Литература
-
Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения "Бородино"». 5-й класс 2014
Урок представляет некоторые элементы анализа и служит подготовительной работой на пути к комплексному исследованию поэтических текстов. Основная направленность урока – глубокое эмоциональное восприятие картины Бородинского сражения, проникновение чувством патриотизма.
-
Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Стихотворение "Парус"». 6-й класс 2013
Урок прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. По своей типологии урок является обучающим и направлен на знакомство учеников с биографией поэта, анализ его лирического произведения, а также на сопоставление литературного произведения с произведениями других видов искусства.
-
Урок литературы по теме «Н.С. Лесков "Человек на часах"» 2013
Урок посвящён изучению литературы XIX века, творчеству Николая Семеновича Лескова, рассказу «Человек на часах». Писатель всегда стремился убедить читателей в том, что праведничество – естественное и закономерное явление русской жизни и в этой жизни с её пороками и несправедливостями, искал и находил праведных людей. Урок построен на понимании авторского текста, умении работать со словом индивидуально и при обучении в сотрудничестве, умении видеть эпоху, характеризовать лиц исторической эпохи.
-
Урок литературы по теме «Начало конфликта между героем и обществом в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"» 2014
Цель урока: мотивировать учащихся на прочтение комедии «Горе от ума». В ходе урока анализируется произведение А.С. Грибоедова, устанавливаются причинно-следственные связи, строятся рассуждения.
-
Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"» 2012
Цель урока: раскрыть образ "маленького человека"; провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
-
Урок литературы по теме «Пасхальный рассказ А.П. Чехова "Казак"» 2010
Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня. Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.
-
Урок литературы по теме «Поединок силы физической и силы духовной в трагедии Эсхила "Прометей Прикованный"». 9-й класс 2012
Урок литературы в 9-м классе по трагедии Эсхила "Прометей Прикованный" поможет учащимся понять, что в поединке силы физической и духовной моральная победа всегда остаётся за духовной силой. На уроке повторяются особенности жанра и элементы строения трагедии, формируются умения анализировать текст драматического произведения, сравнивать героев по определённому принципу.
-
Урок литературы по теме «Проблема истинного искусства в повести Н.В. Гоголя "Портрет"». 8-й класс 2013
Урок по повести «Портрет» с ИКТ и диалоговой технологией обучения. В ходе анализа текста учащиеся постепенно приходят к выводу о том, что злые чары, исходящие от портрета ростовщика, убивают не только талант художников, но и калечат их судьбы. Электронный вариант тестирования поможет учителю выяснить уровень восприятия произведения и провести рефлексию знаний.
-
Урок литературы по теме «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 5-й класс 2012
Цель урока: проверить знание текста сказки, учить отбирать материал для сообщения о герое, учить сравнивать героев.
-
Урок литературы по теме «Трагическая судьба простого советского человека и ее отражение в рассказе В.Астафьева «Пролетный гусь»" 2010
Урок предлагается проводить в разделе программы «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» после изучения творчества писателей А. Солженицына, В. Шаламова. На уроке учащимся предстоит проанализировать содержание рассказа и ответить на вопрос, в чем трагизм судьбы простого советского человека.
-
Урок литературы по теме «Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"». 11-й класс 2012
На уроке рассматривается особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита", обращается внимание на символику числа три в романе, что помогает понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, а также уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности. Урок развивает интерес к личности и творчеству писателя.
-
Урок литературы по теме «Уроки нравственности в рассказе К.Г.Паустовского "Телеграмма"». 8-й класс 2017
Цели урока: ввести учащихся в мир рассказа Паустовского «Телеграмма», помочь увидеть глубину содержания рассказа, выйти на понимание смысла названия рассказа; активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся (оценка героев и их поступков, роль пейзажа в повествовании); формировать коммуникативные умения, необходимые для построения текста (синквейны, письмо), умения правильно выражать свои мысли.
-
Урок литературы по теме «Человек и природа в рассказе Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади"». 7-й класс 2014
Урок литературы посвящен анализу рассказа советского писателя Ф.А. Абрамова. Проходит в форме журналистского расследования. Применяя технологии личностно-ориентированное обучение, ИК-технологии, учитель с учащимися выявляют особенности раскрытия темы, доказывают, что отношение человека к природе ‒ характеристика его нравственных качеств, учатся выделять главное в тексте, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, уважать мнение других, любить литературу.
-
Урок литературы по теме «Это все мне родное и близкое…» Жизнь, личность, творчество С.А. Есенина 2015
Цель урока: познакомить учащихся с биографией С. Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов; показать, как развивался поэтический талант С.Есенина, кто оказал на него влияние. Урок будет эффективен как в 5-м классе, так и в 11-м классе, но только как вводный урок по биографии и творчеству Сергея Александровича Есенина.
-
Урок литературы по теме: "А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке". Сравнение с "Легендой об арабском астрологе" В. Ирвинга", 7-й класс 2005
Основной этап урока - сравнение "Сказки о золотом петушке" А.С. Пушкина с "Легендой об арабском астрологе" В. Ирвинга и определение особенности пушкинского произведения - реализуется через применение личностно ориентированной технологии, технологии групповой работы, а также локальной технологии исследования текста художественного произведения.
-
Урок литературы по теме: "Евгений Замятин: "Мы" - роман-предупреждение" 2009
Против каких страшных катастроф предостерегает своих современников и потомков Е.Замятин? Почему роман «Мы» относят к антиутопическому жанру? На эти вопросы будут находить ответы учащиеся, анализируя роман и сравнивая его идеи с идеями Достоевского. Ролевая игра, используемая на уроке, позволит лучше понять трагедию человека, живущего в тоталитарном государстве.
-
Урок литературы по теме: "Источники бунта Родиона Раскольникова" 2006
Занятие на тему "Источники бунта Родиона Раскольникова" отражает пути формирования в педагогическом колледже культуротворческой образовательной cреды. Цель занятия - выявить источники бунта Родиона Раскольникова на основе анализа условий жизни, в которых зарождаются античеловеческие теории; подвести будущих учителей к самостоятельному осмыслению конфликта между героями и миром, отрицаемым ими, противостояния циничных теорий и совести.
-
Урок литературы по теме: "Качества личности через призму юмора" 2006
На примере отрицательных качеств личности героя воспитывается негативное отношение к ним. Используя различные литературные приемы и средства, учитель через отрицательное, формирует у учащихся правильные представления о добре и зле, хорошем и плохом, эгоизме и уважении к другим людям. Урок имеет большое воспитательное значение.
-
Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с историей создания комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
-
Урок литературы по теме: "Любовь и жизнь" (в прозе И. Бунина, А. Куприна и в русской поэзии) 2006
Целью урока является: осмысление слова "любовь", понимание этого чувства на основе наглядных примеров из произведений писателей-классиков; развитие умения понимать себя, свои желания, анализировать свои поступки; воспитание правильного отношения к своим чувствам и к чувствам другого человека, душевной чуткости и внимания к окружающим, сдержанности необузданных чувств.
-
Урок литературы по теме: "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель "портрета поколения" 2006
На уроке учащиеся знакомятся с произведением М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" - первым психологическим романом в литературе.
-
Урок литературы по теме: "Мир сатиры" (по рассказам М. Зощенко), 6-й класс 2005
Очень часто, работая с художественным текстом, ребята сталкиваются с различными трудностями. Игра помогает им почувствовать себя свободными и независимыми. Цель данного занятия через игру научить детей работать с текстом, выделять в нем главное, основное; научить их быть внимательными читателями. Работа с лексикой и составление своего текста приобщает детей к творческой деятельности. На уроке используются различные виды деятельности, что переключает внимание детей и быстро снимает усталость.
-
Урок литературы по теме: "Мифы Древней Греции". Тесты 2006
Предлагаю вашему вниманию тест-викторину к заключительному уроку "Мифы Древней Греции". Вопросы и тест составила сама.
-
Урок литературы по теме: "Муса Джалиль – поэт-герой". 5-й класс 2007
Биография татарского поэта Мусы Джалиля, который смысл всей своей жизни видел в служении народу, имеет большое воспитательное значение. На уроке учащиеся знакомятся с яркими страницами жизни поэта, читают его бессмертные стихи, учатся анализировать лирическое произведение, находить художественные средства выразительности, раскрывать идею стихотворения. Урок воспитывает в учащихся чувство гордости, патриотизма, чувство уважения к старшему поколению, чья юность совпала с грозными годами войны.
-
Урок литературы по теме: "Образ маленького человека" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2006
На уроке ученики самостоятельно раскрывают понятие «маленький человек» в литературном произведении, знакомятся с особенностями изображения «маленького человека» в повести А.С. Пушкина. В качестве наглядного материала используется презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. Экскурсия по музею литературного героя, музыка И. Шварца к кинофильму «Станционный смотритель» помогает ребятам окунуться в эпоху и лучше понять образ «маленького человека» Самсона Вырина.
-
Урок литературы по теме: "Писатели русского зарубежья. Л.Н. Андреев "Кусака". 2009
Данный тип урока соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий развитие учеников. Такое обучение способствует повышению уровня гуманитарного образования школьника, развитию нравственности, воспитанию чувства прекрасного, патриотизма, бескорыстия, глубокого внимания к окружающим и пытливости мысли.
-
Урок литературы по теме: "Поэтический образ Родины в стихотворении А.С. Пушкина "Зимнее утро" 2007
Урок литературы в 5-м классе, построенный на работе творческих групп, приоткрывает секреты поэтического мастерства и показывает связь литературы с другими видами искусства.
-
Урок литературы по теме: "Природа глазами М.М. Пришвина в повести "Кладовая солнца" 2006
Из всех писателей выбрала Пришвина, так как тема природы волнует каждого. Это связано с красотой родного края. Необходимо учить детей анализировать произведение, выделять основную мысль, прививать бережное отношение к природе.
-
Урок литературы по теме: "Символика яблока в русской литературе": "И к царевне наливное…" 2006
Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов. Воспитывать нежное трепетное чувство к наследию прошлого, приобщать к различным видам искусства; умению видеть не только красоту, но и тайну бытия.
-
Урок литературы по теме: "Сопоставление повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" с самостоятельно прочитанной "Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" 2005
Тест, подготовленный мной для урока по сопоставлению повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", был использован как заключительный элемент и содержал восемь вопросов, составленных по обоим произведениям. Задания проверяли не только знание текстов и содержали цитатный материал, но и затрагивали теоретические понятия (ирония, тема, критический отзыв). На выполнение и самопроверку ушло 3 минуты, а результат говорит сам за себя: 100% качества в каждом классе, где проводился урок.