Анализ стихотворения – один из самых сложных видов работы в школе, поэтому сопоставительный анализ поэтических текстов (ЕГЭ, С4) – одно из самых сложных заданий на экзамене. Данное задание требует привлечения литературного контекста, проведения “литературных параллелей”. При этом привлечение литературного контекста следует обосновывать в первую очередь с литературоведческой точки зрения, и только во вторую — с позиции пишущего. Главное – правильное понимание смысла вопроса, содержащегося в задании. При подготовке важно научить основным учебным действиям, направленным на успешное выполнение задания.
Задачи занятия:
- повторить необходимые для анализа термины, выучить новые;
- освоить универсальные учебные действия, выполняемые на каждом этапе работы по сопоставительному анализу поэтических текстов.
Основные этапы работы (материалы к учебному занятию)
I. Произведение (поэтический текст) - это
Содержательная сторона: о чём? что?
тема
идея проблематика
мотив
лейтмотив
настроение
пафос и др.
+
Формальная сторона: как? какими средствами?
особенности
композиции
стилистики
языковых средств
стихотворного размера и др. (см. Презентацию,
Приложение 1)
II. Настроение стихотворения
(эмоции, настроение лирического героя - читатель)КАКОЕ?
грустное
радостное
приподнятое
лирическое
философское
элегическое
романтическое
возвышенное и др.
Пафос стихотворения (чувства, эмоции автора - читатель)
КАКОЙ?
героический
гражданский
сатирический
комический
трагический
обличительный
утверждающий
романтический и др. (см.
Презентацию)
III. Формулировка задания С4:
Каковы настроение и пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”, произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению и пафосу с данным стихотворением? =
Каковы настроение и пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”?
Произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению и пафосу с данным стихотворением?
Две позиции сопоставления (позиция сопоставления - указание автора и его произведения):
М.Ю. Лермонтов “Бородино”, 1837 г.
+ Д. Давыдов, “Песня” (“Я люблю кровавый бой”), 1815 г.
+ А.С. Пушкин поэма “Полтава”, 1828-1829 гг.
(см. Презентацию, Приложение 2)
IV. Этапы работы над сопоставительным анализом.
(УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ)
- Прочитать стихотворение = прочувствовать эмоциональное содержание стихотворения.
- Этап рефлексии: эмоциональное содержание стихотворения – моё настроение (настроение читателя).
- Проанализировать содержательную сторону стихотворения (настроение, тема, идея, мотив, основные образы и т.д.)
- Ответить на первый вопрос задания.
- Найти 2 позиции сопоставления в заданном направлении (настроение, пафос), убедительно обосновать сопоставление, не искажая авторской позиции.
- Ответить на второй вопрос задания, используя необходимые термины и небольшие цитаты из стихотворений (отдельные слова, словосочетания, 1-4 строки).
- Написать сочинение в объёме 5-10 предложений (см. Презентацию).
V. Домашнее задание
- Повторить (выучить) термины.
- Написать сочинение в формате ЕГЭ, задание С4.