Литература
-
Урок литературы. 10-й класс 2014
Урок знакомит с творчеством поэта. Тема любви в лирике А.С. Пушкина – выражение восторга красотой, гимн чувству, возвышающему и облагораживающему человека, выражение безграничного уважения к женщине. Учащиеся анализируют и выражают свое отношение к произведению.
-
Урок литературы. 10-й класс. Тема: "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — итог его творчества" 2008
Итоговый урок в изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он построен таким образом, чтобы дети приняли в нем активное участие. Этой цели служат следующие методы и виды деятельности: поисково-исследовательская работа, групповая, выступления с сообщениями, пересказ сказок и беседа по содержанию, умение делать выводы. Работая над содержанием, учащиеся должны раскрыть художественное своеобразие сказок, отметить художественные средства выразительности, определить, что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными и что разделяет.
-
Урок литературы. 6-й класс. "Незабываемый мир детства" . Лев Николаевич Толстой. "Отрочество", глава II, "Гроза" 2009
Шестиклассники отличаются сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, они замечают художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. На данном уроке сделана попытка открыть им "секреты" автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей.
-
Урок литературы. 9-й класс. Тема: "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина" 2012
Целью урока является углубление знаний учащихся, связанных с любовной лирикой А.С. Пушкина, приобретение навыков анализа стихотворений. Задачи на урок поставлены не только обучающие и развивающие, но и воспитательные. Размышляя над жизнью поэта, учащиеся размышляют и о своей сегодняшней жизни, проводят параллель между XIX и XXI веками.
-
Урок литературы. А.С. Пушкин. Болдинская осень 2008
Урок знакомит учащихся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина - Болдинская осень.
-
Урок литературы. Анализ художественного своеобразия рассказа Л.Андреева "Петька на даче" (5-й класс) 2010
Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных знаний через создание творческих исследовательских работ позволяет формировать теоретико-литературные понятия как условие анализа литературно-художественного произведения, развивать коммуникативные навыки речи.
-
Урок литературы. Владимир Мономах. "Поучение" 2009
Урок изучения нового материала с целью формирования представлений о прошлом, древнерусской литературе, этикете; представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры; углубление сведений о Владимире Мономахе.
-
Урок литературы. Дж. Лондон "Любовь к жизни". 6-й класс 2014
В статье представлен урок, направленный на формирование навыков работы с текстом на примере произведения Джека Лондона "Любовь к жизни". В ходе урока ученики анализируют текст, а дома составляют цитатный план.
-
Урок литературы. И.А. Бунин "Куст сирени". 8-й класс 2013
Учащиеся выделяют проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей. Учатся связному ответу на вопросы. На уроке продолжается развитие навыков анализа художественного текста, развивается монологическая речь, умение отбирать и обобщать отобранный материал.
-
Урок литературы. И.Бунин "Господин из Сан-Франциско" 2013
Урок направлен на создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
-
Урок литературы. Литературно-поэтический альманах "Он сердцем прост, он нежен был душою"(Жизнь и творчество В.А. Жуковского) 2005
XIX век был бурным и противоречивым. Это век расцвета романтизма. Романтическое направление в русской литературе не было однородным. Одни романтики прославляли революционную борьбу, воспевали преданность Отчизне, гражданственность. Другие - уходили в мир мечты, в мир своих чувств, переживаний. Таким был В.А.Жуковский. Страницы альманаха расскажут об этом удивительном человеке.
-
Урок литературы. Погружение в мир героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2012
Урок настраивает учащихся на внимательное прочтение произведения. Проза Достоевского - особый мир, который требует от читателя активного сопереживания, внимания к деталям, психологическим нюансам повествования. Глубокий анализ текста первой главы романа помогает учащимся почувствовать особую атмосферу мира героев Достоевского, понять их характеры, чувства, поступки, проникнуть в напряженное биение мысли автора.
-
Урок литературы. Поэма "Мцыри". Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова 2005
Разбирая язык художественного произведения, постигается идея, мировосприятие автора и персонажа, тем самым совершенствуются навыки филологического анализа текста. В процессе исследовательской деятельности формируется аналитическое и креативное мышление, развиваются исследовательские умения. Работа в творческой группе способствует развитию коммуникативных навыков, помогает учащимся реализовать свои возможности и способности.
-
Урок литературы. Проблема человека и природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2009
Завершающий урок по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». Цель урока: воздействуя на эмоции и чувства учащихся, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе, связать описание природы с основной проблематикой произведения.
-
Урок литературы. Рассказ О.Генри "Вождь краснокожих". 5-й класс 2012
Урок проводится после знакомства учащихся с юмористическими рассказами А.П. Чехова («Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Пересолил»). В первой части занятия школьники вспоминают те художественные приемы, которые использует Чехов в своих ранних произведениях. Основная часть урока посвящена изучению некоторых страниц жизни современника Чехова, американского писателя-юмориста О. Генри и анализу его рассказа «Вождь краснокожих».
-
Урок литературы. Сказки народов мира. Арабские сказки. "Тысяча и одна ночь" 2006
Цель урока: познакомить учащихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и научить находить типичные черты волшебных сказок; формировать умение работать с историко-литературной статьей.
-
Урок литературы. Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке". 5-й класс 2012
Вниманию учащихся предлагаются основные признаки явной и неявной фантастики, зачитываются отрывки из сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Исследовательская работа заключается в умении находить признаки явной и неявной фантастики в литературной сказке. Работа учащихся в группах под руководством учителя активизирует познавательную деятельность учащихся. Делается упор на анализ текста.
-
Урок литературы. Тема: "Два героя – две идеологии", по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про Ивана Васильевича…" 7-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с эпохой правления Ивана Грозного, историей создания "Песни...". Ученики определяют роль поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова, сопоставляют образы Кирибеевича и Калашникова, анализируют текст, выделяют языковые особенности поэмы, совершенствуют навыки могологической речи и выразительного чтения.
-
Урок литературы. Тема: "Дружба в лирике А.С. Пушкина". 9-й класс 2012
Цель урока: изучение творчества А.С. Пушкина. Познакомить учащихся с посланиями поэта, расширить представления школьников о личности А.С.Пушкина, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, развивать образное мышление; воспитывать на примере жизни поэта умение дружить. В течение урока учащиеся должны почувствовать, понять, почему изучение "Дружбы в лирике А.С. Пушкина" так актуально сегодня. У них должен проявиться интерес к творчеству поэта.
-
Урок литературы. Тема: "Изучение басни И.А. Крылова "Обоз"". 8-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с баснями И.А. Крылова, повторяет и обобщает знания о баснях, обращает внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.
-
Урок литературы. Тема: "Лирика иркутских поэтов". Марк Сергеев. "Колдовские превращения воды" 2010
Урок повышает интерес к интегрированию предметов: литература Восточной Сибири и ИЗО, развивает познавательные возможности обучающихся, наблюдательность, рисование по представлению, формирует умение анализировать поэтическое произведение с привлечением литературоведческих понятий.
-
Урок литературы. Тема: "Нравственный мир современника в повести В.Ф. Тендрякова "Ночь после выпуска" 2009
Литература играет важную роль в системе школьного гуманитарного образования. Учителя русского языка и литературы имеют большие воспитательные возможности для формирования духовных и нравственных качеств личности учащихся. При изучении классической и современной литературы воспитывается эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию, доброта и культура речи. Урок рекомендуется проводить в выпускном классе.
-
Урок литературы. Тема: "Образ родины в русской поэзии". 5-й класс 2013
Цель: выявить своеобразие есенинского стихотворения. Способы решения этой проблемы: анализ образного строя стихотворения, использование художественных средств, языка произведения, эмоционального настроя, фактов биографии. Язык произведения меняется от простых предложений до сложных распространенных. Центральный образ ‒ дорога. Аналогия ‒ дорога жизни. Анализ художественных средств. Ученики обращают внимание на олицетворение, метафору, инверсию, эпитеты.
-
Урок литературы. Тема: "Обучение словесному рисованию на примере стихотворения И.З. Сурикова "Зима"". 5-й класс 2012
Урок построен на основе технологии целостного мышления. Активизирует каналы восприятия на основе слухового (музыкальное сопровождение и авторская обучающая релаксация), информационного, опорного образа и вкусового образа.
-
Урок литературы. Тема: "Рассказ А.Платонова "Юшка"" 2012
Урок помогает учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя. На уроке у учащихся развиваются навыки анализа произведения, монологической речи, логическое мышление. Урок способствует воспитанию высоких нравственных качеств и интереса к произведениям А.Платонова.
-
Урок литературы. Тема: "Своеобразие поэтики и проблематики русской лирики середины XIX в." 2012
На уроке учащиеся смогут увидеть своеобразие русской лирики середины ХIХ века через сравнительную характеристику творчества замечательнейших русских поэтов Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
-
Урок литературы. Тема: "Смысл названия романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"". 10-й класс 2012
Урок продолжает изучение романов русских писателей 2-й половины XIX века и открывает изучение романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Цель: выявить нравственную и философскую идею романа. Раскрыть смысл названия романа и выяснить его идейно-художественного своеобразие.
-
Урок литературы. Тема: "Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку" по повести Н.В. Гоголя "Вий" 2012
Идея разработки – постижение фантастического в творчестве Н.В. Гоголя, а так же характера и функции гротеска. Учащиеся в процессе урока составляют опорную карточку, постигают тайну философских взглядов писателя, работают над определением проблем, затронутых в произведении.
-
Урок литературы. Тема: "Художественные приемы раскрытия внутреннего мира героя" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"). 10-й класс 2012
Урок литературы построен на основе анализа отдельных эпизодов произведения. В ходе работы учащиеся размышляют над тайной имени Порфирия Головлева, дают речевую и портретную характеристику героя, наблюдают за авторскими ремарками. Звучащий в классе текст художественного произведения позволяет десятиклассникам осознать современность классики и понять, что М.Е. Салтыков-Щедрин говорит с каждым из нас, «пишет не о каком-то чудовищном человеке, стоящем особняком среди людей, а о каждом из людей».
-
Урок литературы. Тема: "Что за прелесть эти сказки!" 2-й класс 2012
Представлен урок внеклассного чтения с ИКТ. В занимательной форме проводится опрос по прочитанным произведениям.