Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели и задачи:
- актуализация нравственно-ценностных ориентиров романа М. Булгакова (составление писательской «Шкалы ценностей»);
- воспитание вдумчивого отношения к художественному слову;
- приобщение учащихся к творчеству М. Булгакова.
ХОД УРОКА
1. Целеполагание
– Сегодня мы будем говорить о романе М.
Булгакова «Белая гвардия». Но говорить будем не
только мы. (Здесь учитель обращает внимание
учащихся на формулировку темы урока)
– Кто ещё будет участником нашего разговора?
Возможные ответы учащихся:
- это время (время художественное и время историческое)
- сам М. А. Булгаков
- его герои
– Итак, известны участники сегодняшнего
разговора. А каким по характеру должен быть этот
разговор? (Разговор наедине – значит
откровенный, открытый, честный, разговор по
душам…)
– И самое главное: о чём можно говорить искренне,
честно? (О чём-то очень важном, волнующем)
– Какие вопросы мучают главных героев романа? (Обращаемся
к самому началу повествования, перечитываем в
классе. Выделяются главные вопросы: «За что такая
несправедливость? Как жить? Как же
жить?»)
– А если учесть, что для Булгакова и его героев
этого мало – просто жить (или выживать), то как
можно переформулировать эти же вопросы? (Как
прожить жизнь честно, достойно?)
– Что означают слова «прожить достойно»? (Здесь
могут быть самые разные ответы учащихся.
Выслушиваются все)
– Теперь мне известно, что вы понимаете под
словами «жить достойно». Каждый из вас мог
выразить свою точку зрения на этот счёт. Может
быть, дадим такую же возможность и самому
Булгакову? Да, да, писатель тоже может
высказаться – через своё произведение,
благодаря своим любимым и нелюбимым героям.
Наша задача – быть внимательными,
вслушиваться в каждое слово и записывать самое
главное.
(Так учащиеся подходят к целям и задачам урока. Булгаковская «Шкала ценностей» будет составляться в течение обоих уроков. Таким образом, к концу разговора у учащихся должен появиться в тетрадях ответ на вопрос «Что, по Булгакову, имеет настоящую цену в жизни?»)
2. Слово учителя о романе «Белая гвардия»
У каждой книги, как и у человека, своя судьба. В
этом смысле они очень похожи. Одни книги
рождаются вопреки чему-то, другие –
благодаря…Так вот, «Белая гвардия» – это роман,
рождённый благодаря любви писателя
– любви к своему прошлому, к тому навеки родному
городу, где прошли детство и юность, где был
домашний уют, друзья, где всё, даже сам воздух,
проникнуто тихим счастьем и светлой радостью.
Может быть, поэтому Булгаков однажды признался:
«Роман этот я люблю больше всех других моих
вещей». Уже после создания «Белой гвардии»
писатель ещё и ещё раз вспомнит, как необычно
начиналась работа над романом: «Он (роман)
зародился ночью, когда я проснулся после
грустного сна…Мне снился родной город, снег,
зима, гражданская война…Во сне прошла передо
мной беззвучная вьюга, а затем появился
старенький рояль и возле него люди, которых уже
нет на свете» («Театральный роман»)
А вот ещё одно воспоминание: «Стал писать, не зная
ещё хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне
очень хотелось передать, как хорошо, когда дома
тепло, часы, бьющие башенным боем, сонную дрёму в
постели, книги и мороз…»
Тепло дома, старенький рояль, часы, книги – всё
это не что иное, как составляющие писательской
семьи. В прежние времена семья Булгакова была
хорошо известна в Киеве. Огромная, насквозь
интеллигентная, она состояла из людей, умеющих
читать мудрые книги и понимать хорошую музыку. За
окнами булгаковской квартиры постоянно были
слышны звуки рояля, весёлые голоса, смех, споры и
пение. Там всегда теплилась жизнь…
3. Изучение романа
– Что в романе соответствует воспоминаниям писателя о своей семье? (История семьи Турбиных. Семья эта очень похожа на булгаковскую. Сама атмосфера дома Турбиных – булгаковская. Даже дом№13 поАндреевскому (а в романе – по Алексеевскому) спуску – тот самый, в котором жило семейство Булгаковых)
– Получается, Булгаков пишет роман, думая и
вспоминая о близких и дорогих ему людях; он
делает их прототипами главных героев «Белой
гвардии» .
– А с каких слов писатель решает начать свою
книгу? Зачитайте.
– Какое это время? Какое настроение у него?
«Велик был год и страшен год по рождестве
Христовом 1918…»
Такое начало выбирает Булгаков для
своего романа. Описание времени, и в нём – общее
настроение тревоги. Каким-то внутренним холодом,
тоской по чему-то уходящему веет на нас.
– Что касается героев романа, Турбиных – что принёс этот год каждому из них?
Можно ответить строчками из текста:
Для всех Турбиных – смерть матери
Для старшего Алексея – «тяжкие походы, службу
и беды вдалеке от родного дома»
Для Елены – тяжёлые заботы(на ней теперь
держался весь дом) и тревогу за братьев
Для младшего Николки – потерю в 17 лет
самого близкого и дорогого человека
– Итак, год 1918 был тяжёлым годом для этой семьи.
Он принёс большое личное горе – умирает мать. Они
не знают, как жить дальше («Жизнь-то им как раз и
перебило на самом рассвете…») Тут ещё новые
заботы по дому. Но по-настоящему их пугает другое.
Елене, например, страшно и тревожно за братьев.
– Почему? (Потому что революция, потому что
идёт война. Причём не где-то далеко, в чужом
городе, а совсем уже рядом…)
– Найдите тому подтверждения в первых 3-х гл.,
зачитайте. (Ответы могут быть самые разные:
- Это и рассказ Мышлаевского, который с горсткой офицеров «сутки на морозе, в снегу» оберегал город от Петлюры
- Это и какая-то необъяснимо навязчивая тревога Елены за своего мужа, полковника Тальберга, который почему-то задерживался на службе и которого она уже считала убитым
- Это и поспешное, «крысиной побежкой», бегство из города того же самого Тальберга, бросившего на произвол судьбы жену (А мы-то знаем, откуда бегут «крысиной побежкой» – с тонущего корабля..)
– Действительно, ещё никто не убит, ещё не
пролита ничья кровь, но сердца людей переполняет
страх. Что же их так пугает и тревожит? (Неизвестность,
ведь к неизвестности нельзя привыкнуть,
неизвестность невозможно предугадать и
предотвратить)
– Исчезают эти страх и тревога в 4-й и 5-й гл.? (Нет,
эти гл. по настроению очень похожи на предыдущие)
– Тогда чем же они отличаются? В чём необычность
этих гл.? (4-я и 5-я гл. – это сон Алексея Турбина)
– Что же снится ему? (Его Город)
– Кстати, почему слово «Город» у Булгакова с
большой буквы? И ещё – почему у этого города нет
названия? (Видимо, речь идёт не только о Киеве, и
Булгакова беспокоит судьба не только его родного
города. Таких городов, где рядом с жизнью ходила
смерть, в 1918 г. в России было предостаточно. Да что
там города, над всей страной в то время «стоял
красный дрожащий Марс»)
– Как вы думаете, Алексею снится прошлое,
настоящее или будущее его Города? Обратимся к
тексту. (В этом сне есть всё: и прекрасное,
светлое прошлое, и безрадостное настоящее, и даже
будущее…)
– Какое оно – это будущее? (Оно ужасно, в нём
есть всё, что может принести с собой война: боль и
страдание, разруха и голод – и…смерть. Много
будет жертв, причём с разных воюющих сторон)
– О них же, о жертвах войны, говорит во сне
вахмистр Жилин с самим Господом Богом. Он, как
солдат белой армии, возмущён, узнав, что в раю
приготовлено место и тем, с которыми он так долго
воевал, – большевикам.
– Давайте обратимся к тексту и зачитаем этот
разговор. (Обращается особое внимание на ответ
Господа.)
– Какие слова здесь главные?
– Под какими словами, на ваш взгляд, мог
подписаться сам Булгаков? («Все вы в
поле брани убиенные…»)
– Кто это – все? «Красные» или «белые»? Верующие
или атеисты?
– Что важно для Бога? Кого он оплакивает? О ком
жалеет? (Человек, его достоинство, его
жизненный путь, его предназначение на земле, его
душа… И это будет первая запись в булгаковскую
«Шкалу ценностей»)
– Всё это, конечно, так. Но не будем забывать, что
мы говорим про сон, а любой сон (даже такой
необычный, вещий) когда-нибудь кончается. И всё,
что предсказывал сон, в будущем произойдёт. Будет
литься кровь, будут гибнуть люди.
Но Булгаков не был бы Булгаковым, если бы ничего
не противопоставил этой разрушающей силе.
– Что же в романе противостоит страшному
времени?
– Где нет жестокости? Где не льётся кровь? (Это
дом Турбиных)
– Какой это дом?
– Ваши первые впечатления о людях и вещах,
живущих там?
– Чтобы получше разобраться, в чём же «секрет»
турбинской квартиры, давайте для сравнения
заглянем в другую, находящуюся совсем рядом –
этажом ниже.
– О какой квартире я сейчас говорю? (Ну конечно,
речь идёт о квартире соседа Турбиных – инженера
и домовладельца Василия Ивановича Лисовича или
попросту Василисы)
– В какой гл. следует искать описание
Василисиной квартиры? (гл. 3-я)
– Перечитайте с карандашом в руке и выберите из
текста всё, что считаете важным, об этой квартире.
– А теперь сравним квартиры Турбиных и Лисовича
Предлагаемые вопросы:
- Чем похожи эти квартиры?
- Какие из данных описаний можно отнести к обеим квартирам, какие – только к квартире Турбиных? (см. ниже по плану)
- Что за ценности скрыты в каждой из квартир?
- Эти квартиры не назовёшь бедными: и там и тут есть дорогие старинные вещи; видны следы роскоши, богатства
- Очень похожая обстановка: та же лампа, те же шкафы с книгами
- Обе квартиры по-своему уютны (Да, да, в маленьком кабинетике инженера Лисовича, заставленном, занавешенном и набитом книгами, так же уютно, как и у Турбиных)
«Стоячая лампа, изображающая египетскую
царевну, прикрытую зелёным зонтиком с цветами,
красила всю комнату нежно и таинственно…»
И вот уже чудится, что задрожат сейчас лёгкие
кремовые шторы и на их фоне засияет «золотая
корона» Елены..
Но нет, это только так кажется. Потому что в
квартире этой мёртвая тишина, потому что
пахнет здесь сыростью, мышами, плесенью и
«ворчливой сонной скукой». Так может быть только
в квартире Василисы, где самая большая ценность
– это многочисленные тайники, набитые
фальшивыми купюрами.
А теперь заглянем к Турбинным (гл.1-3) «Четыре огня
в столовой люстре..., на белизне скатерти свежие
букеты тепличных роз…, яблоки в сверкающих
изломах ваз, ломтики лимона, чай…» И ещё –
«необычайной нежности гитарный звон», весёлые
голоса, смех…
– Что же такого ценного находили все, кто попадал
сюда?
Давайте вспомним Лариосика. Этот смешной и
нескладный человек никак не мог понять, почему
ему «чрезвычайно нравилось у Турбиных». Но
однажды он признаётся, что он «потерпел драму, но
здесь, у Елены Васильевны…» (Дальше пусть
продолжат учащиеся)
Лариосик признаётся, что «здесь, у Елены
Васильевны, оживает душой».
– Если квартира Василисы – это тайник,
пропахший мышами и плесенью, то что же тогда
дом Турбиных? (Это покой, защищённый кремовыми
шторами)
– Вспомним, с чего мы начинали изучать роман.
Вернёмся к его первым строчкам. Нет в них радости,
нет покоя.
– Под влиянием какой звезды происходят все
события первых 2-х частей романа? (Под влиянием
«кровавого» Марса)
– А происходящее в 3-й части – это результат
чьёго влияния – Венеры или Марса?
(Здесь мнения могут разделиться)
События, которыми управляет Марс:
- Расправа петлюровского отряда над случайным прохожим
- «Охота» на людей в городе (пример, когда петлюровцы преследуют убегающего Алексея Турбина)
- Прибытие бронепоезда «Пролетарий» на станцию Дарница
Главное, что происходит под влиянием Венеры,
– это чудесное спасение Николки и Алексея.
– Что находит Алексей в доме своей
спасительницы?
– Только ли помощь? (Он встречает там настоящую
любовь)
– А Николка? Он ведь приносит в этот дом
страшную весть о смерти.
– Что же уносит он с собой? (Снова любовь)
– Как складывается судьба у Елены? Её сердце
по-прежнему неприступно? (Отнюдь, и здесь
поселяется то же самое чувство – любовь к
Шервинскому)
Даже Анюта сражена обаянием влюблённого в неё
Мышлаевского, даже Лариосик забывает о своей
житомирской драме и вздыхает по Елене.
И так можно продолжать ещё долго, и всё это
происходит благодаря романтической Венере.
– Подумайте, что ещё совершается под влиянием
этой звезды?
(В классе должны прозвучать 2 отрывка: сон Петьки
и авторский «гимн» звёздам )
– На что обращает наше внимание автор? О чём
предлагает подумать?(О вечных ценностях, без
которых человеческая жизнь пуста и
бессмысленна.)
– Прочитаны заключительные строчки романа. И
в финале – снова вопрос. Это авторское
предложение поразмышлять и разобраться в том,
что же вечно и неизменно в нашей жизни, как в
смутные времена остаться человеком..
– Что по этому поводу думает сам М. Булгаков?
4. Проверяется составленная учащимися писательская «Шкала ценностей»
- Главное в этом мире – Человек , его, душа, его помыслы и поступки, его предназначение на земле. И совсем не важно, «красный» ты или «белый», генерал или рядовой. Перед Богом мы все равны…
- Тепло и уют семейного очага, внушающие чувства уверенности и защищённости
- Покой , охраняемый кремовыми шторами
- Любовь как чудо, способное победить смерть
(Содержание «Шкалы» в ходе проверки может корректироваться, достраиваться. Причём это никак не должно повлиять на итоговую оценку работы ученика на уроке.)
– В заключение сегодняшнего разговора хочется вспомнить строчки из стихотворения, написанного в 1989 году А. Миллер:
…Но в хаосе надо за что-то держаться,
А пальцы устали и могут разжаться.
Держаться бы надо за вехи земные,
Которых не смыли дожди проливные,
За ежесекундный простой распорядок
С настольною лампой над кипой тетрадок,
С часами на стенке, поющими звонко,
За старое фото и руку ребёнка.
– Как вы думаете, что роднит эти стихотворные
строчки с романом Булгакова? (Вера в человека, в
вечные «ориентиры», помогающие не сбиться с пути
в жизненном хаосе)
– Я желаю вам не потерять эти «ориентиры», потому
что только Добро и Любовь «держат» человека на
этой земле, делая его жизнь осмысленной и
необходимой.
5. Домашнее задание: Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Подумайте, кто из героев романа и в каких жизненных ситуациях придерживается булгаковской «Шкалы ценностей»? Свой выбор аргументируйте собственными рассуждениями и выдержками из художественного текста.
(Задание имеет опережающий характер и отсылает учащихся к другому роману М. Булгакова – «Мастер и Маргарита», о котором пойдёт речь на последующих уроках)
Список литературы: Булгаков М. А. Белая гвардия. Бег. Мольер. – М.: Дрофа: Вече, 2002.