Урок по роману М.А. Булгакова "Белая гвардия" "Разговор со временем наедине…"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-размышление.

Цели и задачи:

  • актуализация нравственно-ценностных ориентиров романа М. Булгакова (составление писательской «Шкалы ценностей»);
  • воспитание вдумчивого отношения к художественному слову;
  • приобщение учащихся к творчеству М. Булгакова.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

– Сегодня мы будем говорить о романе М. Булгакова «Белая гвардия». Но говорить будем не только мы. (Здесь учитель обращает внимание учащихся на формулировку темы урока)
– Кто ещё будет участником нашего разговора?

Возможные ответы учащихся:

  • это время (время художественное и время историческое)
  • сам М. А. Булгаков
  • его герои

– Итак, известны участники сегодняшнего разговора. А каким по характеру должен быть этот разговор? (Разговор наедине – значит откровенный, открытый, честный, разговор по душам…)
– И самое главное: о чём можно говорить искренне, честно? (О чём-то очень важном, волнующем)
– Какие вопросы мучают главных героев романа? (Обращаемся к самому началу повествования, перечитываем в классе. Выделяются главные вопросы: «За что такая несправедливость? Как жить? Как же жить?»)
– А если учесть, что для Булгакова и его героев этого мало – просто жить (или выживать), то как можно переформулировать эти же вопросы? (Как прожить жизнь честно, достойно?)
–  Что означают слова «прожить достойно»? (Здесь могут быть самые разные ответы учащихся. Выслушиваются все)
– Теперь мне известно, что вы понимаете под словами «жить достойно». Каждый из вас мог выразить свою точку зрения на этот счёт. Может быть, дадим такую же возможность и самому Булгакову? Да, да, писатель тоже может высказаться – через своё произведение, благодаря своим любимым и нелюбимым героям.
Наша задача – быть  внимательными, вслушиваться в каждое слово и записывать самое главное.

(Так учащиеся подходят к целям и задачам урока. Булгаковская «Шкала ценностей» будет составляться в течение обоих уроков. Таким образом, к концу разговора у учащихся должен появиться в тетрадях ответ на вопрос «Что, по Булгакову, имеет настоящую цену в жизни?»)

2. Слово учителя о романе «Белая гвардия»

У каждой книги, как и у человека, своя судьба. В этом смысле они очень похожи. Одни книги рождаются вопреки чему-то, другие – благодаря…Так вот, «Белая гвардия» – это роман, рождённый благодаря любви писателя  – любви к своему прошлому, к тому навеки родному городу, где прошли детство и юность, где был домашний уют, друзья, где всё, даже сам воздух, проникнуто тихим счастьем и светлой радостью.
Может быть, поэтому Булгаков однажды признался: «Роман этот я люблю больше всех других моих вещей». Уже после создания «Белой гвардии» писатель ещё и ещё раз вспомнит, как необычно начиналась работа над романом: «Он (роман) зародился ночью, когда я проснулся после грустного сна…Мне снился родной город, снег, зима, гражданская война…Во сне прошла передо мной беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете» («Театральный роман»)
А вот ещё одно воспоминание: «Стал писать, не зная ещё хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем, сонную дрёму в постели, книги и мороз…»
Тепло дома, старенький рояль, часы, книги – всё это не что иное, как составляющие писательской семьи. В прежние времена семья Булгакова была хорошо известна в Киеве. Огромная, насквозь интеллигентная, она состояла из людей, умеющих читать мудрые книги и понимать хорошую музыку. За окнами булгаковской квартиры постоянно были слышны звуки рояля, весёлые голоса, смех, споры и пение. Там всегда теплилась жизнь…

3. Изучение романа

– Что в романе соответствует воспоминаниям писателя о своей семье? (История семьи Турбиных. Семья эта очень похожа на булгаковскую. Сама атмосфера дома Турбиных – булгаковская. Даже  дом№13 поАндреевскому (а в романе – по Алексеевскому) спуску – тот самый, в котором жило семейство Булгаковых)

– Получается, Булгаков пишет роман, думая и вспоминая о близких и дорогих ему людях; он делает их прототипами главных героев «Белой гвардии» .
– А с каких слов писатель решает начать свою книгу? Зачитайте.
– Какое это время? Какое настроение у него?

«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918…»
 Такое  начало выбирает Булгаков для своего романа. Описание времени, и в нём – общее настроение тревоги. Каким-то внутренним холодом, тоской по чему-то уходящему веет на нас.

– Что касается героев романа, Турбиных – что принёс этот год каждому из них?

Можно ответить строчками из текста:

Для всех Турбиных – смерть матери
Для старшего Алексея – «тяжкие походы, службу и беды вдалеке от родного дома»
Для Елены – тяжёлые заботы(на ней теперь держался весь дом) и тревогу за братьев
Для младшего Николки – потерю в  17 лет самого близкого и дорогого человека

– Итак, год 1918 был тяжёлым годом для этой семьи. Он принёс большое личное горе – умирает мать. Они не знают, как жить дальше («Жизнь-то им как раз и перебило на самом рассвете…») Тут ещё новые заботы по дому. Но по-настоящему их пугает другое. Елене, например, страшно и тревожно за братьев.
– Почему? (Потому что революция, потому что идёт война. Причём не где-то далеко, в чужом городе, а совсем уже рядом…)
– Найдите тому подтверждения в первых 3-х гл., зачитайте. (Ответы могут быть самые разные:

  • Это и рассказ Мышлаевского, который с горсткой офицеров «сутки на морозе, в снегу» оберегал город от Петлюры
  • Это и какая-то необъяснимо навязчивая тревога Елены за своего мужа, полковника Тальберга, который почему-то задерживался на службе и которого она уже считала убитым
  • Это и поспешное, «крысиной побежкой», бегство из города того же самого Тальберга, бросившего на произвол судьбы жену (А мы-то знаем, откуда бегут «крысиной побежкой» – с тонущего корабля..)

– Действительно, ещё никто не убит, ещё не пролита ничья кровь, но сердца людей переполняет страх. Что же их так пугает и тревожит? (Неизвестность, ведь к неизвестности нельзя привыкнуть, неизвестность невозможно предугадать и предотвратить)
– Исчезают эти страх и тревога в 4-й и 5-й гл.? (Нет, эти гл. по настроению очень похожи на предыдущие)
– Тогда чем же они отличаются? В чём необычность этих гл.? (4-я и 5-я гл. – это сон Алексея Турбина)
– Что же снится ему? (Его Город)
– Кстати, почему слово «Город» у Булгакова с большой буквы? И ещё – почему у этого города нет названия? (Видимо, речь идёт не только о Киеве, и Булгакова беспокоит судьба не только его родного города. Таких городов, где рядом с жизнью ходила смерть, в 1918 г. в России было предостаточно. Да что там города, над всей страной в то время «стоял красный дрожащий Марс»)
– Как вы думаете, Алексею снится прошлое, настоящее или будущее его Города? Обратимся к тексту. (В этом сне есть всё: и прекрасное, светлое прошлое, и безрадостное настоящее, и даже будущее…)
– Какое оно – это будущее? (Оно ужасно, в нём есть всё, что может принести с собой война: боль и страдание, разруха и голод – и…смерть. Много будет жертв, причём с разных воюющих сторон)
– О них же, о жертвах войны, говорит во сне вахмистр Жилин с самим Господом Богом. Он, как солдат белой армии, возмущён, узнав, что в раю приготовлено место и тем, с которыми он так долго воевал, – большевикам.
– Давайте обратимся к тексту и зачитаем этот разговор. (Обращается особое внимание на ответ Господа.)
– Какие слова здесь главные?
– Под какими словами, на ваш взгляд, мог подписаться сам Булгаков? Все вы в поле брани убиенные…»)
– Кто это – все? «Красные» или «белые»? Верующие или атеисты?
– Что важно для Бога? Кого он оплакивает? О ком жалеет? (Человек, его достоинство, его жизненный путь, его предназначение на земле, его душа… И это будет первая запись в булгаковскую «Шкалу ценностей»)
– Всё это, конечно, так. Но не будем забывать, что мы говорим про сон, а любой сон (даже такой необычный, вещий) когда-нибудь кончается. И всё, что предсказывал сон, в будущем произойдёт. Будет литься кровь, будут гибнуть люди.
Но Булгаков не был бы Булгаковым, если бы ничего не противопоставил этой разрушающей силе.
– Что же в романе противостоит  страшному времени?
– Где нет жестокости? Где не льётся кровь? (Это дом Турбиных)
– Какой это дом?
– Ваши первые впечатления о людях и вещах, живущих там?
– Чтобы получше разобраться, в чём же «секрет» турбинской квартиры, давайте для сравнения заглянем в другую, находящуюся совсем рядом – этажом ниже.
– О какой квартире я сейчас говорю? (Ну конечно, речь идёт о квартире соседа Турбиных – инженера и домовладельца Василия Ивановича Лисовича или попросту Василисы)
– В какой гл. следует искать описание Василисиной квартиры? (гл. 3-я)
– Перечитайте с карандашом в руке и выберите из текста всё, что считаете важным, об этой квартире.
– А теперь сравним квартиры Турбиных и Лисовича

Предлагаемые вопросы:

  • Чем похожи эти квартиры?
  • Какие из данных описаний можно отнести к обеим квартирам, какие – только к квартире Турбиных? (см. ниже по плану)
  • Что за  ценности скрыты в каждой из квартир?
  • Эти квартиры не назовёшь бедными: и там и тут есть дорогие старинные вещи; видны следы роскоши, богатства
  • Очень похожая обстановка: та же лампа, те же шкафы с книгами
  • Обе квартиры по-своему уютны (Да, да, в маленьком кабинетике инженера Лисовича, заставленном, занавешенном и набитом книгами, так же уютно, как и у Турбиных)

«Стоячая лампа, изображающая египетскую царевну, прикрытую зелёным зонтиком с цветами, красила всю комнату нежно и таинственно…»
И вот уже чудится, что задрожат сейчас лёгкие кремовые шторы и на их фоне засияет «золотая корона» Елены..
Но нет, это только так кажется. Потому что в квартире этой  мёртвая тишина, потому что пахнет здесь сыростью, мышами, плесенью и «ворчливой сонной скукой». Так может быть только в квартире Василисы, где самая большая ценность – это многочисленные тайники, набитые фальшивыми купюрами.
А теперь заглянем к Турбинным (гл.1-3) «Четыре огня в столовой люстре..., на белизне скатерти свежие букеты тепличных роз…, яблоки в сверкающих изломах ваз, ломтики лимона, чай…» И ещё – «необычайной нежности гитарный звон», весёлые голоса, смех…
– Что же такого ценного находили все, кто попадал сюда?
Давайте вспомним Лариосика. Этот смешной и нескладный человек никак не мог понять, почему ему «чрезвычайно нравилось у Турбиных». Но однажды он признаётся, что он «потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны…» (Дальше пусть продолжат учащиеся)
Лариосик признаётся, что «здесь, у Елены Васильевны, оживает душой».
– Если квартира Василисы – это тайник, пропахший мышами и плесенью, то что же тогда дом Турбиных? (Это покой, защищённый кремовыми шторами)
– Вспомним, с чего мы начинали изучать роман. Вернёмся к его первым строчкам. Нет в них радости, нет покоя.
– Под влиянием какой звезды происходят все события первых 2-х частей романа? (Под влиянием «кровавого» Марса)
– А происходящее в 3-й части – это результат чьёго влияния – Венеры или Марса?
(Здесь мнения могут разделиться)

События, которыми управляет Марс:

  • Расправа петлюровского отряда над случайным прохожим
  • «Охота» на людей в городе (пример, когда петлюровцы преследуют убегающего Алексея Турбина)
  • Прибытие бронепоезда «Пролетарий» на станцию Дарница

Главное, что происходит под влиянием Венеры, – это чудесное спасение Николки и Алексея.
–  Что находит Алексей в доме своей спасительницы?
– Только ли помощь? (Он встречает там настоящую любовь)
– А Николка? Он ведь приносит в этот дом страшную весть о смерти.
– Что же уносит он с собой? (Снова любовь)
– Как складывается судьба у Елены? Её сердце по-прежнему неприступно? (Отнюдь, и здесь поселяется то же самое чувство – любовь к Шервинскому)
Даже Анюта сражена обаянием влюблённого в неё Мышлаевского, даже Лариосик забывает о своей житомирской драме и вздыхает по Елене.
 И так можно продолжать ещё долго, и всё это происходит благодаря романтической Венере.
– Подумайте, что ещё совершается под влиянием этой звезды?
(В классе должны прозвучать 2 отрывка: сон Петьки и авторский «гимн» звёздам )
– На что обращает наше внимание автор? О чём предлагает подумать?(О вечных ценностях, без которых человеческая жизнь пуста и бессмысленна.)
– Прочитаны заключительные строчки романа. И в финале – снова вопрос. Это авторское предложение поразмышлять и разобраться в том, что же вечно и неизменно в нашей жизни, как в смутные времена остаться человеком..
– Что по этому поводу думает сам М. Булгаков?

4. Проверяется составленная учащимися писательская «Шкала ценностей»

  • Главное в этом мире – Человек , его, душа, его помыслы и поступки, его предназначение на земле. И совсем не важно, «красный» ты или «белый», генерал или рядовой. Перед Богом мы все равны…
  • Тепло и уют семейного очага, внушающие чувства уверенности и защищённости
  • Покой , охраняемый кремовыми шторами
  • Любовь как чудо, способное победить смерть

(Содержание «Шкалы» в ходе проверки может корректироваться, достраиваться. Причём это никак не должно повлиять на итоговую оценку работы ученика на уроке.)

– В заключение сегодняшнего разговора хочется вспомнить строчки из стихотворения, написанного в 1989 году А. Миллер:

…Но в хаосе надо за что-то держаться,
А пальцы устали и могут разжаться.
Держаться бы надо за вехи земные,
Которых не смыли дожди проливные,
За ежесекундный простой распорядок
С настольною лампой над кипой тетрадок,
С часами на стенке, поющими звонко,
За старое фото и руку ребёнка.

– Как вы думаете, что роднит эти стихотворные строчки с романом Булгакова? (Вера в человека, в вечные «ориентиры», помогающие не сбиться с пути в жизненном хаосе)
– Я желаю вам не потерять эти «ориентиры», потому что только Добро и Любовь «держат» человека на этой земле, делая его жизнь осмысленной и необходимой.

5. Домашнее задание: Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Подумайте, кто из героев романа и в каких жизненных ситуациях придерживается булгаковской «Шкалы ценностей»? Свой выбор аргументируйте собственными рассуждениями и выдержками из художественного текста.

(Задание имеет опережающий характер и отсылает учащихся к другому роману М. Булгакова – «Мастер и Маргарита», о котором пойдёт речь на последующих уроках)

Список литературы: Булгаков М. А. Белая гвардия. Бег. Мольер. – М.: Дрофа: Вече, 2002.