Цели урока:
- создать условия для формирования умений анализировать, сопоставлять, обобщать; раскрыть замысел писателя о единстве человека и природы;
- создать условия для развития мыслительного и речевого навыков, а также творческих способностей учащихся;
- воспитывать эстетический вкус, чувство восприятия прекрасного через общение с живописью и музыкой; воспитывать чувство любви ко всему живому на Земле, бережное отношение к природе.
Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина «Сосновый бор»; рисунки учащихся; музыкальное произведение Е.Доги «Лес».
Подготовительный этап урока: класс разбит на группы, каждая группа получила название и задания:
- «Биологи» – рассказать о флоре и фауне леса около Блудова болота из сказки-были Пришвина «Кладовая солнца».
- «Географы» – подготовить сообщения о торфяных болотах, о торфе как полезном ископаемом.
- «Искусствоведы» – представить картину И.И.Шишкина «Сосновый бор».
- «Художники» – изобразить в рисунках образы и эпизоды из сказки-были «Кладовая солнца».
- «Актеры» – инсценировать отрывок из произведения Пришвина.
- «Лингвисты» – дать толкование лексического значения слов, используя словарь.
Эпиграф к уроку:
Все прекрасное на земле – от солнца,
а все хорошее – от человека.
М.М.Пришвин
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Этап мотивации и целеполагания:
Вступительное слово учителя: Тема нашего урока и проста, и загадочна одновременно «Тайна Блудова болота». Обратите внимание на эпиграф к уроку. Наша задача – осуществить взаимосвязь между темой урока и эпиграфом. Нам известно, что Блудово болото находится в лесу, а лес, бесспорно, среди природы занимает особое место. «Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание». (М.Пришвин.) Таким человеком, художником, чувствующим лес, умеющим передать не только красоту, но звуки и запахи леса, был И.И.Шишкин.
1) рассказ группы «искусствоведов» о художнике Шишкине и его картине «Сосновый бор»:
И.И.Шишкин – живописец лесов и долин – был необыкновенным знатоком и любителем леса. Он до совершенства знал анатомию деревьев разных пород. Смотришь на его «лесные» пейзажи и кажется: вы внезапно вошли в лес, ощущая аромат и свежесть. И.И.Шишкин – уроженец Вятской губернии, и в картинах своих изображает вятские хвойные леса. Одна из лучших картин художника называется «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872). На картине изображен глухой лес, ручей с темно-желтой водой, сквозь которую видно дно, усеянное камнями. Слева – высокая, упирающаяся в небо сосна; рядом – склонившаяся березка. Внизу под ними коряги, мхи, папоротники. Справа – под соснами, на пригорке – два медведя, один поглядывает на улей, привязанный к сосне. Рядом – сломанное дерево с вывороченным корнем. На заднем плане картины – лесная глушь. Над лесом голубое небо с легкими белыми облачками. Картина Шишкина придает бодрости, радости. Художник словно хочет сказать: «Что может быть лучше природы, такой, какая она есть. Ее не надо приукрашивать, она прекрасна сама по себе».
- Какое отношение имеет картина Шишкина к теме нашего урока?
- О чем будет наш урок? Что мы должны узнать нового? Чему научиться?
3. Изучение нового материала:
Задание 1: послушайте сообщения группы «биологов» и ответьте на вопросы:
История жизни ели и сосны, растущих вместе:
Лет двести назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
- Каков символический смысл истории жизни «несчастных деревьев»? В чем их несчастье?
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают «оживить» природу в сказке-были Пришвина?
История Серого помещика: (пересказ главы VІ сказки-были «Кладовая солнца»).
- Почему волка в деревне называли Серым помещиком?
- Каковы причины его злобы по отношению к людям?
Звучит музыкальный отрывок из произведения Е.Доги «Лес».
- Что вы представили, слушая этот музыкальный фрагмент?
Описание тетерева:
…тетерев Косач…сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике,…Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост.
Завидев солнце над болотными жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья и крикнул:
– Чуф, ши!
По-тетеревиному, «чуф», скорее всего, значило солнце, а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй».
- С какой целью так красиво описывает тетерева Косача автор?
Место произрастания клюквы:
Кто никогда не видал, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. Также брусника, кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.
- Почему Пришвин дает описание ягод, растущих на болоте, и подробно рассказывает о клюкве?
Что же такое лес, по мнению писателя Пришвина?
(Ответы учащихся.)
Задание 2: послушайте сообщения группы «географов» и ответьте на вопросы:
Торфяное болото – что это такое?
При слове «болото» у большинства из нас возникают представления о гиблых, топких местах. Болотом называется такой переувлажненный участок земной поверхности, где произрастает характерная болотная растительность и происходит постоянное образование торфа. Характерной чертой болот является недостаток кислорода, поэтому отмершие растительные остатки очень долго разлагаются. Такие полуразложившиеся растительные остатки и называются торфом. Болота образуются в результате зарастания озер, застоя воды в местах выхода родников и при близком залегании грунтовых вод. Особенно много болот на Севере страны, так как количество выпадающих осадков превышает испарение.
Болота бывают низинными и верховыми. Типичным является верховое торфяное болото, покрытое кочками из болотной травы пушицы. На торфяном болоте можно встретить чахлые деревца сосны или березы, кусты багульника, ягоды брусники, голубики, клюквы. Верховые болота получают влагу в виде атмосферных осадков, поэтому почти лишены минеральных солей.
Болота имеют большое водоохранное значение: накапливая огромные запасы воды, они регулируют водный режим рек и поддерживают водный баланс территории. Болота – это гигантские фильтры, очищающие проходящие через них воды.
Неоценима роль российских болот для поддержания равновесия климата. Ученые подсчитали, что болота России поглощают столько углекислоты, сколько выбрасывают промышленные предприятия и транспорт.
Болота – это кладовые торфа, который является ценным удобрением, хорошим топливом и прекрасным теплоизолятором. Из торфа путем переработки получают торфяную смолу и торфяной воск. Известны обеззараживающие свойства торфа, поэтому на основе торфа производятся некоторые лекарства и проводится грязелечение – торфотерапия.
Торф – одно из тех полезных ископаемых, по запасам которого Россия занимает первое место в мире: запасы торфа насчитывают 160 миллиардов тонн, что составляет более 60% мировых запасов.
- Почему образуются болота?
- Почему торф – полезное ископаемое? Каково предназначение торфа?
Описание Блудова болота: (пересказ главы VІІІ сказки-были «Кладовая солнца»).
- Почему болото, куда отправились дети, называется Блудовым?
- Что такое елань? Почему она называется Слепая?
- Докажите, что описание Блудова болота реально?
Сопоставьте слова «солнце – торф – болото». В чем их взаимосвязь?
(Ответы учащихся.)
Задание 3: посмотрите инсценированный эпизод «Настя и Митраша в лесу» из сказки-были Пришвина и ответьте на вопросы:
Отрывок из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Настя – А почему это лыко называется волчьим?
Митраша – Отец говорил, будто волки из него себе корзинки плетут.
Настя – А разве тут есть еще волки?
Митраша – Ну, как же! Отец говорил: тут есть страшный волк Серый помещик.
Настя – Помню. Тот самый, что порезал перед войной наше стадо.
Митраша – Отец говорил: он живет на Сухой речке в завалах.
Настя – А нас с тобой он не тронет?
Митраша – Пусть попробует!
(Вдруг среди звуков леса послышался вой.)
Настя (испугавшись) – Митраша, что это так страшно воет вдали?
Митраша – Наверно, Серый помещик. Отец говорил, что волки воют весной, потому что им есть нечего. А Серый еще и один остался, вот и воет.
(Ребята подошли к развилке двух троп.)
Настя – По какой тропе нам идти?
(Митраша стал смотреть по компасу.)
Митраша – Мы пойдем на север по этой тропе.
Настя – Нет, мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место – Слепая елань, сколько погибло там людей и скота. Нет, нет, Митрашенька, не пойдем туда. Все идут в эту сторону, значит, там и клюква растет.
Митраша – Много ты понимаешь! Мы пойдем на север, как отец нам говорил, там есть палестинка, где еще никто не бывал
Настя – Да это не тропа! Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?
Митраша – Пусть все ходят. Мы должны идти по стрелке на север к палестинке.
Настя – Очень даже глупо нам по стрелке идти: как раз в самую Слепую елань угодим.
Митраша – Ну, ладно, я с тобой больше спорить не буду. Ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, а я пойду по своей тропке на север.
- Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а покинули друг друга? Они ведь знали, что в лесу бродит безжалостный волк, а в болоте есть гибельное место.
- Докажите, что автор не одобряет поведения Митраши и Насти.
- Почему именно в тот момент, когда Настя забыла о брате, перед ней появилась собака Травка?
- Как вы думаете, какую правду собирался перешептать Антипыч Травке, чтобы она передала ее людям?
В чем, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека?
(Ответы учащихся.)
Задание 4: послушайте выступление группы «лингвистов» и ответьте на вопросы:
В словаре С.Ожегова у слова «кладовая» имеется три значения:
- помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья;
- место хранения корма, запасов на зиму у животных;
- средоточие каких-либо скрытых богатств, ценностей.
По нашему мнению, третье значение слова подходит к теме урока. Многозначным является и слово «храм»:
- здание для богослужащих, церковь;
- место, внушающее благоговение;
- сфера высоких духовных ценностей.
Лес в сказке-были Пришвина – это храм, где происходит очищение от плохого.
- В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Какие богатства подразумевает писатель?
- Объясните символический смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».
4. Итог урока: прочитайте еще раз эпиграф урока и объясните смысл слов Пришвина.
Сказка-быль «Кладовая солнца» – это повествование не столько о полезных ископаемых, сколько о людях, о их доброте, верности, щедрости, любви, – одним словом, духовности, человеческом отношении друг к другу, к природе. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека.
5. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру в любом жанре по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».
6. Рефлексия: оцените свое участие в уроке; подумайте и запишите, какое напутствие автора вы возьмете с собой в жизнь.