Урок по татарской литературе

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. повторение ранее изученного;
  2. приобщение учащихся к творческому наследию великого поэта-гуманиста XVI века – Мухаммедьяра;
  3. показ места Мухаммедьяра в общечеловеческой культуре;
  4. активизация мыслительной деятельности учащихся путем сравнения творчества и выявления параллелей в духовном наследии Мухаммедьяра и европейских гуманистов Средневековья.

Оборудование: компьютерная презентация , использование компьютера, антология татарской поэзии (1957 г.); Всемирная литература (1972 г., 55 том); иллюстрации портретов Мухаммедьяра (с картины К.Нафикова) и Кул Гали (с картины Т.Хузиахметова).

Четырем учащимся заранее дается задание – прочитать отрывки из поэм Мухаммедьяра и заучить наизусть понравившиеся стихи.

Ход урока.

I. Актуализация прежних знаний.

Путешествие по векам: компьютерная презентация.

1 слайд. Изображение города Казани в XII веке.
Чье именем связан этот век?
- поэт Йосуф Баласагун
- Произведение поэта ?
- «Котадгу белек» (книга счастья)

2 слайд. Иллюстрации к произведению Кул Гали «Кыйссаи Йусуф»
Автор?
Кул Гали
Когда написано произведение ?
1203 – 1212 г.

3 слайд. Золотая Орда
Вспомните поэтов этого века?
- Котб
- Махмуд Болгарии
- Саиф Сараи.
Хорошо, спасибо.

4 слайд. Казань XV- XVI в. Поэты?

  1. Кулшариф
  2. Мухаммад Амин
  3. Умми Камал

II.

Учитель. Поэма Кул Гали «Кыссаи Йусуф», насчитывающая восемь тысяч строк, - одно из первых произведений в булгаро- татарской поэзии, где идеи гуманизма были настолько ярко выражены, что они оказали огромное влияние на все последующие поколения поэтов, в том числе и на Мухаммедьяра.

Имя Махмуда Хаджи углы Мухаммедьяра было известно ученому миру еще в первой половине XIX века благодаря исследованиям русского ученого- востоковеда прфессора И.Н.Березина, который дал высокую оценку поэме «Тухфа-и мардан» («дар мужей», 1539г.) . Поэма состоит из 1612 стихотворных строк, включает шесть самостоятельных сюжетов рассказов, ряд отдельных эпизодов и лирических отступлений, посвящение и заключение.

1-й ученик. Идея справедливости, верного служения народу и любовь к прстому человеку проходит через все произведение. Беседуя со своим сердцем, поэт пишет:

- Ты знаешь помыслы мои, всеправый,
Наставь меня на путь добра и славы,
Хочу достичь я в слове торжества,
Чтоб возлюбил народ мои слова.

Следуя своему жизненному кредо, Мухаммедьяр, как заступник интересов демократических слоев населения, выступает с гуманным требованием облегчить тяжелую участь простого народа, осуждает социальный гнет, несправедливость и беззаконие.

Учитель. Вторая поэма «Нур- и Содур» («Свет сердец») была закончена 15 мая 1542 года. То есть 460 лет тому назад в городе Булгаре, где Мухаммедъяр находился в изгнании за свои убеждения. Поэма была обнаружена в 1940 году в Казани писателем Наки Исанбетом.

2-й ученик. В поэме «Нур- и Содур» Махмуд Хаджи углы выражает беспокойство за судьбу народа, страны:

- Неверие не разрушит государства,
А от гнета развалится страна,
Неверие и неверующий лишь себе вредит,
А гнет делает невыносимым положение страны.

Учитель. Для того чтобы страна была сильной и цветущей, и не было в ней насилия, государство по Мухаммедъяру должно быть основано на принципах справедливости. Это созвучно идеям итальянского гуманиста Салютати, который считал, что никакое общество не может существовать без справедливости. Это созвучно идеям итальянского гуманиста Салютати, который считал, что никакое общество не может существовать без справедливости. Мухаммедъяр, так же как и итальянский гуманист, поднял в своих произведениях и раскрыл в художественных образах насущные вопросы и передовые идеи своей эпохи.

Утопические представления хорошо прослеживаются во взглядах современника Мухаммедъяра прогрессивного китайского мыслителя Хэ Синьиня (1517- 1579 гг.). Он был одним из представителей возникшей в XVI веке в Китае “еретической тайчңоуской школы”, в которой развивались идеи равенства, ликвидации социального гнета, уравнительного распределения, критического отношения к нормам конфуцианской морали.

Идеальное общество, созданное в фантастических картинах Мухаммедъяра, имеет себе аналог и в корейской утопической мысли. Исследователь А.М.Ушаков указывает на то, что она выдержана в духе европейских теоретических утопий, хотя нет никаких оснований предпологать какое- либо слияние или заимствование. Перед нами предстает подобно идеальному обществу (царству) во главе с правителем Ануширваном в картинах Мухаммедъяра «островная» утопия корейского автора Хо Гюна (1569-1618 гг.). Изображение утопического идейного королевства на острове Юльда вызвало настолько сильный резонанс в стране, что конфуцианское правительство поспешило казнить автора.

В эпоху Средневековья в сознании многих гуманистов, в том числе и у Мухаммедъяра, была сильна вера в справедливого правителя. Это иллюзорное представление в своей основе было утопическим. Еще в эпоху Волжско- Камской Болгарии этот вопрос ставился Кул Гали в поэме «Кысса-и Йусуф» (начало XIII века). Новизна данного произведения заключается в том, что автор выдвинул в центр сюжета проблему правителя и решал ее с народных позиций. Сам сюжетный материал оказался благотворным для постановки проблемы правителя и народного благоденствия в продолжение всей истории мировой литературы, вплоть до знаменитой версии Томаса Манна , где также исследуется модель идеального общества.

Как представляется важным, память о великом поэте- гуманисте Мухаммедъяре должна быть увековечена в памятнике и в названии одной из центральных улиц города Казани. Например, такой улицей могла бы стать улица Баумана, бывшая проломная.

3-й ученик. Являясь выразителем интересов и чаяний широких народных масс , подвергавшихся жестокой эксплуатации, Мухаммедъяр призывает быть беспощадным в отношении тех, кто причиняет народу зло. Он мечтает о переустройстве общества, основанного на насилии и эксплуатации, призывая к совершенствованию нравов. Великий гуманист верил в силу разума человека, его высокие душевные качества:

- Смелей твори добро, придет пора
И ты узнаешь тоже вкус добра.
Ты совершай добро – в нем польза есть,
Кто зло творит, того настигнет месть,
Тому дай руку, кто устал в борьбе.
Когда- нибудь он руку даст тебе.

Учитель: Стоит уровнять имущественное положение сограждан, считает Мухаммедъяр, как мир и согласие воцарятся в государстве. В своих утопических мечтаниях поэт не одинок. Аналогичную идею о равенстве выдвигал в то время крупный представитель еретической школы России XVI века Феодосий Косой, произведения которого, к сожалению, до нас не дошли. О них можно судить по сохранившимся сочинениям его идейного противника Зиновия Отенского.

Обращаю внимание учащихся на иллюстрацию с картины К.Нафикова, на которой изображен Мухаммедъяр. Вспоминаем историческую обстановку того времени. Даем психологическую зарисовку портрета Мухаммедъяра . Видно, что поэт- гуманист принял на себя бремя ответственности за судьбу государства и народа . Взгляд его полон печали и исполнен внутреннего благородства.

Мухаммедъяр жил и творил в сложное и тяжелое для народа время, когда произвол и тирания казанских ханов и феодалов были беспредельны, но, с другой стороны, также не было предела народному возмущению против жестокой эксплуатации. И Мухаммедъяр, критикуя пороки представителей господствующих слоев города и деревни, выступает с гуманными требованиями об облегчении тяжелой участи простого народа. Он славит простого человека, человека труда, воспевает его разум и благородство, его моральную чистоту и человечность.

4-й ученик. По представлению Мухаммедъяра, Человек- это высшее создание, наделенное разумом и способностью, который призван нести людям пользу, а не страдания:

- Мы знаем: трудно говорить стихами.
Труднее спрятать внутреннее пламя.
Как много тех, чья речь нам дорога,
Ушли, речей рассыпав жемчуга!
Ушли и те, чья ныла боль немая.
Ушли, бесценный слов не понимая.

Учитель. Мухаммедъяра, как и европейских гуманистов Средневековья , волнуют проблемы Человека, его внутренний мир. Это ярко прослеживается в беседе поэта со своим сердцем. (См. Антология татарской поэзии. Составитель М.Львов. Казань, 1957, с.251.) Здесь он спорит со своим внутренним голосом, происходит своеобразное раздвоение личности, признается индивидуальная неповторимость. Яркую и выразительную характеристику этого явления дал итальянский гуманист Петрарка: «Воля моя нерешительна, желание в разладе и , враждуя, терзают меня.» Так против внутренного человека воюет внешний. Здесь мысли Мухаммедъяра и Петрарки полностью созвучны, особенно в постановке вопроса о моральной ответственности и внутренней стойкости человека, его активности. Мухаммедъяр, как человек, пытается бороться против предопределенности судьбы.

Хотя Мухаммедъяру и Петрарке не удается избавиться от противоречий при показе взаимоотношений судьбы и добродетеля, поставленная ими тема борьбы добродетелей с судьбой была громадным шагом в период раскрепощения средневековой личности.

III. Итог урока.

Подведем итоги. 5 слайд. Вопросы:
- Каково ваше первое впечатление о поэте?
- Что вы можете сказать о Мухаммедъяре?}
- Каким он запомнился?

Ученик: Мухаммедьяр, как заступник интересов демократических слоев населения, выступает с гуманным требованием облегчить тяжелую участь простого народа.

Ученик: Для того чтобы страна была сильной и цветущей, и не было в ней насилия, государство по Мухаммедъяру должно быть основано на принципах справедливости.

Ученик: Являясь выразителем интересов и чаяний широких народных масс , подвергавшихся жестокой эксплуатации, Мухаммедъяр призывает быть беспощадным в отношении тех, кто причиняет народу зло.

Ученик: В своих утопических мечтаниях поэт не одинок. Аналогичную идею о равенстве выдвигал в то время крупный представитель еретической школы России XVI века Феодосий Косой, произведения которого, к сожалению, до нас не дошли. О них можно судить по сохранившимся сочинениям его идейного противника Зиновия Отенского.

Ученик: И Мухаммедъяр, критикуя пороки представителей господствующих слоев города и деревни, выступает с гуманными требованиями об облегчении тяжелой участи простого народа. Он славит простого человека, человека труда, воспевает его разум и благородство, его моральную чистоту и человечность.

Учитель: Мухаммедъяр впитал в себя идеи выдающихся восточных мыслителей: Аль - Фараби, Ибн-Сины, Аль- Бируни, Алишера Навои, Низами Гянджеви и других. Но через арабско-персидскую литературу Мухаммедъяр был знаком и с антично-греческой филисофией. В то же время он опирался на богатейшие традиции булгаро-татарской литературы, в частности на бессмертное творение Кул Гали «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе»).

Развивая передовые идеи средневекового гуманизма, Мухаммедъяр является новатором в том, что он широко использует богатые возможности общенародного языка, подняв его значение и авторитет. Он был горячим поборником поэзии, которая должна служить целям и интересам народа и приносить ему пользу.

Величие Мухаммедъяра в том, что он выступал с идеей, хотя и утопической, о переустройстве общества на принципах справедливости, призывая избавиться этим путем от нищеты, гнета и несправедливости и сделать всех счастливыми.

IV. Домашнее задание.

Прочитать поэмы Мухаммедъяра «Тухфа-и мардан» («Дар мужей») и «Нур-и Cодур» («Свет сердец») и заучить наизусть понравившиеся отрывки.