Урок литературы по теме "Серебряный век русской литературы". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  • повторение и обобщение полученных знаний о поэзии Серебряного века;
  • развитие познавательно интереса и творческой деятельности учащихся; развитие речи, коммуникативных способностей, информационной культуры;
  • создание условий для эстетического и патриотического воспитания учащихся.

Задачи:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний;проверить умение работать с документальными источниками и интернет-ресурсами;
  • развивать познавательные, исследовательские, коммуникативные и творческие способности учащихся;
  • пробудить интерес к поэзии “серебряного века”, учить понимать и воспринимать поэзию.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование:на столах – таблички с названиями поэтических содружеств нач. XX века, сборники стихов, Толковый словарь С.Ушакова, тексты стихотворений, дидактический материал; на доске – эпиграфы, портреты поэтов; на экране ТВ – фото с изображением кафе “Бродячая собака”.

Форма организации работы: индивидуальная и групповая

Методы обучения:

  • творческого чтения,
  • исследовательский,
  • репродуктивный,
  • словесные, наглядные и практические

Приемы развития

  • внимания (устойчивость, переключаемость, объем);
  • памяти (воспроизведение, осмысленное запоминание);
  • мышления (гибкость, творческое и репродуктивное, мыслительные операции);
  • воображения.

Эпиграфы:

Для нас дороже всего свобода исканий.
В. Брюсов

Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.
О. Мандельштам

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
А. Ахматова

Ход урока

На фоне музыки учитель читает стихи Блока “По городу бегал черный человек...”: Приложение 1.

* * *

По городу бегал черный человек.
Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.

Медленный, белый подходил рассвет,
Вместе с человеком взбирался на лестницу.

Там, где были тихие, мягкие тени -
Желтые полоски вечерних фонарей, -

Утренние сумерки легли на ступени,
Забрались в занавески, в щели дверей.

Ах, какой бледный город на заре!
Черный человечек плачет на дворе
Апрель 1903

1-й ученик: “Человек всё-таки должен чем-нибудь заниматься. Иначе его существование становится бессмысленным и вредным.

Молодость даётся нам для эксперимента, а не для прозябания.

Человек должен ходить по земле гордо и легко...

Веселье, радость и тоска. Кому это обязательно? Нам? Только нам. А ведь веселья ровно столько, что и тоски, и то, что весело, в равной степени и грустно. И, может быть, правы те, кто живёт, не разбирая ни радости, ни тоски, – просто, прямо, глупо. Может быть, они мудрецы?

Нет ничего страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь идея, мираж – он ещё человек, и его существование имеет смысл.”

Учитель: Так рассуждал поэт, бродя по темным улицам города. В лицо дул ночной холодный ветер. Мысли путались в голове, когда он остановился у входа в кафе “Бродячая собака”.

2 ученик (снимая шляпу и плащ):

– Что ж, зайду, как обычно, – сказал он сам себе. – Как знать, быть может, сегодняшний вечер обещает быть особенно интересным? Литературные споры, обсуждения, представления – как всё это было бы кстати именно сейчас.

И прежде, чем войти, прочёл “Восьмистишие” Н. Гумилева:

Ни шороха полночных далей,
Ни песен, что певала мать,
Мы никогда не понимали
Того, что стоило понять.
И, символ горнего величья,
Как некий благостный завет,
Высокое косноязычье
Тебе даруется, поэт.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, господа поэты! Позвольте мне именно так называть вас сегодня. Наш урок в литературном кафе – это урок обобщения знаний по теме “Серебряный век русской литературы. А цель нашей встречи – проверить, как вы усвоили первоначальные знания о поэзии “серебряного века”.

- Начало XX века ознаменовалось глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру и явившимся следствием разочарования в прежних идеалах, предчувствием гибели существующего общественно-политическогостроя. Гармоническая цельность человека и мира, о которой мечтала литература XIX века, не осуществилась.

На гуманистические идеи XIX столетия, высказанные Л.Н.Толстым в 1906 году: “Для того чтобы положение людей стало лучше, надо, чтобы сами люди стали лучше. Для того же, чтобы сами люди стали лучше, надо, чтобы они все больше и больше внимания обращали на себя, на свою внутреннюю жизнь”, русская литература откликнулась тем поэтическим словом, которое в обобщенном виде и получило название “серебряного века” русской поэзии.

Это, прежде всего, поэтика русского модернизма. Так принято называть три поэтических направления, объявивших о своем существовании между 1890 и 1917 годами: символизм, акмеизм, футуризм.

- Я предлагаю вам на несколько минут оказаться в обстановке литературно-артистического кабаре“Бродямчая собамка” — одного из центров культурной жизни Серебряного века, которое действовало с 31 декабря 1911 г. по 3 марта 1915 г. в доме № 5 по Михайловской площади Петрограда.

- С удовольствием представляю завсегдатаев этого заведения:

Содружество “Снежная маска” (символисты).

Содружество “Цех поэтов”, из которого возник впоследствии... акмеизм

Содружество с громким названием ХЛАМ (Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты) (футуристы)

Творческое представление групп. Какими же они себя видят? (по 3 минуты для каждой группы).

Итак, определяем очень кратко:

Символизм – это ... (“поэзия намёков”).

Акмеизм – ... (поэзия точности (ясности)).

Футуризм – ... (поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиций)).

- А теперь попробуем ваши знания о символизме, акмеизме и футуризме систематизировать. Каждой группе предложена таблица, заполните её. Приложение 2.

Критерии для сопоставления Символизм
1890 - 1910
Акмеизм
1910-1912
Футуризм
1912-1914
1. Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем Мир надо переделать
2. Роль поэта Поэт-пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое
3. Отношение к слову Слово многозначно И символично Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом
4. Особенности формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажений слов
5. Близкий род искусства Музыка Живопись, архитектура, скульптура Живопись

– На основании работы с таблицей, давайте от теории перейдём к практике. Вам было предложено 3 поэтических текста. Вы должны были выяснить, кто является автором стихотворения, определить, к какому литературному течению оно относится, и проанализировать его.

- Что же вы узнали? Прошу поделиться с присутствующими.

Царскосельская статуя (Анна Андреевна Ахматова) – акмеист

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

Кузнечик (Виктор Владимирович Хлебников) - футурист

Крылышкуязолотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
“Пинь, пинь, пинь!” — тарарахнулзинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Первый снег (Валерий Яковлевич Брюсов) - символист

Серебро, огни и блестки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

Учитель: на доске записаны названия литературных течений Серебряного века, а под доской разложены портреты поэтов данного периода. Приложение 3. Задание: распределить портреты поэтов по соответствующим им группам. Кто из них оставался вне течений и направлений? (Цветаева, Есенин – примыкал к имажинистам)

- А может быть, кто-то прочтёт стихотворение поэта Серебряного века, которое его чем-то зацепило, тронуло, пусть даже это стихотворение будет автора, не принадлежащего к тому поэтическому течению, которое вы представляете.Звучат стихи.

- Спасибо. Замечательные стихи, из которых составлялись поэтические сборники. А кто готов поработать с заданием по книгам поэтов Серебряного века?

Напротив названия каждого поэтического сборника напишите имя его автора.

  • “Urbietorbi” 1903г.(“К граду и к миру”) – В. Брюсов
  • “Corardens” (“Пламенеющее сердце”) – Вяч. Иванов;
  • “Колчан” – Н. Гумилев;
  • “Четки” – А. Ахматова;
  • “Чужое небо” – Н. Гумилев;
  • “Tristia” 1916-1920гг. (“Скорбная песнь”) – О. Мандельштам.

Русский Серебряный век оказался коротким: история отпустила ему... около трёх десятилетий. Но за это время появилось так много новых имён, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приёмов, что их вполне хватило бы на столетие. Я считаю, что Серебряный век был Началом, Продолжением и Концом, а чего - помогите, пожалуйста, сформулировать и продолжить мои высказывания:

  1. Серебряный век был началом:(модернистской эпохи, Настоящего Двадцатого века, творчества многих русских писателей, которые составили его славу).
  2. Серебряный век был продолжением: (он не смог бы состояться без наследия русского “золотого века”).
  3. Серебряный век был концом: (в 1920-е годы литература начала существовать совершенно в ином историческом и культурном контексте).

Подтверждением наших слов могут быть эпиграфы. (Работа с эпиграфами).

Хочу ещё раз обратить ваше внимание на преемственность. Вы вспомнили Золотой век русской литературы, а он немыслим без такого имени, как ... А.С. Пушкин. Процитируйте строки из его стихотворения “Пророк”.

3-й ученик:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".

Поэт отождествлён с Пророком. Давайте вернёмся к таблице. Вы все отметили в ней особую роль поэта. (Зачитываются ответы учащихся в графе “роль поэта”)

- А как вы понимаете само слово “ПОЭТ”? КТО ТАКОЙ ПОЭТ?

Толковый словарь Ушакова дает 3 определения:

  1. Писатель-художник, создающий поэтические произведения. Писатель, пишущий стихами, стихотворец.
  2. Человек, наделенный высоким творческим дарованием, сильным творческим воображением.
  3. Человек, склонный к мечтательности и фантазированию, далекий от действительности мечтатель, фантазер.

- На ваш взгляд, какое из определений более приемлемо для поэтов серебряного века?

- Мы можем говорить долго, одно бесспорно: поэт – это человек с огромным сердцем, которое может вмещать в себя и пушкинские “умение слушать”, и “умение видеть”, и “умение глаголом жечь сердца людей”, а помимо этого – талант, благородство, патриотизм, принципиальность..

Учитель: А разве это не касается поэтов Серебряного века? А что, по-вашему, можно сказать о поэтах серебряного века, что нового может появилось в их сердцах?

4-й ученик: Огромное желание преобразовать мир. По-своему, но преобразовать, изменить. Учитель: Желание, которое и объединило все течения Серебряного века русской литературы.

Поэзия Cеребряного века – поэзия, проверенная временем. Она вдохновила на творчество многих известных людей. Мы начали наш урок с музыкальной фантазии на стихи А. Блока. А я хочу прочитать вам стихотворение Н.В. Пучковой “Поэзия Серебряного века...”, передающее, на мой взгляд, суть нашей сегодняшней встречи.

Поэзия “серебряного века”.
Ахматова, Блок, Брюсов,
Грусть, тоска.
Поэзия “серебряного века”.
Она не на день, а на все века.
Цветаева, Бальмонт и Мережковский,
Каменский, Сологуб и Гумилёв –
Какой поток имён громокипящий,
Судьбы, надежды, совести поток.
И в памяти перебирая строки,
Что невозможно оценить в деньгах,
Я думаю: бессмысленны упрёки
Из уст всех тех, кто попирал их прах,
Кто их травил, уничтожал, калечил
В людском сознанье дерзкую строку,
Кто очень сильно им давил на плечи,
Кого мы прокляли в другом веку.
Но сколько б дальше не промчалось лет,
Теперь мы знаем: время не помеха.
И с упоеньем будем мы читать
Поэзию “серебряного века”.

Мы говорили о поэзии Серебряного века, о её влиянии на творческих людей. Людей моего поколения.

- А как вы, представители молодого поколения, считаете, нужно ли изучать поэзию Серебряного века сегодня?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к сочинению по поэзии Серебряного века (составить план)