Литература
-
Урок литературы по теме: "Источники бунта Родиона Раскольникова" 2006
Занятие на тему "Источники бунта Родиона Раскольникова" отражает пути формирования в педагогическом колледже культуротворческой образовательной cреды. Цель занятия - выявить источники бунта Родиона Раскольникова на основе анализа условий жизни, в которых зарождаются античеловеческие теории; подвести будущих учителей к самостоятельному осмыслению конфликта между героями и миром, отрицаемым ими, противостояния циничных теорий и совести.
-
Урок литературы по теме: "Качества личности через призму юмора" 2006
На примере отрицательных качеств личности героя воспитывается негативное отношение к ним. Используя различные литературные приемы и средства, учитель через отрицательное, формирует у учащихся правильные представления о добре и зле, хорошем и плохом, эгоизме и уважении к другим людям. Урок имеет большое воспитательное значение.
-
Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с историей создания комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
-
Урок литературы по теме: "Любовь и жизнь" (в прозе И. Бунина, А. Куприна и в русской поэзии) 2006
Целью урока является: осмысление слова "любовь", понимание этого чувства на основе наглядных примеров из произведений писателей-классиков; развитие умения понимать себя, свои желания, анализировать свои поступки; воспитание правильного отношения к своим чувствам и к чувствам другого человека, душевной чуткости и внимания к окружающим, сдержанности необузданных чувств.
-
Урок литературы по теме: "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель "портрета поколения" 2006
На уроке учащиеся знакомятся с произведением М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" - первым психологическим романом в литературе.
-
Урок литературы по теме: "Мир сатиры" (по рассказам М. Зощенко), 6-й класс 2005
Очень часто, работая с художественным текстом, ребята сталкиваются с различными трудностями. Игра помогает им почувствовать себя свободными и независимыми. Цель данного занятия через игру научить детей работать с текстом, выделять в нем главное, основное; научить их быть внимательными читателями. Работа с лексикой и составление своего текста приобщает детей к творческой деятельности. На уроке используются различные виды деятельности, что переключает внимание детей и быстро снимает усталость.
-
Урок литературы по теме: "Мифы Древней Греции". Тесты 2006
Предлагаю вашему вниманию тест-викторину к заключительному уроку "Мифы Древней Греции". Вопросы и тест составила сама.
-
Урок литературы по теме: "Муса Джалиль – поэт-герой". 5-й класс 2007
Биография татарского поэта Мусы Джалиля, который смысл всей своей жизни видел в служении народу, имеет большое воспитательное значение. На уроке учащиеся знакомятся с яркими страницами жизни поэта, читают его бессмертные стихи, учатся анализировать лирическое произведение, находить художественные средства выразительности, раскрывать идею стихотворения. Урок воспитывает в учащихся чувство гордости, патриотизма, чувство уважения к старшему поколению, чья юность совпала с грозными годами войны.
-
Урок литературы по теме: "Образ маленького человека" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2006
На уроке ученики самостоятельно раскрывают понятие «маленький человек» в литературном произведении, знакомятся с особенностями изображения «маленького человека» в повести А.С. Пушкина. В качестве наглядного материала используется презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. Экскурсия по музею литературного героя, музыка И. Шварца к кинофильму «Станционный смотритель» помогает ребятам окунуться в эпоху и лучше понять образ «маленького человека» Самсона Вырина.
-
Урок литературы по теме: "Писатели русского зарубежья. Л.Н. Андреев "Кусака". 2009
Данный тип урока соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий развитие учеников. Такое обучение способствует повышению уровня гуманитарного образования школьника, развитию нравственности, воспитанию чувства прекрасного, патриотизма, бескорыстия, глубокого внимания к окружающим и пытливости мысли.
-
Урок литературы по теме: "Поэтический образ Родины в стихотворении А.С. Пушкина "Зимнее утро" 2007
Урок литературы в 5-м классе, построенный на работе творческих групп, приоткрывает секреты поэтического мастерства и показывает связь литературы с другими видами искусства.
-
Урок литературы по теме: "Природа глазами М.М. Пришвина в повести "Кладовая солнца" 2006
Из всех писателей выбрала Пришвина, так как тема природы волнует каждого. Это связано с красотой родного края. Необходимо учить детей анализировать произведение, выделять основную мысль, прививать бережное отношение к природе.
-
Урок литературы по теме: "Символика яблока в русской литературе": "И к царевне наливное…" 2006
Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов. Воспитывать нежное трепетное чувство к наследию прошлого, приобщать к различным видам искусства; умению видеть не только красоту, но и тайну бытия.
-
Урок литературы по теме: "Сопоставление повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" с самостоятельно прочитанной "Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" 2005
Тест, подготовленный мной для урока по сопоставлению повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", был использован как заключительный элемент и содержал восемь вопросов, составленных по обоим произведениям. Задания проверяли не только знание текстов и содержали цитатный материал, но и затрагивали теоретические понятия (ирония, тема, критический отзыв). На выполнение и самопроверку ушло 3 минуты, а результат говорит сам за себя: 100% качества в каждом классе, где проводился урок.
-
Урок литературы по теме: "Уроки доброты (по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского") 2010
Данное занятие ставит своей целью показать на примере повести, как входит в жизнь главного героя доброта, какое значение она имеет в жизни ребёнка, как влияет на его формирование и развитие, понимание незыблемых ценностей. Заключительный этап – написание сочинения-рассуждения.
-
Урок литературы по теме: "Устное народное творчество" с применением здоровьесберегающих методов 2007
Урок литературы в 5-м классе по теме "Устное народное творчество", построенный на принципах здоровьесбережения: проводится в беспарточном классе в режиме смены динамических поз (по В.Ф. Базарному) и чередования видов учебной деятельности. Тип урока - систематизация и обобщение знаний. Дидактическая цель - систематизация и обобщение знаний с использованием методики "Недописанная фраза", приёмов театрализации, наглядных методов обучения.
-
Урок литературы по теме: "Эпистолярный жанр в творческом наследии Ф.М. Достоевского" 2010
Данный урок – итоговый при изучении творчества Ф.М.Достоевского. Основа урока – умение учеников сопоставлять биографический материал с имеющимися знаниями по изученным произведениям автора. Первый этап урока – знакомство с эпистолярным жанром вообще и в творческом наследии Достоевского в частности. Второй – аналитическая беседа с учениками.
-
Урок литературы по теме: "Я поведаю вам свою боль…"(по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка") 2005
Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.
-
Урок литературы по теме: "Языковые средства создания комического" 2006
С комическим ребята сталкиваются постоянно и в повседневной жизни, и в литературе. Цель представленного урока – показать учащимся смешное как вид эстетической оценки жизни, формировать умение воспринимать комическое и использовать языковые средства комического в собственных высказываниях.
-
Урок литературы по теме: «"Тема семьи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"» 2005
На уроке используется презентация, выполненная в Power Point, демонстрируемая с помощью медиапроектора. Урок построен с учетом психологических особенностей учащихся. По результатам диагностики упор сделан на такой вид деятельности, как зрительная работа с текстом (большинство детей либо визуалы, либо смешанного типа визуал-кинестетик, либо с хорошо развитыми тремя каналами восприятия. На уроке использован методический принцип Е.Н. Ильина «Деталь – вопрос - прием», что в системе позволяет сделать литературу предметом, формирующим человека.
-
Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2008
На этом уроке мы должны рассмотреть не только определение слова «подвиг», но и рассмотреть понятие «духовный подвиг», «подвиг во имя любви». Презентация позволит увидеть героинь Некрасова и других декабристок, их мужей. Беседа по анализу поэмы строится с обязательным цитированием текста, выразительным чтением отрывков. В конце урока необходимо подвести учеников к мысли о героизме русских женщин "вообще", во все времена. Этому способствует домашнее задание.
-
Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "подлинная" и "неподлинная" жизнь в рассказе А.П. Чехова "О любви" 2006
Урок, выстроенный по технологии «Критическое мышление» с использованием приемов технологии: «верные/неверные утверждения», «работа с пропущенными словами текста», «закончить фразу», «составление кластера». На занятии учитель проводит творческий эксперимент: подбор музыкального сопровождения к отрывкам из художественного произведения.
-
Урок литературы по технологии встречных усилий по теме: "Звезда как символ в стихотворениях русских поэтов Ф.К. Тютчева, В. Маяковского, Б. Пастернака, Н. Рубцова" 2004
Урок построен в соответствии с технологией встречных усилий по определённому алгоритму: - мотивация на деятельность (эмоциональная и интеллектуальная разминка), - контрольно-подготовительный этап, - вызов (постановка учебной цели), - этап сотворчества, - рефлексия. ТВУ позволяет осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому участнику образовательного процесса, строить на уроках и во внеурочной деятельности субъект-субъектные отношения, даёт возможность реализации потенциальных возможностей учащихся и педагогов, способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одарённых детей. На уроках, построенных по ТВУ, важен сам процесс познания, в котором учащийся является активным участником, а педагог его только направляет. На таких уроках поднимается проблему, которая предполагает развитие логического мышления, развитие творческого воображения, формирование собственной точки зрения, умение вести дискуссию, отстаивать свои взгляды и в то же время с пониманием и терпением относиться к чужому мнению.
-
Урок литературы по ТРКМЧП "И.С. Тургенев "Senilia". Стихотворение в прозе" 2011
Урок литературы в 8-м классе создан по личностно ориентированной технологии развития критического мышления посредством чтения и письма. Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
-
Урок литературы по учебному пособию "Вокруг тебя мир…"(6 класс). Вл. Железников "Чучело", "Чувствовать чужую боль…" 2005
Урок-размышление с элементами театрализации знакомит учащихся с творчеством Владимира Железникова и воспитывает у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.
-
Урок литературы с ИКТ-технологиями "Мой путь лежит мимо дома – ничьего" (по творчеству М.И. Цветаевой). 11-й класс 2014
Учащиеся, работая на ноутбуках, активируют все гиперссылки, работают с материалом напрямую. Переходя по ссылкам, учащиеся читают краткий обзор жизненного пути поэтессы и составляют ментальную карту. Гиперссылки на электронную библиотеку с проекцией текста на мультимедийную доску позволяют интерпретировать поэтическое произведение, выделить изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении.
-
Урок литературы с ИКТ. 5-й класс 2014
Урок литературы сопровождается презентацией со ссылкой на образовательные ресурсы Интернета, которая совершенствует деятельность учителя на разных этапах урока, повышает у учащихся познавательный интерес к предмету. Показаны этапы урока с указанием времени и раскрыто подробное содержание каждого этапа.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни". 10-й класс 2008
Современный урок не должен быть ограничен предметом и учителем, и поэтому очень своевременным является использование мультимедийных средств на уроках литературы. Вводные занятия очень важны, так как они раскрывают личность писателя, вводят ребят в мир его произведений. Вводные уроки, на которых используются ИКТ, важны еще и потому, что они стимулируют интерес учащихся самостоятельно продолжать изучение темы, опираясь на уже полученные знания. Главное в таких уроках — у учащихся появляется интерес к личности писателя, желание узнать как можно больше дополнительно, полностью изучить сайты и материалы электронных энциклопедий, используемых во время урока.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Петербург Достоевского" 2008
Урок по творчеству Достоевского с применением ИКТ позволяет решить несколько учебных задач: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Реальное и фантастическое на страницах повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
На данном уроке весь процесс обучения осуществляется с помощью презентации PowerPoint. К концу урока учитель старается подвести ребят к выводу, что автор, рассказывая о самых обычных людях, высмеивает человеческие пороки или, изображая фантастических героев и ситуации, подчеркивает их достоинства.