Цель: подвести учащихся к осознанию значения А.С. Пушкина в жизни каждого человека и помочь выработать личностное отношение к его творчеству; ознакомить с историей создания повести и подготовить учащихся к восприятию жанрово-композиционных особенностей произведения, ввести в общую проблематику повести.
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, выставка книг.
Методические приемы: работа с текстом, беседа по вопросам, выразительное чтение, инсценировка, сообщения учащихся, ролевые ситуации (учащиеся выступали в роли историков и биографов).
Ход урока.
Звучит вальс Свиридова к повести «Метель»
1.Вступительное слово учителя.
«У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», - так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.
Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает свое понимание поэта, писателя, видит в нем своего Пушкина.
«Мой первый Пушкин – «Цыганы». Пушкин заразил меня любовью», - писала М. Цветаева.
2.Беседа по вопросам.
-А с вами происходило что-либо подобное? Как вы встретились с Пушкиным? Какие прочитанные вами произведения А.С. Пушкина произвели на вас более сильное впечатление? (Ответы детей).
Вы знаете, ребята, что Пушкин не только поэт, но и прозаик.
-Какие произведения в прозе вам известны? (ответы детей)
А сегодня мы познакомимся с еще одним произведение А.С. Пушкина – повестью «Капитанская дочка».
Вы уже прочитали эту повесть, поделитесь своими впечатлениями. Может, у кого-то уже появился любимый герой, запомнившиеся эпизоды. (Ответы)
Учитель. Ребята, вы не одиноки в своих размышлениях, послушайте, что писал В.Ф.Одоевский о своих впечатлениях после прочтения повести: «Капитанскую дочку» я читал два раза сряду… Савельич-чудо! Это лицо самое трагическое, то есть которого больше всех жаль в повести. Пугачев чудесен, он нарисован мастерски…Я не мог ни на минуту оставить книгу, читая ее даже не как художник, но, стараясь быть просто читателем, добравшимся до повести».
Учитель. Думаю, что вы тоже с таким интересом читали повесть и она не оставила вас равнодушными.
Учитель. До сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это- повесть? роман? хроника или мемуары?
Вам было дано индивидуальное задание поразмышлять над жанром произведения.
Сообщение учащегося: «Капитанскую дочку» можно назвать и романом, и повестью. Толковый словарь дает такое объяснение этим жанрам.
Роман - большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
Повесть - литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.
«Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами.
Хроника - , литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий.
Мемуары -записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий.
В произведении есть художественный вымысел. Но оно написано в форме воспоминаний, семейных записок, показывает жизнь людей, а также в нем даны изображения и исторических лиц, и исторических событий, а потому содержит в себе особенности всех названных жанров. Но всё-таки это повесть. В ней переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами проблему чести, долга.
Учитель: Сам Пушкин назвал «Капитанскую дочку» повестью.
«Капитанская дочка» - историческая повесть, в основу произведения легло крупное событие из истории России II половины 18 века – Пугачевское восстание. Произведение появилось не сразу, сначала Пушкин работал над историческим трудом «История пугачевского бунта».
- Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к истории Пугачевского восстания? Что же известно нам о работе Пушкина над материалами пугачевского восстания? Попросим наших историков и биографов рассказать об этом ?
Биограф. В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему всё, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе.
Пушкин. «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов… разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою… Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения.»
Биограф. А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки.
«Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя: объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону.
- А что сообщают историки о пугачевском восстании?
Историк. Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, произошло в 1773-1774 годах в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерина II, убитый в 1772 году во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 году появился человек, который назвал себя Петром III ( это был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 года исход ее был решен, 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. Казнен в Москве.
Учитель. Для нас сейчас все это давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий- из числа дворян и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались. Если для дворян Пугачев был «злодеем, извергом», то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, это личность постепенно приобрела легендарные черты: воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде «заступнике». Знал ли все это многообразие мнений Пушкин? Очевидно – да. Обратимся к документам.
Биограф. Осенью 1833 года Пушкин приехал в Оренбург для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Бёрду. Пушкина ждали. Пришли в дом старой казачки Бунтовой, которая своими газами якобы видела Пугачева. Пушкин стал расспрашивать ее.
(Инсценировка)
Пушкин
Расскажи матушка, видела Пугачева? Ну какой он из себя?
Бунтова
Чего ж рассказывать, чудной ты, барин... Ну, мужик плотный, здоровенный, борода до пояса. Рядом с ним генералы его. Присягали ему здесь на коленях.
Пушкин
А спой-ка, матушка, песню про Пугачева.
Бунтова
Из-за леса, леса темного
Не бела заря занималася,
Не красно солнце выкаталося,
Выезжал ту-то добрый молодец,
Добрый молодец, Емельян – казак,
Емельян – казак, сын Иванович.
Под ним добрый конь сив-буршахматный,
Сива нривушка до сырой земли,
Он идет – спотыкается,
Вострой сабелькой подпирается,
Горючими слезами заливается,
«Что ты, мой добрый конь, рано спотыкаешься?
Али чаешь над собой невзгодушку,
Невзгодушку, кроволитьице.
Мы бились трое суточки
Не пиваючи, не едаючи,
Со добра коня не слезаючи.»
Учитель. Кто знает, может, тогда Пушкин слышал песню, наподобие той, которая сейчас прозвучала. А теперь послушаем очевидцев из дворянского лагеря.
Историк. Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в детстве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце
Учитель. Эту характеристику дал Пугачеву один из современников Пушкина, историк Броневский.
Учитель. А каким изобразил Пугачева А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?
Обратимся к страницам повести, какие эпизоды вы выделили? (комментированное чтение отрывков).
Учитель. У Пушкина Пугачев свой. У него есть достоинства и недостатки. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить себе человека и готовность ему помочь. Но об этом мы будем говорить на других уроках.
Учитель. Скажите, ребята, от чьего лица ведется повествование в повести?( ответ ученика)
Учитель. Петр Гринев занимает особое место в повести. Это не только действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь.
Пушкин не сразу нашел своего героя. Историю о том, как это происходило, вы сейчас услышите.
Биограф. Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов произведения «Капитанская дочка».
Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванович – офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. Но исторические факты, которые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет.
В черновых вариантах появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перевода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша. Но и это было отвергнуто потом.
Наконец появляется герой, который станет главным в тексте повести – Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов.
Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые подозревались в «сообщении со злодеями», но по следствию оказались невинны.
Учитель. Так героем пушкинской повести становится молодой офицер Петр Гринев. Вместе с этим героем мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед.
Учитель. Ребята, многие из вас, наверное, заметили «Пропущенную главу», которая напечатана в конце произведения. Эта глава не вошла в окончательную редакцию повести и сохранилась в черновой рукописи. Почему же Пушкин забраковал эту главу? Об этом мы узнаем из сообщения ученика.
Учитель. Мы видим, что повесть «Капитанская дочка» давалась Пушкину нелегко.
-А сейчас давайте вспомним, какие еще есть действующие лица в повести? ( ответы учащихся)
Учитель. А знаете ли вы, что Маша Миронова любимая героиня Пушкина, и не случайно повесть называется «Капитанская дочка». Тихая робкая капитанская дочка стала победительницей в сложных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка» Пушкин хотел подчеркнуть, что его в первую очередь интересуют человеческие отношения.
Учитель. В критической литературе существуют разные мнения о произведении «Капитанская дочка». Одни видели в нем повествование о двух влюбленных; другие – лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания; третьи – этап духовного становления молодого человека на жизненном пути которого постоянно возникают проблема выбора: кто прав?
Мы постараемся ответить на все вопросы в ходе изучения повести.
Учитель. А теперь обратите внимание на дату, которая стоит в конце повести.
19 октября 1836 год. Подпись – издатель.
Учитель. Что эта дата значила в жизни Пушкина? (годовщина лицея)
В 1836г исполнялось 25 лет со дня основания лицея, это последняя лицейская годовщина в жизни Пушкина.
Эта дата – знак, замещавший пушкинскую подпись. Через несколько месяцев А.С.Пушкин погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свое завещание – свою последнюю повесть «Капитанская дочка». Уже 170 лет, как живет эта книга, и жизнь ее на этом не заканчивается. Еще многие века читатели будут искать ответы на загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял А.С. Пушкин в конце творческого пути.
Итог урока. Сегодня на уроке мы получили много новой информации, узнали, как работал А.С. Пушкин над повестью «Капитанская дочка», поразмышляли над жанром и согласились с тем, что перед нами все-таки повесть, определили, что главной проблемой, которую ставит автор произведения, является проблема чести и долга.
Домашнее задание.
Перечитать главы 1,2, подготовить сжатый пересказ; страница 211-212 вопросы.