению к жизни.
-
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» 2017
Цели урока: учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание; развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь; воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.
-
Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади" 2012
Цели урока: развивать речь и образное мышление учащихся; воспитать любовь к животным, ответственность за братьев наших меньших.
-
Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек" 2006
Предлагается описание урока-размышления. Цели урока: систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию; в процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения; развивать речь и образное мышление учащихся.
-
Урок-размышление по рассказу Федора Абрамова "О чем плачут лошади". "Раздумье о лошадиной жизни" 2008
На уроке поговорим о судьбе писателя и, самое главное, – поразмышляем, поспорим, над рассказом Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади». Выясним, почему же плачут лошади.
-
Урок-размышление по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" "Но отвергать поэзию? Не сочувствовать художеству, природе?.." 2012
Цели урока: ввести детей в мир спора героев романа, подвести к дискуссии по вопросу: кто из героев романа прав в споре об искусстве; ближе познакомить детей с произведениями искусства, которые затрагиваются в романе; воспитать любовь к произведениям музыки, живописи и литературы.
-
Урок-размышление по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Дума". 9-й класс 2012
Урок посвящен одной из актуальнейших проблем – проблеме судьбы поколения. Эта проблема очень четко поставлена в произведении М.Ю. Лермонтова «Дума». Анализируя произведения, написанные до «Думы» и после нее, ученики приходят к выводу, что эта тема была и остается актуальной во все времена и у всех народов.
-
Урок-размышление по теме "Слышать боль каждого"(В.П. Астафьев "Затеси") 2005
Урок, предлагаемый вашему вниманию, посвящён творчеству писателя-классика XX века В.П. Астафьева, представляет собой урок-размышление, позволяет не только знакомить учащихся 8-9 класса с современной русской литературой, но и воспитывать нравственную личность, способную видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивой на чужую боль, противостоять безнравственным поступкам человека. Данный урок можно провести в рамках уроков внеклассного чтения по современной русской литературе в 8 либо 9 классе
-
Урок-размышление по феерии А.Грина "Алые паруса" на тему: "Душа родилась крылатой" (опыт интегрированного урока) 2007
Интеграция – это процесс объединения разрозненных компонентов в единое целое, их взаимопроникновение, которое устанавливает не только внешние, но и внутренние, смыслообразующие связи наук, искусств, различных способов познания и творчества. Интегрированный подход обеспечивает выход за пределы узкопрофессионального обучения анализу художественного произведения, способствует освоению литературы как искусства в органическом единстве с другими его видами, как средства формирования широких взглядов на мир. Опора на принципы интеграции позволяет более глубоко проникнуть в замысел автора, создает условия для развития творческого воображения, развивает ассоциативно-образное мышление.
-
Урок-размышление с частичным исследованием по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Технологическая карта урока литературы. 5-й класс 2022
Цели урока: уметь анализировать литературное произведение: прослеживание по тексту особенностей сборов, пути каждого из героев-детей; осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину; понимать авторскую позицию и свое отношение к ней; формулировать собственное отношение к произведению и уметь его оценивать.
-
Урок-рассуждение "Почему человек в футляре?" 2012
Урок расширяет знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова, доказывает, что в образе Беликова писатель собирает все свои наблюдения над реакционным порядком и обобщает их; дает представление о рассказах 90-х годов, помогает понять за фигурой Беликова беликовщину – типичное явление общественной жизни 80‒90-х годов XIX века. В процессе урока-рассуждения доказываются по алгоритму или комментируются творческие работы и мини-исследования по тексту.
-
Урок-рассуждение в 11-м классе по творчеству Ф.Абрамова "Жить в ладу с самим собой и своей совестью" 2009
На уроке учащиеся узнают о жизни Ф.Абрамова, видят его позицию, его отношение к жизни, к людям.
-
Урок-рассуждение с элементами дискуссии "Есть ли место "хлестаковщине" в современном мире?" 2010
Данный урок представляет собой урок-рассуждение с элементами дискуссии. Его основной целью является обобщение и систематизация знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». На уроке у учащихся развиваются навыки анализа текста и выразительного чтения, а также развитие творческих способностей учащихся.
-
Урок-реклама по произведению А.Платонова "Юшка" 2010
Материал содержит интересные сведения, позволяющие детям познакомиться с творчеством писателя Платонова. Делается упор на анализ текста, на познание главной драгоценности книги - её языка. Особое внимание на уроке уделяется духовно-нравственному воспитанию.
-
Урок-репортаж "С тропы своей ни в чем не соступая, не отступая — быть самим собой…" к 100-летию А.Т. Твардовского 2009
Урок построен в форме "вопрос–ответ". В задаваемых вопросах содержится различная информация, связанная с творчеством А.Т. Твардовского.
-
Урок-рефлексия по литературе 2003
Создание рефлексивно - познавательной среды на уроках литературы для развития воображения и творческих способностей детей (представление педагогической концепции) на примере урока по литературе "Свет мой, зеркальце, скажи…"(урок - рефлексия по сказкам А.С. Пушкина в 7-м классе).
-
Урок-рецензия в технологии педагогических мастерских "Война прошла по жизни страшным крошевом" (по повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка", 11-й класс) 2008
Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста на уроке (групповые задания), а также обращение к прошлому семьи учащихся (через старые фотографии, сохранившиеся письма с фронта, вырезки из фронтовых газет, воспоминания родителей, семейные реликвии).
-
Урок-рецензия. Вячеслав Кондратьев "Сашка" 2010
Урок-рецензия по повести В.Кондратьева «Сашка» с целью подготовки учащихся к сочинению-рецензии.
-
Урок-семинар "Дню Победы посвящается" 2007
Урок-семинар посвящен Дню Победы. На уроке анализируются произведения Б.Васильева "Завтра была война", "В списках не значился", "А зори здесь тихие", "Неопалимая купина".
-
Урок-семинар "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2013
Межпредметный семинар комплексно показывает роль декабристов в развитии русской культуры сквозь призму исторических реалий и литературных произведений. Анализ литературного творчества декабристов воплотит учебно-познавательные, эвристические умения и навыки, коммуникативные, творческие способности учащихся.
-
Урок-семинар "Наполеонизм Андрея Болконского и Родиона Раскольникова" 2007
Урок-семинар в 10-м классе был проведен после изучения произведений Л.Толстого и Ф.Достоевского.